Новости 11.10.2024 Уроки «Гражданин и выборы» 11.10.2024 Досрочное голосование 11.10.2024 Учет эфирного времени 10.10.2024 Президент школы 10.10.2024 Уроки правовой грамотности 10.10.2024 Итоги конкурса «Я выбираю» 09.10.2024 Первые выборы 09.10.2024 Онлайн-викторина в Шелеховском районе 09.10.2024 Все отчитались 08.10.2024 Встреча с депутатами |
Двоевластие семнадцатого Февральская революция, 1917 год. В такое время легитимность одного из органов власти – признание его со стороны вооруженных людей – перевешивало легальность другого органа, у которого был законный мандат на всю власть. Как и почему это произошло в России, рассказывает кандидат исторических наук Александр Минжуренко. Объединение в Петросовет Свержение монархического строя в России состоялось под воздействием целого комплекса факторов, начиная от стихийного хлебного бунта и заканчивая заговором генералов. И только на последнем этапе революции в дело вступили организованные политические силы. Весь спектр политических партий России того периода можно разделить на два лагеря: реформистские (буржуазные) партии и революционно-демократический лагерь социалистических партий. Соответственно этому делению на пике революции и появились два органа власти. Параллельно с формированием Временного комитета Государственной Думы здесь же, в Таврическом дворце, 27 февраля был создан Совет рабочих депутатов. В его исполком вошли представители социалистических партий: социал-демократы и социал-революционеры (эсеры). Из первых 15 членов исполкома от большевиков было два человека. Председателем избрали меньшевика Николая Чхеидзе, а его заместителями – меньшевика Матвея Скобелева и эсера Александра Керенского. После пополнения исполкома в нем числились 36 человек, включая семь большевиков. 1 марта Совет рабочих депутатов и созданный Совет солдатских депутатов объединились, образовав Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В состав Петросовета вошли представители рабочих, избираемых на предприятиях по норме один депутат от тысячи рабочих (но не менее одного человека от предприятия), и солдаты – один депутат от роты военнослужащих. А так как в ротах могло быть значительно меньше одной тысячи человек, то при таких нормах представительства при примерном равенстве числа рабочих Петрограда и солдат гарнизона в Совете сложилось преобладание военнослужащих. Всего в Петросовете было 2 тысячи солдат и 800 рабочих. – Подавляющее большинство солдат были из крестьян, следовательно, называть Петроградский объединенный совет органом власти пролетариата не совсем верно, – отмечает автор. Формальная власть В стране сложилось двоевластие: параллельно существовали Временное правительство и Петросовет. Кто из них имел больше прав на власть? Какой орган был более легальным и легитимным? Александр Минжуренко подчеркивает: легальность государственной власти – это юридическое обоснование власти в соответствии с правовыми нормами, в ее основе лежит закон. – В этом отношении Временное правительство обладало известной легальностью, так как его главу назначил еще действующий и законный император. Кроме того, в его состав вошли депутаты Госдумы, избранные туда народом, то есть представители законодательной ветви власти, – пишет историк. У Петросовета не было никаких оснований претендовать на звание легального органа власти, поскольку он явился результатом революционного творчества народа. Однако он обладал другим качеством – он стал легитимным органом власти. – Легитимность же, в отличие от легальности, не юридический факт, а явление, относящееся к социальной психологии. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять, то есть легитимная власть принимается массами. И такое признание Петросовет получил, как показали дальнейшие события, – отмечает исследователь. Однако, по сравнению с Временным правительством, Петросовет был признан лишь в одном городе, но без должного основания пытался распространить свое влияние на фронт и всю страну. Особенно укрепил Совет свою легитимность принятием приказа №1 по Петроградскому военному округу. В нем приказывалось во всех ротах, батальонах и полках выбрать солдатские комитеты. Приказом утверждалось положение, согласно которому во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. А приказы военной комиссии Госдумы предписывалось исполнять выборочно: за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов. Также запрещалось выдавать офицерам оружие, которое должно было находиться в распоряжении солдатских комитетов, титулование офицеров и грубое обращение с солдатами, в частности, обращение к ним на «ты». Этим документом Петросовет окончательно завоевал популярность у солдат и фактически поставил гарнизон под свой контроль. А солдаты в это время представляли собой решающую силу. – Поэтому можно сказать, что Временное правительство обладало формальной властью, а Совет – реальной силой. Но какой-либо борьбы за власть между этими двумя органами не наблюдалось. Временное правительство согласовывало с Петросоветом все свои шаги, начиная с состава кабинета, – обращает внимание историк. Таким образом, Петроградский совет не оспаривал в целом власть Временного правительства, а видел свое предназначение в том, чтобы оказывать политическое давление на официальную власть в целях развития демократической революции и соблюдения интересов трудящихся. Для такого давления у Петросовета были достаточно сильные рычаги. Смирение и поддержка Емкое и довольно точное определение сути режима двоевластия дал военный министр Александр Гучков. – Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, кои допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. Можно прямо сказать, что Временное правительство существует, лишь пока это допускается Советом рабочих и солдатских депутатов. