29.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Кремлевская жизнь


А вы знаете, как было устроено рабочее время первых лиц нашего государства в советский и постсоветский периоды, как и чем они питались, ходили ли они в отпуск, что носили? Между тем любое из этих действий имело строгий протокол. Во сколько начинался рабочий день Ельцина, чем предпочитали подкрепиться Сталин и Брежнев, где шили костюмы президенту – узнаете из материала.

Рабочий график

Четко фиксированного рабочего времени у высшего руководителя такой огромной страны, как наша, быть не может. Например, рабочий день Иосифа Сталина начинался, как правило, после трех часов пополудни, а заканчивал он работу уже под утро. После этого он уезжал отдыхать на Ближнюю дачу, частенько приглашая к себе «на обед» тех, с кем решал текущие вопросы, и, таким образом, обсуждение важных государственных проблем продолжалось уже в неформальной обстановке.

Леонид Брежнев в последние годы почти не появлялся в Москве, основное время проводил в Завидове, где встречался с руководством страны и получал информацию, которую готовили для него помощники. Михаил Горбачев обычно появлялся в своем рабочем кабинете в 10 утра и уезжал, если не было никаких особых мероприятий, в восемь вечера. Такой график был принят им сознательно, чтобы не перекрывать автомобильное движение в самый час пик, так как почти все учреждения начинали работу в девять утра.

Борис Ельцин по сложившейся за долгие годы привычке начинал свой рабочий день рано, мог приехать в Кремль в восемь утра, а порой появлялся в своем кабинете раньше, чем сотрудники администрации. Он сразу же вызывал того или иного помощника, чтобы тот ознакомил его с текущей информацией. Борис Николаевич предпочитал проводить встречи и совещания по утрам и слишком долго на рабочем месте не засиживался.

Раньше в Америке, например, в пятницу, в 17–18 часов, президент покидал Белый дом. На борту вертолета он обычно вылетал на отдых в президентскую резиденцию Кэмп-Дэвид или в какие-то собственные излюбленные места. Так было и при Буше-старшем, и при Рейгане, и значительно реже при Клинтоне.

Российские президенты никогда не позволяли себе такой роскоши. И суббота, и воскресенье – это такие же рабочие дни, как и все остальные, со встречами и поездками. По субботам Ельцин, как правило, посещал различные предприятия и стройки Москвы и Подмосковья.

Отпуск? Не слышали

Отпуск для руководителей нашей страны всегда оставался условным понятием. Брежнев, улетая на отдых в Крым, обязательно намечал проведение там важных встреч, в основном с лидерами социалистических стран. Правда, отпуск у него чаще всего получался затяжной, он находился в Крыму по два месяца, а случалось и более.

По несчастливому стечению обстоятельств во время отпуска первых лиц государства происходят события, потрясающие всю страну. Можно вспомнить отпуск Горбачева в Форосе в августе 1991 года в дни так называемого ГКЧП.

Если в отсутствие президента возникают неотложные проблемы, требующие его личного участия, он или срочно вылетает в Москву, или проводит на месте консультации и встречи. Во время отдыха президент всегда в курсе текущих проблем, он обязательно проводит встречи с региональным руководством той территории, где находится. Иногда в таких встречах принимают участие главы соседних субъектов.

Где бы президент ни находился, в помещении, где он работает, устанавливается специальная связь. На пульте управления обозначены имена всех ведущих министров, председателя правительства, его заместителей, председателей обеих палат парламента. Каждый из них имеет право позвонить президенту напрямую.

Древняя традиция

Богатую историю имеет дипломатический протокол первых лиц. Он зародился в античные времена и первоначально был непосредственно связан с мировоззрением древних народов, их верованиями и культами. Древние римляне в ходе церемонии заключения мира совершали ритуальное жертвоприношение.

Поскольку власть императора была священной, в древности придавали особое значение признанию этого священства послами других государей. В противном случае чужеземец выказывал непочтение не только к власти, но и к местным богам.

