1.05.2025

Новости

30.04.2025 С праздником!

30.04.2025 Экскурсия в избирком

30.04.2025 Молодежный парламент

28.04.2025 Уточнение сведений

28.04.2025 Заседания теризбиркомов

28.04.2025 Схема округов

25.04.2025 Регистрация кандидатов

25.04.2025 Отчеты партий

25.04.2025 Конкурс библиотек

24.04.2025 Аттестация госслужащих

Выборы в девяностые


Юбилей избирательной системы Иркутской области, который отмечается в этом году, позволяет полистать страницы старых газет и вспомнить, как формировались органы власти на заре демократии. На какие этапы избирательной кампании обращали внимание журналисты и о чем стремились сообщить своим читателям.

«Порадеть за народ»

Очень ярким и содержательным в политическом смысле оказалось начало 1998 года. В газете «Восточно-Сибирская правда» от 21 января 1998 года писали: «Через два месяца Приангарье снова будет выбирать. На этот раз в органы местного самоуправления и на три вакантных места в Законодательное собрание. 22 марта пройдут довыборы в городскую Думу и областной парламент по 8-му округу в Иркутске. 29 марта областной центр поддержат города и районы. Их жителям предстоит избрать 30 глав местного самоуправления и 12 дум.

Активно началась предвыборная кампания в Братске. Стать мэром изъявили желание уже пять человек, в их числе нынешний городской глава Иван Невмержицкий и депутат Законодательного собрания, генеральный директор братской швейной фабрики «Браво» Владимир Данилов.

Краткий анализ показывает, что в мэры в основном идут руководители: либо городов и районов, либо крупных и средних предприятий. Все они – избранники инициативных групп или самовыдвиженцы.

Активность в этом важном деле политических партий и общественных организаций, по словам председателя областной избирательной комиссии Виктора Игнатенко, близка к нулю.

Как и прежде, много желающих порадеть за народ в депутатском кресле среди иркутян. Вот и нынче по округу №8 в Законодательном собрании уже насчитали шесть кандидатов. Остается только надеяться на активность в день выборов иркутян-избирателей.

Менее активно стремятся в областной парламент на два освободившихся места кандидаты из Братска и Усть-Кута. В городе на Лене о сборе подписей объявили два претендента. О братских выдвиженцах облизбирком пока ничего не знает».

Помощь бюджета

Вопросы финансов – всегда одни из самых интересных для граждан, поэтому журналисты тщательно следят за расходами кандидатов. Отдельные статьи были по этой теме в «Восточке». В феврале 1998 года корреспондент Юрий Соловьев в своем материале «Мелкие кандидатские расходы» высказал предположение, что величина избирательного фонда – весомый фактор в борьбе за политическую карьеру, и описал механизм, когда муниципалитеты выделяли средства на кампании кандидатов. Сейчас подобные действия запрещены законом, но в самом начале становления российской демократической государственности такие прецеденты были.

«В начавшейся выборной кампании на посты глав муниципальных образований большую роль сыграют размеры денежных фондов кандидатов. У кого щедрые спонсоры, тот сможет активнее развернуть агитационные мероприятия. Но есть и фиксированные суммы, в одинаковой мере распределяемые между претендентами из местных бюджетов. Дума Зиминского района, например, выделила в кандидатский фонд 12 тысяч рублей, а значит, каждому из четырех досталось по 3 тысячи рублей на “раскрутку”.

А вот зиминцам-горожанам повезло меньше – всего по 500 рублей на брата-кандидата. Столько же отстегнули участникам предвыборной гонки в соседнем Саянске. Что ж, хоть и скромно, зато всем поровну».

В конце февраля 1998 года корреспонденты рассказывали о политическом раскладе сил накануне муниципальных выборов в одном из крупных городов области: «На 13 мест в Думу Ангарска претендуют 80 кандидатов. На проведение политической кампании им выделяется по 300, а кандидатам в мэры по 500 деноминированных рублей».

Прозрачность трат

Информационная открытость в 1990-е годы была такой, что накануне выборов в прессе размещались сведения о затратах на проведение муниципальных выборов. К примеру, на муниципальные выборы в Братском районе весной 1998 года выделили 300 тысяч рублей, в Ангарске – 1,2 млн рублей, в Братске – 1,3 млн, в Тайшете – 390 тысяч, в Усолье-Сибирском – 384 тысячи. В целом же муниципальные выборы потребовали 8,992 млн рублей, а довыборы трех депутатов Законодательного собрания – 1,34 млн рублей.

Такие существенные затраты вызывали вопросы об их целесообразности в период экономического кризиса.

Корреспондент «Восточки» в марте 1998 года размышлял: «Российский народ пребывает в состоянии перманентной избирательной кампании. Не успеют отшуметь одни выборы, как на смену им приходят другие. Сейчас в самом разгаре избирательная кампания в органы местного самоуправления. Не за горами выборы депутатов Государственной Думы и Президента. А там, глядишь, подойдет срок избирать депутатов Законодательного собрания и губернатора. А любые выборы, как известно, стоят немалых денег. Избирание органов местного самоуправления только в одном Нижнеилимском районе обойдется налогоплательщикам в 230 тысяч рублей. А если посчитать, сколько на это будет истрачено в целом по области? Может быть, правы те, кто сегодня предлагает не выбирать мэров, а назначать их? Губернатор своим приказом ставит на этот пост человека, разделяющего его взгляды и поддерживающего его программу по обустройству области».

Каждый шаг

Пресса освещала каждый шаг, каждый этап избирательной кампании. Номер «Восточно-Сибирской правды» от 5 февраля: «Девять человек претендуют на освободившееся место в Законодательном собрании по 8-му избирательному округу г. Иркутска.

Коллектив медико-санитарной части №3 треста “Востоксибсантехмонтаж” поддержал выдвижение в депутаты Законодательного собрания области генерального директора АО “Иркутскпромстрой” Антона Шлойдо.

На место, освободившееся после сложения депутатских полномочий Виктором Игнатенко, претендуют также такие известные и малознакомые иркутянам фигуры, как Александр Новиков и Роберт Шепталин, Владимир Кулеш и Николай Бутаков, Дмитрий Постоловский и Владимир Ячменев, Светлана Уралова и Владимир Белобородов, так что жителям Университетского, Первомайского и других микрорайонов округа будет из кого выбирать».

Старались корреспонденты брать комментарии у кандидатов, хотя не всегда это приводило к успеху. К примеру, непростая политическая обстановка в Братске нашла отражение в репортаже: «Попытка журналистов разговорить мэра Братска Ивана Невмержицкого о его планах на предстоящие выборы увенчалась провалом. Иван Павлович уклонился от каких-либо комментариев, категорически заявив, что сегодня он озабочен не выборами, а желает рассчитаться с долгами по зарплате с бюджетниками, создать предпосылки для роста в городе новых рабочих мест, заняться решением экологических проблем. Тем не менее Иван Невмержицкий категорически возразил против попыток его политических противников через средства массовой информации ревизовать деятельность команды при помощи Уголовного кодекса, не утруждая себя доказательствами».

Слова на пользу

Исходя из газетных заметок, кампания в Братске в 1998 году была очень конкурентной.

«В Братске к двум реальным соперникам – действующему мэру Ивану Невмержицкому и директору швейного производства «Браво» Владимиру Данилову – в последние дни прибавился Александр Петрунько. Заместитель главы областной администрации, а еще недавно директор Братской ГЭС.

Это уже десятый претендент, который вступит в предвыборную борьбу. И кажется, последний, поскольку осталось совсем мало времени до начала регистрации кандидатов. Нынешний вице-губернатор Александр Петрунько внесет существенные коррективы в выборный марафон Братска. Ожидается, что некоторые кандидаты снимут свои кандидатуры в его пользу и объединятся в единый блок, потому что ощущают за Александром Петрунько мощную поддержку областной власти и капитала. Ожесточенная борьба начнется между двумя партиями власти – областной и городской. И в этом противостоянии братчанам еще предстоит узнать много интересного».

В предвыборные баталии в Братске были вовлечены многие политические силы, включая главу региона. Корреспонденты писали: «Масла в предвыборный огонь подлило посещение Братска губернатором Борисом Говориным. И хотя глава субъекта Федерации однозначно дал всем понять, что в ход выборов на местах не вмешивается и советов и по тому и по другому кандидату не дает, а иначе бы ввел более дешевый институт назначения глав местного самоуправления, его отдельные высказывания активно используются противоборствующими сторонами. К примеру, братчанам было небезынтересно узнать, что благословение губернатором Александра Петрунько на выборы мэра Братска, растиражированное городскими СМИ, не соответствует действительности. Губернатор, напротив, был огорчен, что команда его оголилась. В свою очередь, телевизионные клипы А. Петрунько оперативно были начинены критическими высказываниями Бориса Говорина о состоянии дел в Братске. Так что хотел того губернатор или нет, братчане сегодня каждый его жест, каждое его слово пытаются истолковать в пользу того или иного кандидата, причем каждый из соперников за кресло мэра толкует его слова в свою пользу».

Информирование и пиар

Интересно читать газеты тех лет и изучать агитационные технологии, которые использовали претенденты на пост мэра. К примеру, тот же братский кандидат Виктор Казаков оригинально использовал природный ландшафт в агитации: «На снежном склоне у дороги помощники кандидата вытоптали в сугробе призыв в пользу кандидата. Минимум затрат».

В Иркутске кандидаты тоже вели активную кампанию, некоторые даже вписывали в число своих сторонников откровенных противников, и последние со страниц региональной прессы давали опровержения.

В одном из мартовских номеров «Восточно-Сибирской правды» вышел текст с заголовком «Обращение к избирателям сфабриковано»: «Уважаемые земляки, жители Свердловского округа г. Иркутска! Один из претендентов на кресло в Законодательном собрании – г-н Н. распространил среди вас обращение, подписанное несколькими известными людьми. Эта агитка дошла и до меня. И среди “коллектива авторов”, агитирующих за г-на Н., я с удивлением увидел и свою фамилию. Такого нахальства я от него не ожидал. Ведь ему хорошо известно, что в областной Ассоциации жертв политических репрессий за него никто агитировать не станет. На то есть веские причины. Укажу одну из них.

В 1992 году он обманул нас: добился нашей поддержки на выборах в областной Совет, но после избрания сделался важным, недоступным и не выполнил ничего, что пообещал нам.

И несмотря на это, Н., не спрашивая моего разрешения, поставил мою фамилию под текстом, призывающим голосовать за него.

Р. Сафронов, председатель Ассоциации жертв политических репрессий Иркутской области».

Обращался к избирателям со страниц газеты и сам мэр Иркутска Владимир Якубовский. Его слова были связаны не с собственной «предвыборкой», что казалось бы логичным, а с призывом принять участие в выборах депутатов думы. Такую заботу объяснить просто: в тот период существовал порог явки на выборах и игнорирование избирателями своего гражданского долга приводило к необходимости проводить выборы снова и тратить деньги бюджета.

Итак, слова мэра: «Уважаемые иркутяне, жители микрорайонов Ново-Ленино, Университетского, Первомайского, Радужного, Энергетиков, Студгородка!

22 марта в Иркутске состоятся выборы в органы местной власти – городскую Думу и Законодательное собрание области – представителей от ваших микрорайонов.

Я убедительно прошу вас, дорогие иркутяне, проявить гражданскую сознательность, высокую ответственность и принять в выборах активное участие.

Напомню жителям Ново-Ленино, что по 8-му округу эти выборы – повторные. В ноябре прошлого года они из-за низкой активности избирателей не состоялись. На организацию выборов в округе были потрачены большие денежные средства. Эти деньги, так необходимые для горожан, были потрачены впустую. На организацию повторных выборов в думу из бюджета города будет израсходовано 215 тысяч новых рублей. Еще 245 тысяч рублей выделено из областной казны на проведение выборов депутата Законодательного собрания от Свердловского округа. Не хочется думать, но если и эти выборы не состоятся, они по закону будут перенесены на 19 июля, а городской и областной бюджеты вновь понесут расходы на такие же суммы».

Третья попытка

Призывы градоначальника услышали далеко не все иркутяне, это подтвердили итоги тех мартовских выборов.

«Осенняя пассивность избирателей областного центра перешагнула в весеннюю, – писали корреспонденты. – Вновь провалены выборы по 8-му округу в гор. Думу (Ново-Ленино). Не спешили жители Свердловского округа отдать свои голоса и одному из кандидатов в областной парламент. Только подсчитав голоса, члены избирательной комиссии смогли вздохнуть облегченно: 26,9 процента явившихся на избирательные участки хватило, чтобы признать выборы состоявшимися. С подавляющим преимуществом победил руководитель акционерного общества “Иркутскпромстрой” Антон Шлойдо. Он набрал более 43 процентов голосов.

Около 18 процентов проголосовавших предпочли врача Николая Бутакова, около 14 – ведущего инженера “Востсибугля” Александра Новикова, 8 процентов – педагога Владимира Ячменева.

Против всех кандидатов проголосовало почти 14 процентов избирателей.

Итак, выборы в Законодательное собрание от Иркутска состоялись. 245 тысяч рублей, выделенных на них, не пропали даром. Чего нельзя сказать про организацию довыборной кампании в Думу. На третью попытку через три месяца из городской казны будет потрачено еще не менее двух сотен тысяч рублей».

Зато в конце марта 1998 года высокую активность продемонстрировали избиратели в муниципалитетах Иркутской области, в среднем явка составила 51,56 процента.

«Восточка» от 1 апреля писала о результатах муниципальной кампании: «Впервые в истории Приангарья сразу три женщины стали мэрами районов. Такую особенность нынешних выборов отметил на встрече с журналистами председатель областной избирательной комиссии Виктор Игнатенко.

Нелегкую ношу на свои плечи с помощью избирателей взвалили Любовь Корнейчук из Слюдянского, Галина Головченко из Катангского и Нина Суворова из Усольского районов.

Другая особенность нынешней кампании в том, что произошла значительная смена мэров. Только восьмерым представителям “старой обоймы” удалось вновь заручиться поддержкой народа. Девятнадцати, участвовавшим в выборах, придется искать другое место работы.

На некоторых территориях разрыв между победителями и вторыми по набранным голосам кандидатами составил доли процента. Так, в Усольском районе их разделили 10 голосов, в Иркутском – немногим более ста. Подобная ситуация в городе Нижнеудинске, в Катангском районе. Некоторые кандидаты теперь требуют пересчета бюллетеней. Но по закону для такого пересчета нужны не просто желания, а веские основания. Информации для признания каких-то выборов недействительными, по словам Игнатенко, у него нет.

Подводятся итоги выборов и в 12 городских и районных дум. Сегодня можно сказать одно: выборы в них состоялись».

Вот так отразился в зеркале региональной прессы избирательный процесс 1998 года. Немало на страницах областной прессы в тот год было опубликовано агитационных материалов кандидатов, когда в одной статье красовались несколько снимков кандидата в разных ракурсах. Или представители какого-то трудового коллектива расхваливали определенного руководителя, описывая достоинства его и как человека, и как управленца. Сейчас меняется мир, меняются предвыборные технологии, на смену газетным статьям приходят посты и клипы в соцсетях. Тем интереснее вспоминать былое.

Карикатуры И. Клычева

Голосование

Какой способ голосования Вы считаете оптимальным?

Всего голосов: 15




Видеоновости