28.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Слаженная работа


Продолжаем цикл материалов к тридцатилетию российского парламентаризма. В середине нулевых российская экономика росла и люди стали меньше думать о политике. Зато больше о себе: начался кредитный бум и массовое жилищное строительство. Депутаты ездили на региональные недели, чтобы рассказывать избирателям о своей работе, а губернаторов-совместителей в Совфеде полностью заменили профессиональные сенаторы. Парламент работал над укреплением вертикали власти и вовсю удваивал валовой внутренний продукт (ВВП).

Меньше политики

Середина двухтысячных, они же нулевые, – период подъема российской экономики. В 2003-м впервые с момента начатых в стране реформ фиксируют устойчивый рост ВВП – по итогам года на рекордные 7,3%. И тут же амбициозная задача от главы государства Владимира Путина – как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны за десятилетие.

До конца нулевых это будет главный пароль российских государственных амбиций, к которому станут подверстывать все программы. Доходы росли быстрее производительности труда. Темпы роста продукции и услуг базовых отраслей экономики, за исключением сельского хозяйства, превышали общие темпы экономического роста.

Полуголодные девяностые люди почти забыли и в целом меньше думали о политике, потому и явка на выборах в Госдуму четвертого созыва в декабре 2003-го ниже, чем в предыдущие годы – 55,75%. У 60 миллионов пришедших на участки россиян был по-прежнему богатый выбор: в голосовании по партийным спискам участвовали два десятка партий и блоков, среди которых «СЛОН», «Автомобильная Россия», «За Русь святую», Партия мира и единства.

Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок. Абсолютный лидер – «Единая Россия», получившая 223 мандата по партспискам, 52 – у КПРФ, 36 – у ЛДПР, 37 – у блока «Родина».

Партию парламентского большинства на выборы вели глава МЧС Сергей Шойгу, мэр Москвы Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и министр внутренних дел Борис Грызлов. Из первой четверки только Грызлов пошел в Госдуму, чтобы ее возглавить. Остальные, называемые на языке политтехнологов «паровозы», остались при своих прежних должностях. Почти треть всероссийского списка единороссов, 37 человек, отказались от выигранных мандатов. «Отказники» были и в КПРФ.

Всё для народа

«Парламент не место для дискуссий» – один из самых ярких мемов середины двухтысячных, которого в реальности не было. Именно в таком виде фразу запустили в оборот журналисты. На самом же деле на первом заседании Госдумы 29 декабря 2003 года, отвечая на вопрос депутата Елены Драпеко, как «Единая Россия» собирается поддерживать межфракционный внутриполитический диалог, Борис Грызлов сказал иначе.

– Мне кажется, что Государственная Дума – это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью, – гласит стенограмма.

Грызлов был единственным кандидатом на кресло председателя Госдумы и занял его на первом же заседании, за него проголосовали 352 депутата. Спикер сразу предупредил парламентариев, что популистские законодательные инициативы поддержки в текущем созыве не получат.

Это замечание огорчило лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «А для кого мы работаем и пишем законы?» – обратился он к коллегам с вопросом. Впрочем, сам же на него и ответил: «Для народа». А значит, по мнению Жириновского, все законы должны быть популистскими, то есть народными, если перевести иностранное слово на русский язык.

В Госдуме ввели региональные недели, которые спикер призывал депутатов максимально использовать для проведения встреч с гражданами, для информирования общества о достигнутых результатах. Отчет перед избирателями и ответственная работа над новыми законами – вот две центральные задачи Государственной Думы, напутствовал Борис Грызлов.

Единство парламента

Хотя экономически жить людям становилось лучше, согласия в обществе всё еще не наблюдалось. Результаты проведенного в конце 2003 года исследования показали, что одни и те же события россияне рассматривали и как положительные, и как отрицательные. При этом общая картина воспоминаний складывалась негативная. На просьбу вспомнить хорошие события прошедшего года откликнулись лишь 25% опрошенных, в то время как 55% с легкостью отметили самые плохие моменты уходящего года.

К негативным событиям чаще относили развитие ситуации в Чечне, теракты, рост цен, усиление коррупции и обострение криминальной обстановки. Но другая часть общества высказала диаметрально противоположную точку зрения, оценив те же события положительно. По мнению этих оптимистов, на Северном Кавказе ситуация в целом улучшилась, налицо успехи в экономике, что привело к повышению уровня жизни населения, а работа правоохранительных органов стала залогом успешной борьбы с коррупцией и преступностью.

Зато единство демонстрировал парламент. К четвертому думскому созыву в Совете Федерации завершился очередной переходный период – теперь в палате регионов работали только профессиональные сенаторы, а не губернаторы. В Совфеде не существовало партийной конкуренции, а законопроекты сенаторы всё чаще вносили совместно с депутатами. 

Одной из самых резонансных инициатив 2004 года, прошедших через парламент, стал закон о монетизации льгот. Тогдашний депутат Госдумы, впоследствии работавший и в Совфеде, Валерий Рязанский вспоминает, что работали над документом много и долго, но никак не получалось найти компромиссный вариант.

– Обеспечивать все обязательства государство было не в силах, поэтому постоянно создавалась иллюзия обмана. Развеивать ее было больно, но не делать этого – еще больней. Я помню, как и депутаты, и сенаторы объясняли людям причину такого решения, непросто было губернаторам, ведь по регионам пошли волнения. Но президент тогда поставил четкую задачу: не давать пустых обещаний, а те, что дали, обязательно исполнять, – добавил Валерий Рязанский.

Укрепление вертикали

Политический ландшафт России серьезно изменился после самого страшного в истории страны теракта. 1 сентября 2004 года в североосетинском райцентре Беслан в школе №1 боевики захватили больше тысячи заложников. Погибли 333 человека.

Через неделю после похорон жертв теракта Владимир Путин собрал расширенное заседание кабмина и губернаторов, на котором заявил, что главы регионов должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Мера направлена на укрепление вертикали власти и борьбу с терроризмом. Инициативу поддержал парламент.

– Отмена всеобщих выборов губернаторов вовсе не означает, что на местах теперь будут править президентские ставленники. Граждане России смогут участвовать в процедуре назначения глав регионов через своих демократически избранных представителей – депутатов законодательных собраний, – отметил Сергей Миронов.

Более того, по мнению тогдашнего спикера Совфеда, люди получили возможность обращаться к президенту с рекомендацией выдвинуть ту или иную кандидатуру на эту должность, а также к своему депутату с наказом по ее избранию.

Изменили и принцип формирования Госдумы, отказавшись от выборов в одномандатных округах. Начиная с пятого созыва партсписки – единственная возможность стать депутатом. Минимальную численность партий увеличили в пять раз: с десяти до пятидесяти тысяч членов. Порог попадания партий в Госдуму подняли с пяти до семи процентов голосов.

Новая площадка

С 2003 по 2007 год парламент четырежды рассматривал федеральные конституционные законы об укрупнении регионов после проходивших там референдумов. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовали Пермский край, в состав Красноярского края вошли Таймыр и Эвенкия, из Камчатской области и Корякского округа получился Камчатский край, к Иркутской области присоединили Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, а Забайкальский край получился из слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

– Это позволило обеспечить более высокий уровень жизни граждан, восстановить единое экономическое, коммуникационное пространство региона, снять дополнительные административные барьеры. Объединение позволило выравнять уровень социально-экономического развития территорий, упростить экономические связи между ними, – считает сенатор Андрей Клишас.

За обновленной вертикалью установили народный контроль, проведя через Госдуму и Совфед закон об Общественной палате РФ, созданной для взаимодействия граждан с органами власти. На новой площадке обсуждали наиболее острые инициативы – это назвали нулевым чтением законопроекта.

Меньше медийных

Парламент работал четко. Госдума с первого раза утвердила премьер-министром Михаила Фрадкова в марте 2004-го и так же сразу Виктора Зубкова в сентябре 2007-го. Появились новые редакции Градостроительного и Жилищного кодексов, депутаты приняли много законов, разграничивавших полномочия между федеральными и региональными органами власти.

Медийных лиц в обеих палатах стало меньше. Продолжили депутатствовать Иосиф Кобзон и Станислав Говорухин, нобелевский лауреат Жорес Алферов, космонавт Светлана Савицкая, впервые избрался хоккеист Владислав Третьяк. В Софвед в основном направляли представителей региональных элит.

Последнее заседание Госдумы четвертого созыва прошло 16 ноября 2007 года, а 2 декабря состоялись выборы новых депутатов.

По материалам pnp.ru

Фото из открытых источников

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости