Новости 06.09.2024 Интервью «АИСТу» 06.09.2024 Единый день голосования 06.09.2024 Прием заявлений о голосовании на дому 05.09.2024 Ангарск. Довыборы в думу 05.09.2024 Тулунский район. Второй семинар 05.09.2024 Лекции для студентов 04.09.2024 Готовность к выборам 04.09.2024 Запрет на обнародование опросов 04.09.2024 Слюдянский район. Работа участковых комиссий 03.09.2024 Вниманию наблюдателей |
Помеченный бюллетень Член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко исследовал тему признания бюллетеней недействительными на президентских выборах в государствах Африки и нашел немало любопытных фактов о состоянии демократического строя в этих странах. Нюансы законов Законодательство ряда государств Африканского континента предусматривает голосование избирателей с помощью как стационарных, так и мобильных (переносных) ящиков. Однако не везде предусмотрена процедура проверки соотношения числа заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать с помощью переносного ящика и числа бюллетеней, обнаруженных в указанных ящиках, что не позволяет установить факт возможного вброса бюллетеней и действительное волеизъявление избирателей. В отдельных государствах закреплено положение о том, что в случае если бюллетень опущен избирателем не в тот ящик для голосования (например, бюллетень на выборах в нижнюю палату парламента опущен в ящик для голосования, предназначенный для выборов членов верхней палаты), он признается недействительным. В электоральной практике некоторых стран Африканского континента при проведении выборов в судебном порядке было признано недействительными значительное число избирательных бюллетеней. Так, в Мали в 2002 году на выборах президента конституционным судом были признаны недействительными по итогам первого тура 25% бюллетеней, второго тура – 15%. Кроме того, еще около 5% избирательных бюллетеней были признаны недействительными, поскольку не были заполнены избирателями. Кто и как считал Избирательные законы большинства государств Африки предусматривают, что подсчет голосов избирателей проводится, как правило, участковыми избирательными органами и копии протокола об итогах голосования предоставляются лицам, уполномоченным присутствовать при подсчете голосов избирателей (например, Ангола, Гана). Хотя есть страны, где подсчет голосов проводится вначале в участковых избирательных органах, затем – в национальном счетном центре (например, Малави) либо изначально в специальных счетных центрах (Намибия). В законах о президентских выборах государств Африканского континента, как правило, закрепляются основания признания избирательных бюллетеней недействительными. Обычно речь идет о незаполненных бюллетенях или заполненных с нарушением требований законодательства. Среди оснований для признания бюллетеней недействительными выделяют, в частности, отсутствие на бюллетене штампа или подписей членов участкового избирательного органа, простановку избирателем напротив сведений о соответствующем участнике парламентских выборов знака, не предусмотренного законодательством. Недействительные избирательные бюллетени, как правило, подсчитываются, и сведения о них заносятся отдельной строкой в соответствующие протоколы об итогах голосования и о результатах выборов. Как показывает электоральная практика, удельный вес недействительных бюллетеней в государствах Африканского континента, применяющих при проведении президентских выборов те или иные избирательные системы либо избирательные технологии, различен. Отличники и отстающие В современной электоральной истории президентских выборов на Африканском континенте (1991–2024 годы) один из самых высоких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными был в Мали – 28,5% (1997 год), за которым следует Того – 27,93% (2020 год), Сан-Томе и Принсипи – 14,3% (1991 год), Алжир – 12,86% (2019 год), Кот-д’Ивуар – 12,4% (2000 год), Ботсвана – 10,18% (2001 год), Бенин – 10,12% (2001 год), Мозамбик – 9,99% (2009 год), Гвинея-Бисау – 9,03% (2014 год). При этом одни из самых низких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными в современной истории выборов на Африканском континенте (1991–2023 годы) были зафиксированы в Гамбии – 0% (2021 год), Конго – 0% (2016 год), Нигерии – 0% (было 13 недействительных бюллетеней в 2023 году), Центрально-Африканской Республике – 0,07% (2020 год), Буркина-Фасо – 0,1% (1998 год), Руанде – 0,14% (2024 год), Демократической Республике Конго – 0,15% (2023 год), Тунисе – 0,16% (2009 год), Экваториальной Гвинее – 0,26% (2002 год), Сьерра-Леоне – 0,39% (2023 год). В целом в первую десятку государств Африканского континента с наибольшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах) входят следующие государства: Того – 27,93% (2020 год), Алжир – 12,89% (2019 год), Союз Коморских Островов – 8,74% (2024 год), Центрально-Африканская Республика – 8,49% (2020 год), Судан – 8,31% (2015 год), Мавритания – 7,95% (2024 год), Мозамбик – 7,45%, Египет – 7,27% (2018 год), Мадагаскар – 7,21%, Мали – 6,56% (2018 год). В первую десятку государств указанного континента с наименьшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах)входят Гамбия – 0% (2021 год), Намибия – 0% (2019 год), Нигерия – 0% (2023 год), Руанда – 0,14% (2024 год), Демократическая Республика Конго – 0,15% (2023 год), Египет – 0,26% (2023 год), Экваториальная Гвинея – 0,3% (2022 год), Чад – 0,38% (2024 год), Сьерра-Леоне – 0,39% (2023 год), Сенегал – 0,76% (2024 год). В целом, как показывает практика, при проведении последних президентских выборов одним из отличительных признаков стало снижение в 23 государствах Африканского континента числа недействительных избирательных бюллетеней: от 10,35% (Кот-д’Ивуар) до 0,01% (Гамбия). При этом в 22 государствах, наоборот, число недействительных избирательных бюллетеней возросло: от 0,09% (Кения) до 8,56% (Алжир). Лицо страны Если провести сравнительный анализ практики признания бюллетеней недействительными в ведущих (в плане экономической развитости) африканских странах, то получаются интересные данные. В Экваториальной Гвинее участие граждан в выборах президента является правом избирателя. При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных бюллетеней является невысоким, но динамичным и волнообразным: в 2002 году оно равнялось 0,3%, в 2009 году – 0,43%, в 2016 году выросло до 3,93%, а в 2022 году снизилось до 0,3%. Таким образом, за последние годы наблюдается незначительный рост – на 0,04% – этого показателя, а пика он достигал в 2016 году – 3,93%. В ЮАР в соответствии с законодательством президент фактически избирается на парламентских выборах: лидер списка кандидатов политической партии, получившей наибольшее число депутатских мандатов, становится главой государства. Поэтому в ЮАР можно проанализировать число недействительных избирательных бюллетеней на парламентских выборах. В целом оно является незначительным: в 2004 году – 1,6%, в 2009 – 1,34%, в 2019 – 1,33%, в 2024 – 1,31%. На выборах президента Сейшельских Островов участие в голосовании – право избирателя, а число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и колеблется в коридоре 1,3%–2,7%. В Тунисе участие в президентских выборах также является правом избирателя. При проведении президентских выборов по мажоритарной системе абсолютного большинства число недействительных бюллетеней постепенно растет: так, если в 1999 году оно равнялось 0,6%, в 2004 – 0,3%, в 2009 – 0,16%, то в 2014 году выросло до 2,49%, а в 2019 году – до 2,66% (очередные президентские выборы должны состояться 6 октября 2024 года). Таким образом, в последние годы (с 1999 года) наблюдается резкий рост числа недействительных избирательных бюллетеней почти в 17 раз. В Габоне голосовать на президентских выборах – обязанность избирателя. При этом показатель недействительных бюллетеней непостоянен и то снижается, то возрастает. В 1998 году он составлял 1,3%, в 2005 – 4,88%, в 2009 – 1,4%, в 2016 – 4,4%, в 2023 – 4,66%. При этом в современной электоральной истории Габона самым высоким данный показатель был в 2005 году – 4,88%, самым низким – в 1986 году, 0,04%. Постоянно растет число недействительных бюллетеней на выборах президента Алжира (избиратель имеет право голосовать, но не обязан). Так, при проведении президентских выборов в 1995 году число недействительных бюллетеней составляло 3,3%, в 2004 – 3,1%, в 2009 – 6,02%, в 2019 – 12,86% (досрочные президентские выборы проводятся 7 сентября 2024 года), т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос в четыре раза. В настоящее время в Египте участие в голосовании на выборах президента является правом избирателя (до 2018 года было обязанностью). Процент недействительных избирательных бюллетеней относительно высокий и растет. Так, в 1999 году этот показатель равнялся 1,27%, в 2005 – 2,4%, в 2012 – 3,19%, в 2014 – 4,07%, в 2018 – 7,27%, в 2023 – 1,01%. Подробнее об этом на сайте rfsv.ru Фото с сайта cdn1.img.sputniknews.africa |