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета, – писал он. Вся эта картина расстановки сил вызывает естественный вопрос: а почему Совет, имея в своем распоряжении 160 тысяч вооруженных солдат, которым никто не противостоял, отдал государственную власть думцам? – Здесь ответ лежит не в области правовых концепций, а в сфере политических доктрин. Совет не отстранил Временное правительство от власти не потому, что у его лидеров был высокий уровень правосознания, а потому, что его социал-демократические меньшевистские вожди руководствовались главным образом положениями марксизма, – отмечается в статье. Руководители Совета исходили из того, что революция в полуфеодальной стране, согласно теоретическим марксистским догмам, могла быть только буржуазной, и власть поэтому и должна была перейти к буржуазии. Лозунги же социалистической революции, по мнению советских деятелей, выдвигать было еще рано. Предстоял длительный период существования капитализма в России, и только на высшем этапе развития этой социально-экономической формации мог быть поставлен вопрос о переходе к социализму. Поэтому деятели Петросовета не просто смирились с оставлением у власти буржуазного Временного правительства, но и сознательно поддерживали его. Самые первые преобразования в области государства и права коснулись тех органов, которые воспринимались как отрицательные символы царского режима. В частности, немедленно были упразднены Департамент полиции и Штаб отдельного корпуса жандармов. Несколько позднее ликвидировано Главное управление по делам печати, которое ведало цензурой. Птенцы Керенского Уже 2 марта 1917 года Керенский своим распоряжением предписал прокурорам страны безотлагательно освободить всех политических заключенных. Одновременно приказывалось вернуть из сибирской ссылки социал-демократов – депутатов Государственной Думы, занявших в начале Первой мировой войны антивоенную позицию. 4 марта распоряжением председателя правительства Львова были отстранены от должности губернаторы и вице-губернаторы. Их заменили губернскими комиссарами Временного правительства, назначаемыми из председателей губернских земских управ. – Вот где пригодились либералам созданные в 1860-е годы органы местного самоуправления. Накопив необходимый опыт управления и выступая своеобразной альтернативой и конкурентом органам государственной власти на местах, земства легко и безболезненно «подхватили» власть в свои руки в нужный момент, – комментирует события Александр Минжуренко. 5 марта была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для проведения расследования о противозаконных действиях бывших царских министров и других высших чиновников. Основанием для этого послужили многочисленные депутатские запросы о нарушениях законности правительственными госслужащими, подготовленные депутатами в период работы всех предыдущих созывов Госдумы. Одним из первых приговоренных к наказанию по результатам работы комиссии был бывший военный министр генерал Владимир Сухомлинов. Сенат признал его виновным в неподготовленности русской армии к войне и приговорил к пожизненной каторге. Была объявлена общая политическая амнистия и одновременно были сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. Среди освобожденных 90 тысяч заключенных оказалось немало уголовных преступников, которых в народе прозвали птенцами Керенского. Результатом этой амнистии в совокупности с преобразованиями в органах правопорядка стало существенное ухудшение криминальной ситуации в стране. 7 марта Временное правительство постановило лишить свободы бывшего императора Николая II и его супругу Александру Федоровну. Арест производил главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал-лейтенант Лавр Корнилов. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов настаивал на заключении Николая Романова в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, но после переговоров с Временным правительством договорились оставить всю царскую семью под домашним арестом в Царском Селе. Гражданская милиция Вместо упраздненного Департамента полиции 10 марта было учреждено Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Правовой базой для формирования новых структур органов правопорядка стали постановления Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временное положение о милиции» от 17 апреля 1917 года. В обязанности милиции входило не только расследование преступлений и охрана порядка, но и, в частности, охрана политических свобод. Новая структура называлась гражданской милицией. Она подчинялась местным органам власти и комиссарам Временного правительства. Никакой форменной одежды у милиционеров не было, они лишь носили нарукавную повязку с аббревиатурой «ГМ». На службу в милицию мог быть зачислен любой грамотный гражданин России старше 21 года, не находящийся под следствием. В том числе должность милиционера оказалась доступна для лиц, осужденных за кражу, мошенничество, укрывательство похищенного, подлоги, лихоимство, ростовщичество, если со дня отбытия наказания прошло более пяти лет. В милицию в первые дни революции, когда она начала формироваться стихийно как общественная милиция, пошло большое число добровольцев, в основном из студентов и даже гимназистов старших классов. Но затем был введен возрастной ценз в 21 год, однако уже зачисленных ранее студентов не стали исключать. В связи с тем, что отделения милиции стали формироваться с нуля из совсем неопытных людей, то, естественно, встал вопрос о качественной составляющей этих структур. Сложно было наладить службу на должном уровне без профессионалов и опытных специалистов, и 15 марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам самим решать вопрос о приеме в милицию достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов. – Вполне логично, что разгрому почти не подверглась сыскная полиция, где особенно нужны были старые опытные кадры. Ее переименовали в уголовно-разыскную, и правительство предложило передать бывшие сыскные отделения министерству юстиции, – отмечает историк. При министерстве юстиции создали бюро уголовного розыска, при министерстве внутренних дел – политическую разведку, при Генштабе – контрразведку, при Петроградском градоначальстве – осведомительный отдел. В сфере законодательства Временное правительство оставило в силе основы старого права: Уголовное уложение 1903 года и судебные уставы 1864 года, Свод законов Российской империи и Табель о рангах. При Временном правительстве уже в марте было учреждено Юридическое совещание, в его состав вошли семь известных юристов, все они были членами кадетской партии. Это совещание должно было давать предварительные юридические заключения на решения Временного правительства. Неудавшееся Собрание Таким образом, Временное правительство в первые месяцы своего существования решило только неотложные задачи. Приступить к выработке общих принципов новой правовой системы правительство посчитало себя неправомочным. Этот вопрос, как и другие важнейшие коренные преобразования в сфере государства и права, был отложен до созыва Учредительного собрания. Идея Учредительного собрания не была специфически российской. Подобные законодательные органы в разное время созывались во многих странах как до, так и после 1917 года, в том числе во время Великой французской революции, к событиям которой так любили апеллировать многие политики 1917 года. – Учредительное собрание, которого требуют все железнодорожники, телеграфистки, курсистки, все забастовщики и забастовщицы, есть комбинация русского ума-обезьяны: так бывало за границей, так должно быть и у нас, – писал в 1905 году историк Василий Ключевский. В общей сложности выборы в Учредительное собрание растянулись на три месяца: если на Камчатке своего депутата выбирали 29 октября и он отплыл на Большую землю с последним пароходом навигации 1917 года (в противном случае он просто уже не добрался бы до Петрограда в том году), то на Кубани выборы, как бы парадоксально это ни выглядело, прошли лишь в феврале 1918 года, когда Учредительное собрание уже месяц как было разогнано. Общее число депутатов Учредительного собрания было первоначально определено Временным правительством в 800 человек. Позже в связи с изменением квоты для ряда округов это число повысили до 820, однако с учетом того, что выборы успели завершиться не во всех округах, состав депутатов сократился на 53 человека. Отсюда с известной долей условности выводится число в 767 депутатов. Точного их списка мы не знаем и никогда не узнаем из-за сложной системы передачи мандатов внутри партий, плохо коррелировавшей с тем фактом, что выборы в масштабах страны растянулись на многие недели. Дело в том, что для выборов вся Россия была поделена на 81 избирательный округ, в каждом из которых выдвигались свои кандидатские списки, то есть фактически в ходе выборов шло несколько десятков отдельных голосований. Каждый кандидат мог быть выдвинут не более чем в пяти избирательных округах. Кстати, одним из нарушителей выборного законодательства в этом отношении стал Владимир Ленин, выдвинутый в шести округах. Очевидно, что победу на выборах в Учредительное собрание одержали эсеры. Россия на тот момент оставалась на 80% крестьянской страной, а на селе эсерам, центральным пунктом программы которых на протяжении многих лет было предоставление крестьянам земли, не было равных. На самом деле победа эсеров была еще более убедительной, чем кажется. Не менее 5 миллионов голосов, или 11%, были поданы за национальные списки украинских, татарских, чувашских, молдавских и эстонских эсеров, что давало им вкупе с великороссами уже более половины состава Учредительного собрания. По материалам rapsinews.ru, tass.ru Фото с сайта russiainphoto.ru |