1.05.2025

Новости

30.04.2025 С праздником!

30.04.2025 Экскурсия в избирком

30.04.2025 Молодежный парламент

28.04.2025 Уточнение сведений

28.04.2025 Заседания теризбиркомов

28.04.2025 Схема округов

25.04.2025 Регистрация кандидатов

25.04.2025 Отчеты партий

25.04.2025 Конкурс библиотек

24.04.2025 Аттестация госслужащих

Религиозный фактор


Кандидат юридических наук Софья Судакова в своей статье исследовала весьма необычный, но очень интересный вопрос. Она проанализировала влияние религиозно-мировоззренческих убеждений россиян на уровень их вовлеченности в политику, в том числе на электоральную активность. Казалось бы, какая может быть связь между религией и выборами? А она есть.

Политические установки

Влияние религиозно-мировоззренческих убеждений на электоральную активность граждан может быть обусловлено несколькими факторами, считает Софья Судакова. Во-первых, функциями, которые религия выполняет в обществе (главным образом, идеологической и компенсирующей).

– В условиях отсутствия единой государственной идеологии у довольно широкого круга граждан религиозные нравственные ориентиры вполне успешно заполняют существующий идеологический вакуум, – отмечает автор.

В сложные для развития государства периоды интерес со стороны общества именно к религиозной картине мира возрастает. В такое время люди более активно ищут поддержки в религии, чем в периоды относительной стабильности.

Кроме того, религиозное мировоззрение, если оно формируется последовательно и основано на глубоких духовных традициях, существенно влияет на многие сферы жизни человека, в том числе на восприятие им политических процессов, гражданскую активность, реализацию политических прав.

Степень вовлеченности личности в сферу государственно-политических отношений во многом зависит от ее мировоззренческих убеждений относительно роли государства в жизни общества, его природы, ценности демократии как политического режима, ценности светских концепций прав и свобод личности, целесообразности участия граждан в тех или иных политических акциях, допустимости их влияния на формирование институтов власти.

Политические установки верующих вполне могут зависеть от уровня их религиозности. При воцерковлении могут изменяться ценностные установки: усиливаться националистические, традиционалистские настроения. Возможно снижение интереса к мирским делам в целом и участию в выборах в частности.

– Влияние религиозности имеет дополнительный эффект. Религиозные убеждения складываются со светскими. При этом в случае согласования они будут способствовать электоральной поддержке действующей власти, в случае противоречия – подталкивать к другому варианту или стимулировать абсентеизм. Большая религиозность делает группу наиболее религиозных верующих требовательными к нравственности, – убежден автор.

Высокая консолидация

По мнению других исследователей, религиозный фактор имеет довольно ограниченную роль в российском электоральном процессе и не оказывает решающего либо вообще значительного влияния на исход электорального цикла.

Несмотря на это, существует заметная разница между тем, как голосуют приверженцы различных религиозных убеждений. Респонденты, считающие себя православными христианами и мусульманами, отдают предпочтение одним и тем же политическим силам с той значительной разницей, что мусульмане (как сунниты, так и шииты) в разы чаще посещают избирательные участки.

– Вероятнее всего, это происходит из-за более высокой консолидации мусульманских семей и сообществ. Атеисты и агностики значительно реже голосуют за политические силы и кандидатов, представляющих правящие элиты, и реже посещают избирательные участки, – отмечает исследователь.

Чем меньше степень религиозности человека, тем с меньшей долей вероятности он отдаст свой голос представителям действующей власти. Граждане, положительно относящиеся к представителям иных религиозных конфессий, чаще поддерживают политические организации, представляющие действующую власть, чем граждане, относящиеся к лицам иного вероисповедания нейтрально или отрицательно.

– Усиление внутриконфессиональной консолидации граждан, придерживающихся православных взглядов, а также сокращение числа неверующих россиян либо их вовлечение в активную электоральную политику смогло бы сыграть весомую роль в расстановке сил на политической карте России, – говорится в статье.

«Церковная» агитация

Автор приводит иную точку зрения, но уже относительно влияния православных священнослужителей на электоральные предпочтения прихожан. Около 21,1% опрошенных респондентов подвергались прямому политическому влиянию священников и членов православных общин.

– Во время проповеди и высказывания своей нравственной позиции священник в некоторых случаях затрагивает политические вопросы, упоминает о роли государства в жизни общества, в том числе обращаясь к знаковым событиям и глубоким проблемам отечественной истории дореволюционного, постреволюционного и советского периодов, – поясняет автор.

При личном общении с прихожанином священнослужитель может анализировать ситуацию через призму нравственной позиции церкви и давать конкретные рекомендации относительно электорального поведения верующего православного христианина. По мнению исследователей, в такой деятельности священнослужителей есть признаки политической агитации.

Такую агитацию подразделяют на индивидуальную (при личной беседе с прихожанином) и на массовую (при коллективной проповеди). В зависимости от степени очевидности призыва исследователи выделяют прямую и косвенную агитацию. К прямой, по их мнению, может быть отнесена информация, которая в явной и четкой форме побуждает человека к избранию или действиям обратного характера в отношении определенной партии или кандидата.

Косвенной агитацией являются сведения, которые побуждают человека к голосованию за политическую силу или воздержанию от такового в неявном, завуалированном виде, когда информация о том или ином кандидате или партии преподносится в выгодном или же, наоборот, порочащем свете.

Спорное утверждение

На электоральные результаты может влиять публичная аффилиация политической силы с той или иной религией, например присутствие первых лиц государства и глав регионов на праздничных богослужениях.

– Эта точка зрения носит весьма дискуссионный характер и не должна восприниматься однозначно, поскольку отождествление публичных выступлений священнослужителей в процессе пастырского служения и индивидуального духовного консультирования прихожан с предвыборной агитацией уместно далеко не во всех случаях, – говорится в статье.

Полный и категорический запрет служителям культа на упоминание в публичных выступлениях о роли государства в жизни общества и происходящих общественно-политических процессах вряд ли возможен.

Нужно учитывать контекст конкретных выступлений, их цели, задачи, пропорцию высказываний сугубо политического характера и духовно ориентированных разъяснений, вытекающих из профессиональной компетенции священнослужителя.

Влияние IT-технологий

Большую роль играют стремительно расширяющиеся масштабы медиаслужения религиозных деятелей, использующих современные IT-технологии. Каждая крупная религиозная организация стремится к развитию собственных интернет-ресурсов: официальных сайтов, теле- и радиоканалов, каналов на платформе популярных видеохостингов и мессенджеров, а также аккаунтов (виртуальных групп и сообществ) на площадке наиболее востребованных пользователями социальных сетей.

Обилие программ просветительского характера, предполагающих духовно-религиозные разъяснения священнослужителей по различным вопросам личной и общественной жизни верующей части населения, непрерывно расширяет интернет-аудиторию и оказывают значительное влияние на религиозное и светское самосознание многих людей.

– В большей степени такие современные реалии информационного процесса стоит оценивать положительно. Однако встречаются и негативные результаты. Например, известный священнослужитель в интервью о необходимости участия в выборах высказал сначала нейтральную позицию Русской православной церкви по этому вопросу, а потом свою. Он заявил, что ему в качестве оптимальной формы государственного правления импонирует конституционная монархия, авторитет выборов для него не слишком высок и не во всех случаях целесообразен, – приводит пример автор.

В этом случае авторитетность личности священнослужителя вполне может повлиять на восприятие аудиторией его позиции.

Отказ от прав

Другие исследователи считают, что избиратель в процессе реализации своих религиозных потребностей становится обладателем особой формы правосознания, уровень и содержание которого зависит от принадлежности к той или иной религиозной конфессии. Исходя из этого, люди формируют свое отношение к исполнению гражданского долга, в частности к участию в выборах.

– Иногда целесообразно говорить о непосредственной форме влияния религиозных институтов на избирательный процесс. Так, избиратели, являясь членами той или иной религиозной организации и следующие канонам и правилам жизни, предписываемым этой организацией, могут на основании таких канонов отказаться от своих избирательных прав, что, без сомнения, отражается на политических процессах, – отмечает исследователь.

В некоторых случаях вполне возможна смешанная форма влияния религиозных институтов и религиозного самосознания граждан на избирательный процесс, при которой происходит взаимодействие и слияние правового и религиозного правосознания.

Это происходит, например, в ситуации когда тот или иной кандидат или партия в своей избирательной программе выдвигают соответствующие предложения, основанные на взглядах, близких религиозно-нравственной позиции приверженцев той или иной религии.

– Иными словами, участники избирательного процесса опираются в своем выборе на такую форму правосознания, которая базируется не только на праве, но и на нравственных и религиозных идеях, – обращает внимание Софья Судакова.

По материалам cyberleninka.ru

Фото из архива облизбиркома

Голосование

Какой способ голосования Вы считаете оптимальным?

Всего голосов: 15




Видеоновости