6.09.2024

Новости

06.09.2024 Интервью «АИСТу»

06.09.2024 Единый день голосования

06.09.2024 Прием заявлений о голосовании на дому

05.09.2024 Ангарск. Довыборы в думу

05.09.2024 Тулунский район. Второй семинар

05.09.2024 Лекции для студентов

04.09.2024 Готовность к выборам

04.09.2024 Запрет на обнародование опросов

04.09.2024 Слюдянский район. Работа участковых комиссий

03.09.2024 Вниманию наблюдателей

Помеченный бюллетень


Член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко исследовал тему признания бюллетеней недействительными на президентских выборах в государствах Африки и нашел немало любопытных фактов о состоянии демократического строя в этих странах.

Нюансы законов

Законодательство ряда государств Африканского континента предусматривает голосование избирателей с помощью как стационарных, так и мобильных (переносных) ящиков. Однако не везде предусмотрена процедура проверки соотношения числа заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать с помощью переносного ящика и числа бюллетеней, обнаруженных в указанных ящиках, что не позволяет установить факт возможного вброса бюллетеней и действительное волеизъявление избирателей.

В отдельных государствах закреплено положение о том, что в случае если бюллетень опущен избирателем не в тот ящик для голосования (например, бюллетень на выборах в нижнюю палату парламента опущен в ящик для голосования, предназначенный для выборов членов верхней палаты), он признается недействительным.

В электоральной практике некоторых стран Африканского континента при проведении выборов в судебном порядке было признано недействительными значительное число избирательных бюллетеней. Так, в Мали в 2002 году на выборах президента конституционным судом были признаны недействительными по итогам первого тура 25% бюллетеней, второго тура – 15%. Кроме того, еще около 5% избирательных бюллетеней были признаны недействительными, поскольку не были заполнены избирателями.

Кто и как считал

Избирательные законы большинства государств Африки предусматривают, что подсчет голосов избирателей проводится, как правило, участковыми избирательными органами и копии протокола об итогах голосования предоставляются лицам, уполномоченным присутствовать при подсчете голосов избирателей (например, Ангола, Гана).

Хотя есть страны, где подсчет голосов проводится вначале в участковых избирательных органах, затем – в национальном счетном центре (например, Малави) либо изначально в специальных счетных центрах (Намибия).

В законах о президентских выборах государств Африканского континента, как правило, закрепляются основания признания избирательных бюллетеней недействительными. Обычно речь идет о незаполненных бюллетенях или заполненных с нарушением требований законодательства.

Среди оснований для признания бюллетеней недействительными выделяют, в частности, отсутствие на бюллетене штампа или подписей членов участкового избирательного органа, простановку избирателем напротив сведений о соответствующем участнике парламентских выборов знака, не предусмотренного законодательством.

Недействительные избирательные бюллетени, как правило, подсчитываются, и сведения о них заносятся отдельной строкой в соответствующие протоколы об итогах голосования и о результатах выборов.

Как показывает электоральная практика, удельный вес недействительных бюллетеней в государствах Африканского континента, применяющих при проведении президентских выборов те или иные избирательные системы либо избирательные технологии, различен.

Отличники и отстающие

В современной электоральной истории президентских выборов на Африканском континенте (1991–2024 годы) один из самых высоких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными был в Мали – 28,5% (1997 год), за которым следует Того – 27,93% (2020 год), Сан-Томе и Принсипи – 14,3% (1991 год), Алжир – 12,86% (2019 год), Кот-д’Ивуар – 12,4% (2000 год), Ботсвана – 10,18% (2001 год), Бенин – 10,12% (2001 год), Мозамбик – 9,99% (2009 год), Гвинея-Бисау – 9,03% (2014 год).

При этом одни из самых низких показателей признания избирательных бюллетеней недействительными в современной истории выборов на Африканском континенте (1991–2023 годы) были зафиксированы в Гамбии – 0% (2021 год), Конго – 0% (2016 год), Нигерии – 0% (было 13 недействительных бюллетеней в 2023 году), Центрально-Африканской Республике – 0,07% (2020 год), Буркина-Фасо – 0,1% (1998 год), Руанде – 0,14% (2024 год), Демократической Республике Конго – 0,15% (2023 год), Тунисе – 0,16% (2009 год), Экваториальной Гвинее – 0,26% (2002 год), Сьерра-Леоне – 0,39% (2023 год).

В целом в первую десятку государств Африканского континента с наибольшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах) входят следующие государства: Того – 27,93% (2020 год), Алжир – 12,89% (2019 год), Союз Коморских Островов – 8,74% (2024 год), Центрально-Африканская Республика – 8,49% (2020 год), Судан – 8,31% (2015 год), Мавритания – 7,95% (2024 год), Мозамбик – 7,45%, Египет – 7,27% (2018 год), Мадагаскар – 7,21%, Мали – 6,56% (2018 год).

В первую десятку государств указанного континента с наименьшим удельным весом недействительных избирательных бюллетеней (на последних президентских выборах)входят Гамбия – 0% (2021 год), Намибия – 0% (2019 год), Нигерия – 0% (2023 год), Руанда – 0,14% (2024 год), Демократическая Республика Конго – 0,15% (2023 год), Египет – 0,26% (2023 год), Экваториальная Гвинея – 0,3% (2022 год), Чад – 0,38% (2024 год), Сьерра-Леоне – 0,39% (2023 год), Сенегал – 0,76% (2024 год).

В целом, как показывает практика, при проведении последних президентских выборов одним из отличительных признаков стало снижение в 23 государствах Африканского континента числа недействительных избирательных бюллетеней: от 10,35% (Кот-д’Ивуар) до 0,01% (Гамбия). При этом в 22 государствах, наоборот, число недействительных избирательных бюллетеней возросло: от 0,09% (Кения) до 8,56% (Алжир).

Лицо страны

Если провести сравнительный анализ практики признания бюллетеней недействительными в ведущих (в плане экономической развитости) африканских странах, то получаются интересные данные.

В Экваториальной Гвинее участие граждан в выборах президента является правом избирателя. При проведении президентских выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (в один тур голосования) число недействительных бюллетеней является невысоким, но динамичным и волнообразным: в 2002 году оно равнялось 0,3%, в 2009 году – 0,43%, в 2016 году выросло до 3,93%, а в 2022 году снизилось до 0,3%. Таким образом, за последние годы наблюдается незначительный рост – на 0,04% – этого показателя, а пика он достигал в 2016 году – 3,93%.

В ЮАР в соответствии с законодательством президент фактически избирается на парламентских выборах: лидер списка кандидатов политической партии, получившей наибольшее число депутатских мандатов, становится главой государства. Поэтому в ЮАР можно проанализировать число недействительных избирательных бюллетеней на парламентских выборах. В целом оно является незначительным: в 2004 году – 1,6%, в 2009 – 1,34%, в 2019 – 1,33%, в 2024 – 1,31%.

На выборах президента Сейшельских Островов участие в голосовании – право избирателя, а число недействительных избирательных бюллетеней является невысоким и колеблется в коридоре 1,3%–2,7%.

В Тунисе участие в президентских выборах также является правом избирателя. При проведении президентских выборов по мажоритарной системе абсолютного большинства число недействительных бюллетеней постепенно растет: так, если в 1999 году оно равнялось 0,6%, в 2004 – 0,3%, в 2009 – 0,16%, то в 2014 году выросло до 2,49%, а в 2019 году – до 2,66% (очередные президентские выборы должны состояться 6 октября 2024 года). Таким образом, в последние годы (с 1999 года) наблюдается резкий рост числа недействительных избирательных бюллетеней почти в 17 раз.

В Габоне голосовать на президентских выборах – обязанность избирателя. При этом показатель недействительных бюллетеней непостоянен и то снижается, то возрастает. В 1998 году он составлял 1,3%, в 2005 – 4,88%, в 2009 – 1,4%, в 2016 – 4,4%, в 2023 – 4,66%. При этом в современной электоральной истории Габона самым высоким данный показатель был в 2005 году – 4,88%, самым низким – в 1986 году, 0,04%.

Постоянно растет число недействительных бюллетеней на выборах президента Алжира (избиратель имеет право голосовать, но не обязан). Так, при проведении президентских выборов в 1995 году число недействительных бюллетеней составляло 3,3%, в 2004 – 3,1%, в 2009 – 6,02%, в 2019 – 12,86% (досрочные президентские выборы проводятся 7 сентября 2024 года), т.е. удельный вес недействительных избирательных бюллетеней вырос в четыре раза.

В настоящее время в Египте участие в голосовании на выборах президента является правом избирателя (до 2018 года было обязанностью). Процент недействительных избирательных бюллетеней относительно высокий и растет. Так, в 1999 году этот показатель равнялся 1,27%, в 2005 – 2,4%, в 2012 – 3,19%, в 2014 – 4,07%, в 2018 – 7,27%, в 2023 – 1,01%.

Подробнее об этом на сайте rfsv.ru

Фото с сайта cdn1.img.sputniknews.africa

Голосование

Какой способ голосования Вы считаете оптимальным?

Всего голосов: 5




Видеоновости