Для этого было придумано множество громоздких церемоний с паданием ниц, подношением подарков и прочее. В Византии, например, для произведения особого эффекта во время церемонии принятия иноземных послов специальный механизм приподнимал трон императора под грозное рычание золоченых механических львов.

На Руси также существовал особый порядок заключения договоров с иноземцами. После обязательного молебна придворный священник зачитывал положения договора о мире, слова которого повторял за ним великий князь. По окончании чтения текста договора великий князь передавал документ главе делегации государства, с которым заключался мир.

Договор считался нерушимым только после того, как глава делегации скреплял достигнутые договоренности особой присягой в виде крестного целования. Иван Грозный, например, сам внимательно следил за тщательностью выполнения этой церемонии.

В 1774 году был разработан «Церемониал для чужестранных послов при Императорском российском дворе», явившийся, по сути, первой попыткой систематизации и законодательного оформления протокольных норм в России. В 1827 году протокол получил свое развитие в «Высочайше утвержденных этикетах при Императорском российском дворе». Эти документы и были основой русского дипломатического протокола вплоть до Октябрьской революции.

Важный протокол

В Советском Союзе все функции по обеспечению дипломатического протокола возлагались на протокольный отдел министерства иностранных дел. Советский протокол имел определенную специфику, во многом продиктованную идеологией. Отсутствие должности президента и фактическое исполнение его обязанностей генеральным секретарем ЦК КПСС, имевшим статус лидера политической партии, но не руководителя государства, приводили к трудностям в соблюдении принципа паритета при проведении встреч с главами западных государств.

Советское протокольное старшинство было следующим: генеральный секретарь, а затем по алфавиту члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, члены ЦК КПСС и так далее вплоть до секретарей райкома. С позиций сегодняшнего времени советский протокол кажется чересчур официозным. Возможно, это происходило отчасти потому, что советские лидеры сравнительно редко принимали участие в международных мероприятиях или выезжали с визитами за рубеж.

С началом перестройки всё изменилось. Президент СССР Михаил Горбачев много времени уделял международным вопросам, часто встречался с зарубежными лидерами. Изменилась и внешняя политика страны, став более открытой, что, в свою очередь, привело к изменению протокольных норм. В мае 1990 года в управлении делами президента СССР был создан протокольный отдел, который занялся разработкой президентского протокола в соответствии с требованиями времени.

В конце 1991 года, когда СССР распался, Россия стала выступать как самостоятельное государство. 20 января 1992 года Ельцин принял решение о реорганизации управления протокола в службу протокола администрации президента. Были подготовлены и утверждены Положение о службе протокола администрации президента Российской Федерации и Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов руководства России.

В 1993 году глава администрации президента утвердил Порядок приема и обслуживания иностранных делегаций, командирования за границу делегаций на высшем уровне и работников администрации президента Российской Федерации. Летом 1995 года указом президента было утверждено Положение об управлении протокола президента Российской Федерации, которое в декабре 1998 года было дополнено в соответствии с требованиями времени. Эти документы являются нормативной базой для работы подразделения.

Горбачев против фрака

Президентский протокол появился в нашей стране после того, как на заседании Верховного Совета первым президентом Советского Союза был избран Михаил Горбачев. Нужно было создавать администрацию президента, которая отличалась бы от администрации генерального секретаря ЦК КПСС.

Во всех странах, где есть президент, существует президентский протокол, и хотя в целом такой протокол уже унифицирован международной практикой, в каждой стране обязательно выделяются чисто национальные его особенности, опирающиеся на историческую традицию. Во всех крупных государствах протокол вырабатывался долгими годами.

К примеру, у американцев главное место проведения многих мероприятий – лужайка возле Белого дома. Там могут одновременно находиться полторы-две тысячи человек, помимо делегации, которую принимает президент. Именно здесь играют гимны, перед высоким гостем проходят солдаты в униформе времен образования США. Американский президент приветствует своего гостя на глазах широкой общественности.

То же и с инаугурацией. В США церемониал проходит на Капитолийском холме в Вашингтоне при большом стечении народа. А потом организаторы успешной предвыборной кампании разъезжаются по 10–15 гостиницам и одновременно проводят там инаугурационный прием. Президент объезжает почти все эти гостиницы, фотографируется с теми, кто пришел на его праздник.

Когда решали, как провести инаугурацию первого советского президента, было изучено множество документов, но это мало что дало. Тогда не хотелось резкого перехода от советского периода истории назад, к царскому прошлому, да это было бы и непонятно современникам. После долгих размышлений специалисты остановились на простом и строгом варианте: президентская клятва на Конституции в Кремлевском дворце съездов и прием в банкетном зале на 1100 человек, с присутствием представителей всех политических партий и движений, а также молодежных организаций.

Еще один протокольный вопрос – фраки. Когда Горбачев находился с визитом в Испании, принимающая сторона предложила надеть на прием фраки. И хотя они настаивали, российская сторона отказалась, так как Михаил Сергеевич был категорически против, и сошлись на темном костюме. Когда в Испанию с визитом приехал Ельцин, к тому времени уже начали носить смокинги. Там снова предложили надеть на прием к королю фрак. Россия, в свою очередь, предложила смокинг, но, как оказалось, смокинг король не признает, и вновь сошлись на темном костюме.

Единственное мероприятие, на которое Михаилу Горбачеву непременно пришлось бы надеть фрак, – это церемония вручения ему Нобелевской премии мира в Стокгольме. Но так сложилось, что он туда не поехал, и вместо него фрак надел Анатолий Ковалев, первый заместитель министра иностранных дел, который был уполномочен получить премию вместо него.

Борщ да вареники

Много легенд существует о том, что в Кремле необыкновенно хорошо кормят. Да, так действительно было, особенно в советское время. Мясные продукты сюда поставлял Микояновский завод, молочные и овощи – спецсовхозы. Но ничего экстраординарного не было.

Покушать любили все наши руководители. Застолья и у Сталина, и у Хрущева, и у Брежнева были обильные и длительные. Горбачев тоже знал толк в хорошей еде и отсутствием аппетита не страдал. Ельцин в еде всегда был неприхотлив, предпочитал простую пищу.

Сталин любил русскую кухню, особенно щи. Он вообще предпочитал простую пищу, ну и шашлык, конечно, хотя для его застолий готовили много различных блюд, в основном грузинских.

Со сталинских времен в Кремле существует особая кухня. В советские годы вместе со спецбазой по обслуживанию первых лиц кухня входила в шестой отдел девятого управления КГБ. И все, кто там работал, начиная с поваров и заканчивая обслугой, были сотрудниками комитета госбезопасности. На этот объект отбирали людей с безупречной репутацией, а их биографию изучали чуть ли не до третьего колена.

Сотрудники кремлевской кухни не имели права рассказывать, где работают, об этом могли знать лишь члены их семей. Членов Политбюро и кандидатов называли объектами, причем у каждого из них был свой порядковый номер, хотя на кухне, конечно, знали, какое имя под этим номером закодировано.

Членам Политбюро полагалось три повара, кандидатам – два. Трудились они посменно, рабочий день был ненормированным, мог начаться в полседьмого утра, а закончиться глубокой ночью. Часто случались непредвиденные командировки и срочные выезды, поскольку распорядок дня первых лиц держался в строгом секрете. Когда обслуживались крупные приемы или съезды, на помощь приглашали поваров из московских ресторанов.

Кормили членов Политбюро на 400 рублей в месяц. По тем временам это были очень большие деньги. Кандидаты питались вдвое скромнее. Если в отведенную сумму высшие партийные чиновники не укладывались, они доплачивали недостающую сумму из своего кармана или переносили расходы в счет бюджета следующего месяца. Пробу с пищи снимал санитарный врач, после чего продукты укладывали в специальный контейнер и ставили на сутки в холодильник.

Вкусы у членов и кандидатов в члены Политбюро были довольно простые: кто предпочитал пельмени, кто – борщ и вареники. Брежнев очень любил блюда русской кухни, особенно курник. В Завидове для Брежнева готовили две бригады. Одна кормила охрану и прикрепленных лиц, другая – самого Леонида Ильича. К приезду генсека варили свежий суп на свиных косточках с морковкой и картошкой. После охоты, которая всегда была удачной, на кухню приносили трофеи, разделанные егерями. Брежнев имел обыкновение заходить на кухню, чтобы поблагодарить поваров, иногда дело доходило и до поцелуев.

Еще одно его любимое завидовское блюдо – яичница. На большой чугунной сковороде до золотой корочки обжаривались куски сала, которые заливались яйцами. Обычно не только хозяин, но и все его гости с удовольствием ее поглощали.

Портной для Ельцина

В советские времена, даже если и не хотелось одеваться, как все, это мало у кого получалось. Члены Политбюро носили вещи одинакового цвета и одного покроя. На мавзолее они все стояли в серых плащах и серых шляпах. Зимой появлялись одинаковые воротники и ондатровые шапки и еще так называемые «пирожки». Одежда для руководителей партии и правительства шилась в кремлевском ателье: всё должно было быть советское, заграничного они из принципа не носили.

Считалось неудобным, приехав за границу, пойти в магазин и подобрать себе костюм. А дома было неудобно отдать в химчистку вещь с заграничной этикеткой: вдруг кто-нибудь что-нибудь скажет. Горбачеву вещи шили в кремлевском ателье. Тогда уже стали появляться новые, более легкие и удобные для кроя ткани, так что Михаил Сергеевич выглядел очень элегантно. Но он, как и прежние руководители, придерживался правила носить только отечественные вещи.

При Ельцине уже не было такого правила, когда все должны ходить во всем советском. Первоначально ему костюмы шили, так как фигура у него была нестандартная, из готового сразу не подберешь. Потом стали покупать костюмы за границей. Долгое время у Бориса Николаевича в кремлевском ателье был портной, который подбирал для него ткани и подгонял готовые вещи. В Кремле штатного модельера нет и не было никогда. Обувь Ельцин тоже первое время носил исключительно советскую, потом перешел на импорт.

Горбачеву в ходе подготовки его официальных визитов за рубеж западные коллеги неоднократно предлагали на прием надеть фрак или смокинг. Но он сказал как отрезал: «Ни фрак, ни смокинг не надену». Наверное, он был прав: тогда к этому не были готовы. Потом прошло время, и Борис Николаевич дал добро на смокинги.  

Он любил розы

Как ни странно, у всех высших руководителей страны было хобби, связанное со спортом или с движением вообще, поскольку только интенсивная физическая нагрузка хорошо снимает напряжение, способствует меньшей утомляемости, укрепляет сон. Из фильмов и рассказов советских писателей мы знаем, что Ленин любил слушать музыку, играть в шахматы, любил поохотиться. Правда, став председателем Совнаркома, он такой возможности практически не имел, а в Горках жил уже совсем больной.

Сталин любил играть в городки и бильярд. В парке на Ближней даче под его руководством проводили эксперименты по выращиванию южных растений. Благодаря товарищу Сталину там вырастали урожаи арбузов и дынь, росли лимоны и другие экзотические для средней полосы растения и деревья.

Временами хозяин подрезал в парке сухие ветки или срезал букеты цветов, которыми, расставаясь, одаривал своих гостей. Цветы Сталин особенно любил, иногда сам поливал их. На его клумбах росли розы, левкои, вербена, петуния, гелиотропы, гвоздика «шабо», фиалки и другие, по большей части душистые, цветы.

Хрущев, говорят, когда жил на даче, тоже с удовольствием возился в саду. А прежде очень любил охоту, часто приглашал на нее высоких зарубежных гостей. Охотился главным образом в Завидове, охотничьем хозяйстве, существовавшем еще до войны. Позже на территории заповедника был построен комплекс зданий, где могли расположиться основной гость и сопровождающие его лица.

Охотой увлекался и Брежнев. Леонид Ильич, пожалуй, чаще всех останавливался в Завидове, очень любил бывать на природе, охотиться. По четвергам он проводил в Кремле заседание Политбюро и почти сразу улетал в Завидово, а возвращался в Москву только во вторник или среду.

По материалам telenir.net

Фото russiainphoto.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости