27.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

От песнопений до «священной державы»


Россия – один из лидеров по числу официальных гимнов в истории страны. Гимны традиционно сменяли друг друга под Новый год. Так, «Боже, царя храни!» впервые публично исполнили в Большом театре 18 декабря 1833 года, гимн Советского Союза утвердили 14 декабря 1943 года, а его обновленную версию – современный гимн России – закрепили федеральным законом, который вступил в силу 27 декабря 2000 года.

Прообраз гимнов

То, что гимны менялись под Новый год, – это, похоже, не случайное совпадение, считает писатель, историк и культуролог Константин Ковалев-Случевский.

– За всю историю у нас было около десяти гимнических песен, включая самые ранние прообразы, пожалуй, больше, чем в других государствах. Но самые «долгоиграющие» гимны были действительно утверждены под Новый год, – отметил он.

Прообразом российских гимнов были духовные песнопения. Самое известное – гимническая мелодия «Многая лета», она использовалась при царе Алексее Михайловиче до 1676 года. С появлением регулярной армии важнейшим музыкальным жанром страны стал марш. Знаменитый марш Преображенского полка появился при Петре I и исполнялся не только в день побед полка, но и на коронациях и посольских приемах.

– На этот прекрасный марш было написано несколько текстов. Они менялись, а мелодия – нет. И в появившихся позже официальных гимнах музыка тоже являлась своеобразным фундаментом, ее, в отличие от текста, не редактировали, – пояснил историк.

При Екатерине II в честь взятия крепости Измаил в Русско-турецкой войне Гавриил Державин написал стихи, а Осип Козловский – полонез, так появился первый неофициальный гимн страны «Гром победы, раздавайся!». Он использовался и как танец и был, по сути, дворянским гимном.

С восшествием на престол Павла I, который отрицательно относился ко многим начинаниям матери, гимн перестали исполнять в официальной обстановке, и он был вытеснен национальным духовным гимном «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского и Михаила Хераскова.

Появление первого официального гимна России связано с победой в войне 1812 года. Гимн союзника, Великобритании, стал объектом особого внимания, и в 1814 году Василий Жуковский создал текст, который позднее назвали «Молитва русских». Он начинался словами «Боже, царя храни!», взятыми не у британцев, а из библейского псалма. По словам Константина Ковалева-Случевского, около 20 стран использовали тогда мотив гимна Генри Кэри God Save the King.

– Когда отношения с Великобританией ухудшились, Николай I поручил сочинить свой, российский, гимн придворному композитору, скрипачу Алексею Львову, который считал, что нужно создать музыку величественную, достойную, народную, чтобы ее приняли все слои общества. Львов долго размышлял, а написал на одном дыхании за пять минут. Потом Жуковский положил на эту музыку новые стихи, которые тоже начинались с «Боже, царя храни!», оставив при этом только один куплет. Этот текст назвали «Молитва русского народа», – рассказал историк.

«Интернационал» большевиков

Гимн «Боже, царя храни!», состоящий из шести строк, одна из которых повторяется, утвердили 18 декабря 1833 года и впервые публично исполнили в Большом театре. Зал тогда встал в едином порыве, гимн повторяли несколько раз.

– Этот гимн просуществовал 83 года, до 1917-го, – самый длительный период из всех российских и советских гимнов, – уточнил Константин Ковалев-Случевский.

После революции в 1917 году гимн-молитву сразу же упразднили, однако попытки создать новую песнь, объединившую бы общество, долго не могли увенчаться успехом. Гимн Временного правительства под названием «Рабочая Марсельеза» с французской музыкой и русским, достаточно агрессивным, текстом революционера Петра Лаврова, в котором предлагалось отречься «от старого мира», отряхнуть «его прах с наших ног», просуществовал меньше года.

Когда к власти пришли большевики, у них был свой гимн – «Интернационал». Марш Пьера Дегейтера со словами Эжена Потье в переводе Абрама Коца «Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов» был гимном СССР и партийным гимном до 1944 года. В нем, считает историк, и сильная мелодия, и текст, мощно действующий на психику. Старый мир до основания разрушен, «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем» – этими словами народ вдохновлялся почти 20 лет.

– Потом «Интернационал» спекся – нельзя же бесконечно разрушать мир. Поэтому, чтобы не отпугнуть союзников, при Сталине начали работать над новым гимном. В 1939 году на съезде был принят гимн партии большевиков на музыку будущего гимна СССР. Сталин очень благоволил Александру Александрову. Тот окончил регентские курсы в придворной капелле, учился в консерватории, был последним регентом храма Христа Спасителя, но при этом носил военный мундир, – отметил эксперт.

Двести вариантов

Неофициальный «Гимн партии большевиков», авторами которого были композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач, очень полюбился Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС. Его первый куплет расставляет приоритеты довольно однозначно: «Страны небывалой свободные дети, сегодня мы гордую песню поем о партии самой могучей на свете, о самом большом человеке своем».

Однако в 1943 году в самый разгар войны был объявлен конкурс на создание нового гимна. Материалы этого конкурса до сих пор хранятся в фонде Российского национального музея музыки.

– В конкурсе участвовали 165 композиторов, среди них были Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Матвей Блантер, они представили 223 варианта музыки гимна. Сорок два поэта, в числе которых были Демьян Бедный, Константин Симонов, Ольга Берггольц, тоже предлагали по несколько вариантов текста. Сталин лично принял решение и выбрал новый гимн СССР, – рассказал гендиректор музея, член Общественной палаты, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

В этом конкурсе с большим отрывом лидировала пара Шостакович – Хачатурян, но потом пришел Сталин и сказал: «Александров». Так гимн партии большевиков стал гимном СССР. Его прослушивание состоялось в Большом театре.

Поэт Сергей Михалков в своей книге «Я был советским писателем» рассказал, как создавал «гражданскую молитву народа» со своим другом, журналистом и писателем Габриэлем Урекляном, выступавшим под псевдонимом Эль-Регистан. Услышав о конкурсе, они первым делом заглянули в энциклопедию, чтобы узнать определение гимна, и в Конституцию, а стихотворный размер позаимствовали у Лебедева-Кумача в гимне большевиков.

Тридцатилетний Михалков сочинял, Эль-Регистан вносил предложения и редактировал формулировки. Когда на их вариант обратил внимание Сталин, доработка гимна заняла еще несколько месяцев, в частности, по личной просьбе отца народов добавили куплет о Красной армии. Последние исправления делали уже в Кремле.

– В ночь на новый 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза. Он прозвучал мощной здравицей в честь советского народа, армия которого освобождала оккупированную территорию и ломала хребет фашизму, – вспоминал Михалков.

Этот поэт оказался единственным в мире, кто написал тексты трех государственных гимнов своей страны, причем в разные исторические эпохи.

– Всё решали не связи и даже не удача, а политическая воля главы государства – во всех трех случаях – и верное понимание мною того, что именно в данную историческую эпоху должна выражать «гражданская молитва народа». А именно так в энциклопедиях характеризуется жанр гимна, – подчеркнул в своей книге Михалков.

Новый символ

До 1954 года «гражданская молитва» восхваляла не только Ленина, но и Сталина: «Нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил…». Новую версию, подготовленную Сергеем Михалковым после смерти вождя, знает наизусть большинство ныне живущих россиян. Гимн про «партию Ленина – силу народную», которая «нас к торжеству коммунизма ведет», просуществовал до 1990 года.

Патриотическая песнь Глинки, которая участвовала в конкурсе гимнов еще в 1917 году, стала главным музыкальным произведением страны почти на 10 лет.

– В 1990-м гимн Глинки устраивал всех: он не тянул за собой воспоминания о сталинских временах, а был связан с русской музыкой и историей, кроме того, принадлежал перу великого композитора, – объяснил историк.

Среди поэтов объявили конкурс, но из тысяч вариантов подходящий так и не выбрали. Некоторые даже утверждали, что этот мотив для слов неудачный. Однако еще в 1947 году к 800-летию Москвы поэт Алексей Машистов положил на него слова и долгое время это был гимн Москвы. Тем не менее гимн без слов можно считать символом эпохи 1990-х, подчеркнул историк.

С приходом новой власти после десятилетнего перерыва музыка Александрова с очередным текстом Михалкова про «священную нашу державу» и с «Богом» с большой буквы вновь стала одним из главных символов государства.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется, в частности, при вступлении в должность президента, руководителей региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы.

Также гимн звучит во время официальной церемонии подъема государственного флага и церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав, премьер-министров и представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций.

Кроме того, гимн исполняется во время проведения воинских ритуалов, при открытии памятников и памятных знаков, открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам, проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна России присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

По материалам pnp.ru

Фото Валентина Оверченко

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости