8.09.2024

Новости

06.09.2024 Интервью «АИСТу»

06.09.2024 Единый день голосования

06.09.2024 Прием заявлений о голосовании на дому

05.09.2024 Ангарск. Довыборы в думу

05.09.2024 Тулунский район. Второй семинар

05.09.2024 Лекции для студентов

04.09.2024 Готовность к выборам

04.09.2024 Запрет на обнародование опросов

04.09.2024 Слюдянский район. Работа участковых комиссий

03.09.2024 Вниманию наблюдателей

Аборигены, мини-Трамп и «банановый» президент


Пока наша редакция была на каникулах, в мире произошло много интересных событий: октябрь выдался очень насыщенным на зарубежные выборы. Где-то избирали глав государств, где-то – депутатов национальных парламентов. В других странах состоялись референдумы. Некоторые кампании особенно запомнились.

Против «Голоса»

Австралийцы подумали и проголосовали против «права голоса» аборигенов. Жители материка 14 октября участвовали в референдуме. Они должны были ответить на вопрос «Предлагается закон: изменить Конституцию, чтобы признать коренные народы Австралии путем создания Голоса аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Одобряете ли вы это изменение?». Против поправок в основной закон проголосовало национальное большинство (60%), а также большая часть избирателей в каждом штате из шести.

Планировалось, что новая структура, получившая название «Голос», станет закрепленным в конституции, постоянно действующим консультационным органом в федеральном парламенте страны. В его компетенцию должны были войти советы и консультации по вопросам, касающимся аборигенов, для депутатов парламента.

При этом никаких решений «Голос» принимать не смог бы, у структуры не было бы права вето или каких-либо финансовых полномочий. Ее рекомендации не являлись бы обязательными для парламента.

Сторонники поправок видят в таком результате расизм и политику в стиле Трампа, как они это сами называют. Однако многие эксперты и политики считают, что причина, скорее, в неудачной кампании поддерживающих изменения и, наоборот, эффективной кампании их противников, неспособности властей договориться с оппозицией и игнорировании реального беспокойства многих австралийцев по поводу роста стоимости жизни.

Конституция Австралии вступила в силу 1 января 1901 года. С этой даты в стране провели 19 конституционных референдумов, но только восемь из предложенных 44 поправок получили одобрение граждан. Предыдущий референдум состоялся в 1999 году.

Сомнительная победа

Польша 15 октября выбирала членов сейма – нижней палаты национального собрания республики. Кампанию назвали исторической. Во-первых, на участках была зафиксирована рекордная более чем за 30 лет явка, которая составила 72,9%. Во-вторых, историчность момента заключалась в реальном шансе оппозиции перехватить власть у правящей уже два срока с 2015 года партии «Право и справедливость» (ПиС).

Консерваторы во главе с Ярославом Качиньским за восемь лет настолько увлеклись «особым путем» Польши, что в Европе всерьез стали опасаться катастрофических последствий для единства континента и страны в случае прихода ПиС на третий срок.

Постоянные идеологические склоки с Брюсселем и соседями довели до того, что правящие элиты большинства стран континента, не говоря уже о евробюрократии, почти не скрывали желания стать свидетелями победы оппозиции.

Но всё же с результатом 35,3% голосов правящая партия победила, однако этого не хватит для формирования нового правительства. Вслед за победителем расположились жестко оппозиционные властям силы, суммарно набравшие почти 54% голосов: «Гражданская коалиция» (30,7%), «Третий путь» (14,4%) и «Новые левые» (8,6%). Финишировавшая пятой «Конфедерация» (7,1%) могла бы оказаться спасением для ПиС, но ее мандатов не хватит для того, чтобы команда консерваторов осталась у власти на третий срок.

В итоге мандаты в 460-местном сейме распределились так: ПиС – 194 кресла, «Гражданская коалиция» – 157, «Третий путь» – 65, «Новые левые» – 26, «Конфедерация» – 18. Таким образом, три оппозиционные партии в сумме получили 248 мест, что больше минимально необходимого большинства.

На этих выборах было много ярких моментов. Так, в одной гмине (наименьшая административная единица Польши. – Прим. ред.) местный житель Лукаш Литевка выдвинулся в качестве технического кандидата. Для верности его фамилию даже поместили на последнее место в избирательном бюллетене. Кампания получилась нестандартной: кандидат карнавалил, усыновлял собак. При этом слоганом его кампании было: «Последний в бюллетене – первый в делах!». В итоге, к собственному удивлению и негодованию соперников, Лукаш победил.

Швейцария в нейтралитете

В Швейцарии 22 октября состоялись выборы в обе палаты федерального парламента. В кампании по выборам членов национального совета (верхняя палата, 200 депутатов) победу одержала правоконсервативная Швейцарская народная партия, выступающая за ограничение иммиграции, строгое соблюдение нейтралитета, неучастие страны в Евросоюзе и НАТО и сохранение запрета на реэкспорт оружия в зоны конфликтов. Всего партия получила 62 места, это на девять больше, чем на выборах 2019 года.

За ней следует Социал-демократическая партия с 41 мандатом, что на два мандата больше, чем на выборах четыре года назад. Две другие партии, входящие вместе с ней и Швейцарской народной партией в коалиционное правительство, – Партия центра и «Либералы» – получили в национальном совете соответственно 29 и 28 депутатских мандатов.

Таким образом, у Партии центра теперь на одно место больше, чем после выборов 2019 года, а у «Либералов» на одно меньше. Остальные партии, представленные в парламенте, значительно отстали от четверки лидеров. В частности, Зеленая партия Швейцарии получила 23 места, потеряв пять, а Зеленая либеральная партия получила 10, что на шесть меньше, чем после выборов 2019 года.

Что касается выборов в нижнюю палату (совет кантонов, 46 депутатов), то окончательные результаты станут известны в конце ноября, так как в 10 кантонах, включая Берн, Женеву и Цюрих, предстоят вторые туры.

Милей за доллар

В Аргентине теперь есть свой Трамп, правда «на минималках». На выборах президента этой страны лидером первого тура стал кандидат от правящей аргентинской коалиции, министр экономики Серхио Масса. Он набрал 35,8% голосов. Его ближайший соперник депутат Хавьер Милей получил поддержку 30,5% избирателей (он-то и поражает своей эксцентричностью).

Для победы в первом туре кандидатам требовалось набрать 45% голосов либо 40% – в случае разрыва с ближайшим соперником в десять и более процентов. Второй тур состоится 19 ноября.

Милей выступает с ультраправых позиций, является противником абортов и полового воспитания в школах. Он называет себя анархо-капиталистом и ультралиберальным экономистом, объявил о намерении противостоять политическому истеблишменту страны, ликвидировать 10 министерств, угрожал закрыть центробанк, обещал перевести Аргентину на доллар.

– Центральные банки делятся на четыре категории: плохие, такие как Федеральная резервная система, очень плохие – вроде тех, что в Латинской Америке, ужасно плохие и Центральный банк Аргентины, – заявил Милей.

В американских СМИ его прозвали мини-Трампом, заявив о сходстве с бывшим президентом США. Милей считает Трампа одним из лучших президентов в истории Соединенных Штатов и носит кепки с его лозунгом «Сделаем Америку снова великой».

Популярность Милея основана на серьезных экономических трудностях Аргентины. Страна переживает шестую рецессию за десятилетие, а инфляция достигла самого высокого уровня с 1990-х, когда государство преодолело гиперинфляцию. В апреле 2020-го один доллар обменивали на 80 песо, тогда как к октябрю 2023-го курс доллара превысил 1000 песо, следует из данных неофициального обменного курса. В Аргентине, в отличие от большинства крупных экономик, нет свободно плавающего обменного курса. Разрыв между официальным и параллельным курсами превысил 170%.

Из аутсайдеров в лидеры

Эквадор только со второго раза смог определиться, кто будет возглавлять страну в ближайшее время. Кандидат от альянса «Национальное демократическое действие» Даниэль Нобоа 15 октября победил во втором туре выборов президента Эквадора. Он набрал 52% голосов, его «левая» соперница Луиза Гонсалес (коалиция «Гражданская резолюция») – около 48%.

Нобоа обещает спасти экономику Эквадора с помощью программы по стимулированию производства и занятости за счет государственной поддержки малых и средних предприятий, налоговых льгот для компаний и привлечения иностранных инвестиций. Политик также выступает за ужесточение контроля за наркотиками и улучшение снабжения правоохранительных органов.

35-летний Нобоа стал самым молодым президентом Эквадора в истории страны. Правда, главой государства он будет недолго. А всё потому, что минувшие выборы были досрочными. Президент Гильермо Лассо назначил их, чтобы избежать импичмента по обвинению в игнорировании предупреждений о растрате средств. Следующая кампания состоится по графику – в 2025 году.

Победа Нобоа – событие неожиданное. Дело в том, что перед первым туром опросы демонстрировали его низкую поддержку среди избирателей – всего около 3%. Полученные им по итогам первого тура 23% голосов стали для многих неожиданностью, как и сейчас победа во втором туре.

Даниэль Нобоа в политике всего пару лет (из бизнесмена он переквалифицировался в депутата в 2021 году), однако его фамилия довольно известна среди избирателей. Его дед Луис Нобоа, основавший компанию по экспорту бананов, считался самым богатым человеком в Эквадоре, отец Альваро Нобоа продолжил семейный бизнес, что, впрочем, не помешало ему аж пять раз выставлять свою кандидатуру на пост президента Эквадора. Но каждый раз он терпел неудачу.

По материалам rbc.ru, kommersant.ru, tass.ru, t.me/cikrossii, t.me/procedurki, rg.ru

Фото David Gray

Голосование

Какой способ голосования Вы считаете оптимальным?

Всего голосов: 5




Видеоновости