28.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

«Партийное» становление


Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый 17 октября 1905 года, стал судьбоносным для Российской империи законодательным актом. Он провозглашал политические права и свободы, в частности, свободу собраний, союзов. Благодаря ему появилась возможность создавать различные общественные организации, включая политические партии.

Цвет русской интеллигенции

После 17 октября 1905 года в кратчайший срок в России появилось около 50 партий разной политической направленности. В этом списке преобладали монархические союзы. Однако некоторые политические партии существовали и до выхода Манифеста 17 октября, находясь на нелегальном положении.

– Теперь они вышли из подполья и открыто развернули свою работу. Почти каждая партия воспользовалась и предоставленным правом на свободу печати. В стране появилась масса газет и других печатных изданий. Таким образом, политический облик России совершенно преобразился, – рассказывает кандидат исторических наук Александр Минжуренко.

Одной из ключевых партий, оказавших наибольшее влияние на социально-политическое развитие страны, была Конституционно-демократическая партия народной свободы – кадеты. Она находилась в центре политической шкалы.

Учредительный съезд центристов состоялся 12–18 октября 1905 года. И 17 октября партийцы, узнав о появлении Манифеста, встретили его криками «ура». Кадетская партия образовалась в результате слияния либерального объединения земских деятелей «Союз земцев-конституционалистов» и либеральной организации интеллигенции «Союз освобождения». 

В состав центрального комитета вошел цвет русской интеллигенции: известные общественные деятели и ученые Петр Струве, Петр Долгоруков, Федор Родичев, историки Александр Кизеветтер, Павел Милюков, Александр Корнилов.

Очень широко были представлены правоведы и адвокаты: основоположники конституционного права в России Сергей Муромцев и Федор Кокошкин, Максим Винавер, Иван Петрункевич, Лев Петражицкий, Василий Маклаков, Михаил Мандельштам, Иосиф Гессен, Владимир Набоков (старший, отец писателя Владимира Набокова).

Защищая всех

Программные положения партии были близки к классическим либеральным лозунгам: конституционная монархия, политические свободы, правильное представительство, всеобщее избирательное право, включая и женщин. Однако кадеты не разделяли взгляды либералов Европы, которые требовали безусловного невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

– Партия позиционировала себя как идейная и внеклассовая, то есть она претендовала на то, чтобы защищать права и представлять интересы всех слоев российского общества. Так, центристы выступали в поддержку рабочего движения и требовали узаконить право на стачки, – отмечает историк.

Добиваться реализации своей программы кадеты намеревались исключительно путем парламентской деятельности, путем реформ. Кадеты резко критиковали репрессивные действия властей, но также осуждали и насильственные подходы со стороны революционеров.

Партия быстро стала популярной среди интеллигенции, среднего класса городов, либерального дворянства, студентов, а также рабочих. Кадетов порой в обиходе называли «профессорской партией». Уже к апрелю 1906 года она стала массовой: в ее рядах состояло более 70 тысяч человек.

Похожие, но другие

Правее от кадетов по политической шкале размещалась партия, которая себя назвала как раз в честь исторического Манифеста – «Союз 17 октября». Это тоже либерально-реформистская партия, которую называют умеренно правой, так как в отличие от кадетов ее программа была более консервативной. Отличалась она от кадетов и по составу. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции.

Ее лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель III Государственной Думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель III (после отставки Гучкова) и IV Государственной Думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Федор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло.

Тем не менее партия октябристов по многим положениям была схожей с кадетской: она также выступала за конституционную монархию, политические свободы и широкие избирательные права. Интересным представляется раздел программы партии «Союз 17 октября», в котором выдвигаются требования судебных и административных реформ.

– Эти реформы, по мнению октябристов, должны были быть направлены к введению бессословного суда, руководствующегося общими для всего населения законами, к введению выборного начала в местную юстицию, к установлению независимости суда от воздействия администрации и упразднению судебно-административных учреждений, к ограждению гласности судопроизводства и расширению компетенции суда присяжных, – говорит историк.

«Революционная» роль

В сфере административного строя октябристы считали, что необходимо установить доступный всем способ обжалования действий административных властей, определить порядок строгой ответственности, уголовной и гражданской, за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для уничтожения тягостной всем волокиты октябристы предлагали установить в законе срочность работы администрации.

Партия требовала в ближайшее время установить более справедливую налоговую систему и «переложить податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные».

Октябристы тоже были довольно популярными, и вскоре после создания их партия насчитывала уже 75 тысяч человек. Они считались опорой правительства Петра Столыпина.

В 1913 году в стане октябристов произошел раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако ее лидеры сыграли большую роль в Февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая II, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.

Строители социализма

Левее от кадетов располагались революционные партии. Партия социалистов-революционеров (эсеров) была создана в январе 1902 года, однако ее программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов.

После Февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками.

Потом правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и еще несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Эсеры представляли собой прямых наследников народнического движения. Они являлись сторонниками демократического социализма, переход к которому возможен был, по их мнению, минуя стадию капитализма. Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля».

Они выступали за национализацию земли, запрет ее купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объеме, который можно обработать собственным трудом. Базой будущего социализма должна была стать деревня, точнее крестьянская община, которая по природе своей якобы была глубоко социалистической. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства.

По политическому устройству государства эсеры предлагали широкую автономию для областей и общин как городских, так и сельских. Россию они видели федеративным государством.  

За диктатуру пролетариата

Сугубо классовой партией явилась Российская социал-демократическая рабочая партия, созданная в 1898 году. 

– Идеологической базой социал-демократов было марксистское учение, в котором постулировалась неизбежная историческая закономерность перехода к обобществлению средств производства. Новым прогрессивным классом вместо буржуазии объявлялся пролетариат. Рабочий класс и должен был быть вождем социалистической революции, в результате которой устанавливалась государственная власть в виде диктатуры пролетариата, – поясняет Александр Минжуренко.

Практически в самом начале своей работы, на II съезде в 1903 году, социал-демократы раскололись на большевиков и меньшевиков. Раскол произошел из-за разных подходов к построению партии. 

Большевики во главе с Лениным настаивали на создании тесно сплоченной дисциплинированной организации со строгим подчинением центру. Меньшевики предлагали более мягкий вариант партийного устройства, при котором каждый член партии сам волен был определять формы и объем своего участия в работе организации. 

Уже в ходе революции 1905 года раскол углубился: меньшевики выступали за поддержку рабочими либеральной буржуазии, а Ленин был против и видел уже в этой революции гегемоном пролетариат. 

Партия сочетала легальную деятельность (ее представители были в Государственной Думе) с революционной борьбой. У партии было две программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление восьмичасового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализацию права наций на самоопределение.

Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.

По материалам rapsinews.ru, news.rambler.ru

Фото с сайта russiainphoto.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости