16.07.2024

Новости

31.05.2024 Финал «Атмосферы»

31.05.2024 Вопросы финансов

31.05.2024 Киренск. Подготовка к выборам

30.05.2024 Итоги заседания комиссии

30.05.2024 Поправки в закон

30.05.2024 Размер избирательных фондов

29.05.2024 Чунский район. Формирование «молодежки»

29.05.2024 Нукутский район. Заседание теризбиркома

28.05.2024 Тулун. Конкурс рисунка

28.05.2024 Казачинско-Ленский район. Заседание комиссии

Поступательное развитие


Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) обнародовала традиционный доклад об итогах кампаний, состоявшихся в единый день голосования в 2023 году. Эксперты проанализировали процесс подготовки, организации и проведения выборов, оценили совершенствование механизмов общественного контроля и наблюдения за электоральными процедурами.

Закрепление опыта

Единый день голосования 2023 года стал одним из самых масштабных электоральных событий последних лет: выборы состоялись в 85 регионах. Всего прошло 4270 избирательных кампаний. В выборах могли принять участие почти 67 миллионов избирателей. Более чем за 33 тысячи мандатов боролись свыше 81 тысячи кандидатов, представлявших в общей сложности 20 зарегистрированных политических партий, а также являвшихся самовыдвиженцами.

Во второе воскресенье сентября состоялись дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, выборы высших должностных лиц субъектов Федерации, депутатов законодательных органов власти регионов, глав муниципальных образований и депутатов местных дум.

Незадолго до старта кампаний, в мае, в избирательное законодательство были внесены важные изменения, которые закрепили сложившиеся электоральные практики, конкретизировавшие использование новых форм голосования, уточнившие правовые основы инфраструктуры выборов и института общественного контроля.

Так, уточнен правовой механизм реализации инновационных технологий, направленных на расширение избирательных прав граждан, обеспечение открытости и гласности выборов, защиту избирательной системы и избирательного процесса от деструктивного внешнего и внутреннего воздействия.

– Кроме того, изменения были призваны сохранить принципы периодичности и своевременности проведения выборов, несмотря на внешние обстоятельства, усовершенствовать организационную и техническую инфраструктуру выборов в соответствии с запросами общества и технологическими возможностями государства, – говорится в докладе.

Получили новое правовое оформление требования к организации и проведению дистанционного электронного голосования (ДЭГ), законодательно закрепленные еще в 2022 году. В их основу был положен практический опыт, полученный во время применения ДЭГ на предыдущих выборах. Порядок проведения ДЭГ с использованием федеральных государственных информационных систем был дополнен нормами, расширяющими возможности общественного наблюдения за ходом голосования и порядок расшифровки результатов выборов в условиях проведения кампаний в нескольких часовых поясах.

Эти дополнения расширили права наблюдателей, закрепив механизмы очного и дистанционного наблюдения, в том числе одновременно. Кандидаты, партии и структуры общественного наблюдения получили право заблаговременно определять и направлять своих представителей для подготовки и адаптации к современным цифровым инструментам.

Для оперативного оглашения результатов волеизъявления в каждой конкретной избирательной кампании была предусмотрена процедура сборки ключа, расшифрования результатов и формирования протоколов после завершения голосования в конкретном регионе.

Больше возможностей

В законодательство были внесены изменения, создающие дополнительные механизмы реализации активного избирательного права для граждан, оказавшихся в день голосования вне территории проведения выборов. Теперь на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации можно образовывать специальные экстерриториальные избирательные участки за пределами региона, в котором проводятся выборы, создавать соответствующие участковые избиркомы (УИК) или возлагать полномочия на УИК, сформированные в других регионах.

Для обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, политической конкуренции и общественного контроля законодательное оформление получило масштабирование общественного наблюдения на выборах. В частности, была закреплена обязательность наличия института общественного наблюдения и право Общественной палаты России и региональных общественных палат направлять наблюдателей на кампаниях всех уровней.

Проведено более четкое разделение участников избирательного процесса в соответствии с их базовыми функциями, обозначены границы полномочий доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, представителей СМИ. Поскольку основной задачей доверенных лиц является представление интересов кандидата и ведение агитации в его пользу, полномочия доверенных лиц прекращаются с завершением агитационного периода.

Уточнен порядок участия представителей СМИ в освещении заседаний избирательных комиссий и хода голосования на участке. Такое право получили аккредитованные представители средств массовой информации, работающие на основании трудового договора, заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Также был уточнен порядок осуществления фото- и видеосъемки на избирательных участках.

Выдвижение и регистрация

Кампании 2023 года продемонстрировали высокий уровень электоральной активности и интереса к выборам как со стороны кандидатов, представляющих политические партии, так и со стороны самовыдвиженцев. В выдвижении кандидатов приняли участие 23 политические партии из 27 зарегистрированных. Эксперты отмечают, что на этапе выдвижения на выборах всех уровней наблюдался высокий уровень конкуренции между политическими партиями, кандидатами, шло активное участие в кампаниях партийных представителей. Кроме того, улучшилось качество партийного участия.

Анализ динамики выдвижения, в сравнении с прошлыми циклами, показывает, что активность политических партий в регионах и городах качественно возросла. Точечное выдвижение одного-двух кандидатов у большинства партий сменилось масштабным, а уровень подготовки сделал масштабной и регистрацию кандидатов.

– Этап регистрации, как показывает практика, в значительной части случаев не обходится без потерь. Некоторые кандидаты и избирательные объединения, осознав, что переоценили свои возможности, отказывались от участия и выбывали из кампании на основании заявлений. Ряд кандидатов и партий, выдвинувших списки, не заявляя об отказе от участия в выборах, просто не представляли необходимый для регистрации пакет документов. Максимальное число таких кандидатов (23%) было зафиксировано на выборах глав регионов, – анализируют итоги авторы доклада.

Части кандидатов и избирательных объединений было отказано в регистрации из-за отсутствия необходимого количества подписей и иных нарушений требований законодательства. При всем этом в текущем году на выборах всех уровней зафиксировано минимальное количество отказов в регистрации кандидатов (1,5%).

Рост явки

Высокий уровень активного участия партий в кампаниях, зафиксированный на этапе выдвижения, сохранился и после завершения регистрации. По итогам выборов всех уровней депутатские мандаты и выборные должности получили представители 13 политических партий. Также было избрано 2700 самовыдвиженцев.

Например, в выборах депутатов региональных органов законодательной власти участвовали представители 12 партий, а также самовыдвиженцы. Депутатские мандаты получили представители девяти партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», «Новые люди», «Коммунисты России», «Родина», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость, «Зеленые». В среднем партийное представительство составило 4,25 партии. Кроме того, в мажоритарных округах в шести регионах победили самовыдвиженцы.

Выборы продемонстрировали и высокий уровень политической активности избирателей. В голосовании приняли участие 31,5 миллиона человек из 67 миллионов. Средняя явка составила 45,65%. Этот показатель стал самым высоким с 2013 года. Так, в прошлом году средняя явка достигла 35,03%, в 2020 году – 41,17%, в 2019 году – 39,57%.

– Рост явки, готовность значительного числа граждан России реализовать свое активное избирательное право является демонстрацией доверия к избирательному процессу. Постоянное совершенствование процедур контроля за выборами, развитие инфраструктуры выборов, применение новых форм голосования, результатом которых становится повышение уровня комфортности и удобства для избирателей, выступают в качестве основных факторов обеспечения роста внимания к выборам, – отмечается в докладе.

Армия наблюдателей

В 2023 году с учетом избирательных новаций были обновлены «Золотой стандарт» наблюдения Общественной палаты России и методическая программа, разработанная ассоциацией НОМ. В июне обучение прошли региональные преподаватели, которые впоследствии провели обучающие мероприятия для наблюдателей в регионах.

Всего в 49 регионах состоялось 1309 семинаров, обучение прошли 103739 наблюдателей. В их числе как общественные наблюдатели, так и представители от политических партий и кандидатов.

Методическая программа включала несколько образовательных блоков: правовой статус наблюдателей и иных участников процесса, законодательное регулирование выборов, процедура наблюдения и особенности общественного контроля за разными формами голосования, виды и формы возможных нарушений, алгоритмы верификации информации.

Программа предусматривала не только теоретическую часть, но и интерактивную ролевую игру «Модельная УИК». Она позволила наиболее полно погрузиться в процесс для нивелирования возможных нарушений непосредственно уже в дни голосования.

Были усовершенствованы технические инструменты функционирования инфраструктуры общественного наблюдения. В частности, на сайте НОМ функционировала «Карта сообщений», было обновлено мобильное приложение ассоциации, позволяющее наблюдателям во время выборов иметь под рукой необходимую вспомогательную информацию.

В дни голосования на избирательных участках и в помещениях территориальных избирательных комиссий за выборами следили 182798 наблюдателей, представлявших политические партии, кандидатов и субъекты общественного контроля. В числе партий, направивших наибольшее число наблюдателей, оказались «Единая Россия» (41022 человека), КПРФ (16026), ЛДПР (6074), «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (6727), «Новые люди» (5963). Также на избирательных участках присутствовали 4657 представителей СМИ.

Наличие значительного числа наблюдателей стало важным фактором, обеспечившим соблюдение законодательства, реализацию избирательных прав граждан. По мнению председателя НОМ Александра Брода, наблюдатели стали реальной силой, которая противостояла нарушениям, фейкам, дисциплинировала членов УИК и создавала прозрачную, правовую среду для волеизъявления избирателей.

«Защитники» выборов

Практика развертывания инфраструктуры общественного наблюдения последних лет показала важность функционирования площадок общественных штабов по наблюдению за выборами в регионах и аккумулирования на этих площадках всей актуальной информации о ходе избирательных кампаний.

В состав штабов вошли ведущие политологи, юристы, социологи, общественники и руководители региональных отделений крупных общественных организаций, региональные уполномоченные по правам человека, электоральные эксперты и представители СМИ.

В единый день голосования общественные штабы действовали во всех регионах, где проходили выборы высших должностных лиц и законодательных собраний, а также выборы в органы местного самоуправления административных центров, дополнительные выборы депутатов Государственной Думы.

На протяжении всего электорального цикла на площадках штабов проводились открытые мероприятия, на которых обсуждались избирательные новеллы, региональная специфика каждого из этапов избирательных кампаний, порядок и особенности использования дистанционного электронного голосования. По мнению экспертов, это поспособствовало широкому информированию граждан, разъяснительной работе о возможностях и формах голосования.

Одними из ключевых направлений деятельности штабов стали обучение и подготовка общественных наблюдателей. Для этого использовались методические рекомендации НОМ, памятки и чек-листы, разработанные экспертами ассоциации.

Всё на виду

Для обеспечения видеонаблюдения региональные общественные палаты создали 50 центров общественного наблюдения (ЦОН). В их состав вошли члены общественных палат, представители наблюдательского и экспертного сообществ, партий, кандидатов, общественных и некоммерческих организаций, гражданские активисты и представители СМИ.

Всего, по данным ЦИК России, средствами видеофиксации (видеокамерами с возможностью трансляции и видеорегистраторами) были оснащены 1383 территориальные избирательные комиссии и 47375 избирательных участков в 75 регионах. Решение о создании ЦОН принималось общественными палатами исходя из масштаба избирательной кампании.

– Работая в тесном взаимодействии с наблюдателями на участках и общественными штабами, видеонаблюдатели осуществляли независимый объективный контроль происходящего в помещениях для голосования, проверку информации, поступающей от граждан и медиа, – обращают внимание докладчики.

При необходимости представители ЦОН и общественных штабов выезжали непосредственно на участки, взаимодействовали с избирательными комиссиями соответствующих уровней. Новым направлением работы ЦОН стало дистанционное наблюдение за ДЭГ из помещения центра, осуществлявшееся в 22 регионах. В дни голосования в работе ЦОН участвовали более 1300 человек.

– Постоянный видеоконтроль позволяет констатировать, что голосование и подсчет голосов на избирательных участках прошли в соответствии с нормами избирательного законодательства. Было выявлено и своевременно пресечено всего три случая явного нарушения норм избирательного законодательства, – говорится в докладе.  

Проверка сигналов

С 7 по 11 сентября для координации работы общественных штабов, наблюдателей, направленных на участки общественными палатами, сбора обращений избирателей на площадке Общественной палаты России работал ситуационный центр. Волонтеры и эксперты центра осуществляли взаимодействие с наблюдателями, проверку проблемных случаев. В бесперебойном режиме работала телефонная горячая линия.

Наблюдатели, руководствовавшиеся «Золотым стандартом», немедленно сообщали в ситуационный центр о любом отклонении от стандарта. В дни голосования поступило 280 сообщений о предполагаемых отклонениях. Также за время работы ситуационного центра было зафиксировано 146 обращений от граждан. Все данные оперативно проверялись. Более 70% сообщений о возможных проблемах не подтвердилось. Значительная часть проблем носила технический характер и была устранена непосредственно на участках.

Для общего анализа ситуации в регионах, оперативного реагирования на нештатные ситуации и широкого информирования общественности ассоциация НОМ в дни голосования развернула экспертный ситуационный центр. Результаты аналитической работы отображались на «Карте сообщений» и обсуждались в рамках открытых мероприятий с прямыми включениями экспертов и представителей общественных штабов регионов.

На протяжении трех дней голосования в непрерывном режиме проводилась верификация всех поступавших сообщений о ходе выборов. Если информация содержала сведения о возможных проблемах, специалисты экспертного центра осуществляли многоуровневую проверку и совместно с электоральными юристами давали правовой комментарий по ситуации.

Информацию на «Карту сообщений» о ходе голосования наблюдатели и иные участники избирательного процесса могли отправить с помощью мобильного приложения НОМ и через сайт ассоциации. Все сообщения проходили модерацию, во время которой проводилась проверка и по ее результатам сообщению присваивался соответствующий статус.

За весь период голосования на «Карту сообщений» НОМ поступило 32866 сигналов. Из них информационными признаны 32764 сообщения, фейки – 44, решенные проблемы – 52, подтвердившиеся нарушения – шесть.

– Анализ кампаний, состоявшихся в единый день голосования 2023 года, позволяет сделать вывод о поступательном развитии российской избирательной системы, совершенствовании избирательного законодательства, оптимизации условий проведения выборов, форм голосования, методов общественного контроля, – считают эксперты.

По материалам nom24.ru

Фото из архива облизбиркома

 

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости