2.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Портрет фейка


Ежедневно каждый из нас сталкивается с недостоверными новостями. В период избирательных кампаний фейки заполняют информационное пространство. В большинстве своем обывателю трудно дать оценку, правда это или плод чьих-то фантазий, желаемое, которое выдается за действительное. К счастью, ложную информацию можно вычислить по определенным признакам. Предлагаем взять их на заметку, чтобы во время кампаний вы могли проводить эффективную работу по информированию избирателей.

Шрифт и обращения

Кандидат филологических наук Наталья Мазикова в своей статье проанализировала фейки, которые были опубликованы в популярных мессенджерах («Вайбер», «Ватсап», «Телеграм») с пометкой «Часто пересылаемые». Для широкой аудитории в недавнем прошлом наиболее актуальными были темы распространения коронавирусной инфекции, вакцинации, для узкой аудитории православных верующих – чипирования, мирового правительства и другое. Эксперт выявила ряд маркеров ложных сообщений.

Первый – шрифтовое выделение. Фейки отличаются заголовками и предложениями (обычно в начале или в конце текста), выделенными прописными буквами и часто сопровождающимися обилием восклицательных знаков: «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ», «МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ!!», «РАСПРОСТРАНИТЬ СРОЧНО! во ВСЕХ СЕТЯХ!!!!», «НЕ ПРИНИМАЙТЕ», «ПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ».

Еще один прием – личные обращения к адресату, чаще всего в форме прямых обращений-называний по профессии или роду деятельности, а также эмоциональные прилагательные, становящиеся в контексте существительными («родные»). Этот прием заимствован из классической риторики: оратору при обращении к аудитории рекомендуется обязательно ее назвать и приветствовать.

Такие обращения, имитирующие разговорную речь, такие «площадные» приемы сокращают дистанцию между автором и читателем, заставляют верить адресанту, поскольку позволяют как бы коснуться каждого отдельно в массе и в то же время сохраняют ощущение единства со всеми: «Родные мои!», «Братья и сестры!», «Коллеги! Эта памятка для ВАС».

Поскольку цель большинства фейков – заставить читателя волноваться, даже паниковать по какому-то поводу, обращения необходимы для объединения неравнодушных людей в единое целое, которое должно будет бороться с социальной болью или несправедливостью, которую автор находит в обществе и сознательно муссирует в своем послании, а порой и создает на ровном месте.

Побольше смайликов

Фейковые сообщения очень часто сопровождаются специальными значками, идеограммами и смайликами: «СРОЧНО!!SOS!!» «ПРОЧТЕМ сердечно с вниманием и покаянием коротенькую молитву о спасении России и нас, грешных». Кроме того, фейки наводнены опечатками, пунктуационными, орфографическими, речевыми ошибками. Это сильно отличает новостные фейки, публикуемые в различных медиа, и фейковые сообщения в мессенджерах. Важно помнить, что в официальных текстах никогда не будут допущены такие ошибки.

– Появляется вопрос: сознательно ли создаются ошибки и опечатки? Если ошибки допущены случайно, то перед нами малограмотный автор, плохо владеющий русским литературным языком, а значит, не могущий быть представителем интеллигенции. Но, с другой стороны, возникает противоречие: как может такой отправитель владеть достаточно уверенно (судя по результатам его воздействия на читателей и массовому распространению ими его информации) риторическими приемами? Вероятнее всего, автор послания сознательно допускает ошибки и опечатки, чтобы имитировать речь простого человека, быть ближе к массовому читателю. В таком случае ошибки – не что иное, как психологическая уловка адресанта, – говорится в исследовании.

В ложных сообщениях используется лексика, касающаяся жизненно важных понятий: здоровье, безопасность, жизнь, питание, жилище, дети, деньги. Этот прием вызывает у читателей чувство страха от опасений их потерять: «Covid-19 сгущает кровь, стимулируя у человека развитие тромбоза. Т.к. кровь густеет, замедляется ее течение в сердце и легких, человек не может дышать и быстро умирает. В Германии нарушили протокол-рекомендацию ВОЗ и сделали вскрытие трупа, который умер от Covid-19»; «заряд небольшой, но руку отрывает»; «В наших силах нести правду и надеяться спасти много жизней».

Нагнетание информации

Другой прием – ложная ссылка на авторитетные источники: «Только представьте себе, о чем в «колокола бьет» не только старец Илия, но и Афонские старцы»; «Источник: ГЕРМАНИЯ, Министерство здравоохранения»; «ПОСЛАНИЕ ГЛАВВРАЧА Армавира, Василия Казьмина»; «Ковид будет по плану ВОЗ с нами до 2024 года». Подкрепление сообщения апелляцией к авторитетному источнику также является риторическим приемом убеждения.

Кроме того, используется негативная лексика, прогнозирование развития событий по катастрофическому сценарию: «Вот-вот всё рванет, и извне, но более опасен для России всегда был враг внутренний»; «ПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ был нужен, потому что теневоe мировое правительство хочет вакцинировать и вживлять чип, чтобы убивать массы, чтобы контролировать численность населения и уменьшить население мира»; «не отмахивайтесь, потом будет поздно»; «Если хотите остаться в живых, занимайтесь профилактикой». Нагнетание отрицательной информации с семантикой конца, смерти, катастрофы, боли, опасности разжигает в читателе ощущение несправедливости происходящего, создает панику.

В фейковых новостях присутствует эмоциональная лексика, давление на человеческие чувства: «…сердечно с вниманием и покаянием коротенькую молитву о спасении России и нас, грешных», «МОЛИМСЯ ЗА РОССИЮ», «Не будьте безразличны, не отмахивайтесь...», «ПОДЕЛИТЕСЬ, ЧТОБ ВЕСЬ МИР ЗНАЛ, ЧТО МЫ УБИВАЛИ И УБИЛИ НАШИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ!!!». «Морализаторская» лексика основана в этом случае на основных ценностях человечества: семья, детство, уважение к старшим, защита слабых, забота, любовь, сострадание.

Срочно распространить!

Стоит критично отнестись к сообщению, если в нем есть настойчивый призыв к действию и распространению информации: «Передайте это своей семье, всем соседям, знакомым, друзьям, коллегам»; «Не храните эту информацию при себе, делитесь ею со всеми своими знакомыми и друзьями»; «Всех предупредите»; «РАСПРОСТРАНИТЬ СРОЧНО!».

Фейк можно вычислить по преувеличению в словах и фразах, его цель – вызвать волнение и обеспокоенность: «Вот-вот всё рванет», «Это не просто ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ», «эта сенсационная новость»; «В России появились диверсанты: кладут на дорогах, на лавках, в кустах телефоны, планшеты, кошельки, блокноты заминированные, заряд небольшой, но руку отрывает»; «Немецкие врачи не подчинились всемирному закону о здоровье ВОЗ»; «В Германии окончательно найдено лекарство от коронавируса».

Еще один отличительный признак – обилие восклицательных знаков. Повествовательные по своему содержанию предложения заканчиваются восклицательным знаком, что создает нарочитую эмоциональность только механически.

Однако сам факт присутствия в сообщении такого знака определенным образом воздействует на адресата, вызывая в нем излишнее волнение на ровном месте. Например: «Постарайтесь, по возможности, бывать на свежем воздухе, где больше кислорода!»; «РАСПРОСТРАНИТЬ СРОЧНО! во ВСЕХ СЕТЯХ!!!!».

«Заговор» читателя

В фейковых текстах часто используются цифры для усиления достоверности сообщения. Это могут быть данные опросов, якобы проведенных авторитетными организациями, химические значения определенных медицинских явлений или препаратов: «Министерство здравоохранения выпустило и отправило домой более 14000 пациентов в течение одного дня».

Характерная особенность употребления таких чисел заключается в том, что чаще всего они окружены контекстом из сложных терминов, априори малоизвестных тому массовому адресату, которому направлено фейковое обращение: «Помните, что значение pH вируса короны варьируется от 5,5 до 8,5. Следовательно, всё, что нам нужно сделать, чтобы избавиться от вируса, – это потреблять щелочную пищу, больше, чем уровень вируса».

– В данном примере продемонстрирована манипуляция автора: привести термины, цифры, использовать официально-деловой и научный стиль речи, заведомо не до конца понятные аудитории. Прагматический эффект таких посылов связан с тем, что массовая аудитория склонна уважительно относиться к научным и официальным данным, – говорится в исследовании.

Для нее также свойственно не проверять полученную «точную» информацию, которая нередко оказывается ошибочной. Сюда же стоит отнести примеры создания нумерованных списков, что также «заговаривает» читателя, создавая у него ощущение структурированности информации, приравненной к достоверности. Нумерация мыслей – это действительно признанный в современной риторике, в деловой коммуникации способ положительного воздействия на человека.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайта ru.freepik.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости