17.05.2024

Новости

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

13.05.2024 Учет эфирного времени

13.05.2024 Братск. Кандидатуры в окружные комиссии

13.05.2024 Свирск. Разговор с молодежью

13.05.2024 Слюдянка. День дублера

«Грузинская мечта» и реальность


Политический эксперт Алексей Петров стал международным наблюдателем на последних прямых выборах президента Грузии. В этой бывшей советской республике после многих лет кризисов и поисков оптимального политического устройства решили перейти к парламентской форме правления. А нынешний этап и президентские выборы являются переходным периодом, что порождает свою специфику. Нового главу государства не смогли избрать в первом туре, и окончательно с кандидатурой президента грузины определятся в конце ноября.

– Алексей Викторович, на политическую ситуацию всегда оказывает большое влияние экономика. Как, на ваш взгляд, это отразилось на президентской кампании в Грузии?

– Лучше всего экономику иллюстрируют цифры. Пенсия в Грузии составляет 180 лари (или 4900 в пересчете на рубли), средняя заработная плата – 300 лари (около 8000 рублей). Люди живут бедно, но стараются это не обсуждать в публичном пространстве. Ждут помощи Запада. С точки зрения политической культуры, то она так и не сформировалась в Грузии, несмотря на все годы демократии. И в агитационной кампании все кандидаты обсуждали индексы демократии, будущее страны в ЕС, но не объясняли, почему же народ так небогато живет.

– Если говорить о политических переменах, отказ от большой роли президента в пользу парламента – это результат прошлых кризисов?

– Возможно. Но не всё так однозначно. В 2016–2017 годах в избирательный кодекс Грузии были внесены существенные изменения. Оппозиция не поддерживала эти новации и по ряду вопросов вообще не голосовала.

Пять лет назад, в 2013 году, когда президентом избрали Георгия Маргвелашвили, к власти пришла партия «Грузинская мечта», и началась критика режима Саакашвили, его лишили гражданства и т.п. Однако эта партия не стала выдвигать своего кандидата на нынешних президентских выборах, а предпочла поддержать одного из независимых кандидатов – Саломе Зурабишвили. Это было интересное политическое решение, поскольку, если этот кандидат побеждает, то партия получает свои дивиденды, если проигрывает, то акцент делается, что своего-то кандидата партия вовсе не выставляла.

Немного напомню историю. В 2016 году в Грузии были парламентские выборы. «Грузинская мечта» очень неплохо выступила, набрала свыше 60%. На этой почве оппозиция вся раскололась, от «Объединенного национального движения» почти ничего не осталось, появилось много мелких партий. Затем в 2017 году на местных выборах оппозиция почти нигде не получила поддержку.

– И на фоне этого партия власти решила не выставлять своего кандидата, а действующий президент не стал идти на второй срок? Более чем странный политический расклад…

– Тут надо учитывать внутриполитические вещи. В нынешнем году было много уличных протестов в Грузии. Действующий глава государства Георгий Маргвелашвили очень долго держал паузу и не говорил, будет ли он участвовать в выборах. О своем отказе баллотироваться на второй срок сообщил только в конце августа, пообещав работать на благо страны в ином качестве. Такое решение связывают с охлаждением отношений между Георгием Маргвелашвили и лидером «Грузинской мечты», одним из богатейших людей страны Бидзином Иванишвили.

Еще одна причина кризиса действующей власти – развернувшаяся кампания по легализации в Грузии легких наркотиков. Главу государства обвиняют в заинтересованности и лоббировании данной темы.

Все крупные города проголосовали против нынешней власти, горожане открыто заявляли, что они против идей легализации наркотиков. Продолжает поддерживать власть только сельский электорат. Возможно, потому, что они других кандидатов просто не знают. По итогам первого тура президентских выборов, прошедшего 28 октября, больше всего голосов получила Саломе Зурабишвили, за нее проголосовали около 615 тысяч граждан (38,6%).

– То есть провластный кандидат опередил соперников незначительно.

– В целом да. На втором месте по итогам первого тура голосования оказался Григол Вашадзе, он набрал 37,7% голосов. Но в любом случае для Зурабишвили это большой успех. Эта поразительная барышня имеет очень интересную биографию. Родилась во Франции в семье грузин, покинувших Россию после революции. Получила хорошее образование: окончила Парижский институт политических наук и Колумбийский университет. Работала в системе МИД Франции. Была чрезвычайным и полномочным послом Франции в Грузии, затем занимала пост министра иностранных дел Грузии. Правда, сами грузины, особенно в больших городах, несколько критично о ней отзываются и говорят, что грузинский язык она не очень хорошо знает. Оно и понятно: для нее роднее французский и английский языки.

Основной соперник Зурабишвили – Григол Вашадзе – получил свыше 600 тысяч голосов, а поддерживала его на выборах партия «Объединенное национальное движение», лояльная к Саакашвили. У Вашадзе тоже блестящий послужной список: кадровый дипломат, был сотрудником МИД СССР, потом министром иностранных дел Грузии, министром культуры и спорта Грузии. Примечательно, что от гражданства России Вашадзе отказался только в 2012 году, когда возглавил МИД Грузии.

На третьем месте – Давид Бакрадзе (партия «Европейская Грузия»), его поддержали 10,9% избирателей. Он выступал против сотрудничества с Россией и связывал будущее Грузии с Европой.

– На ваш взгляд, большая была политическая конкуренция на выборах президента Грузии?

– Кандидатов была тьма-тьмущая. Всего 46 претендентов представили документы о желании участвовать в выборах президента Грузии. В бюллетени были включены только 25 фамилий (19 от политических партий и 6 от инициативных групп). Остальным отказали из-за недостаточного количества подписей избирателей, несколько претендентов снялись с выборов сами.

К слову, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется в Грузии с указанием ID-карты гражданина (избирателя). Требовалось собрать 0,7% подписей от числа избирателей (25923 подписи). У некоторых кандидатов были обнаружены в числе подписантов умершие граждане, это показала проверка через базу ID-карт.

Как рассказывали нам местные политологи, многие кандидаты не стеснялись и «рисовали» подписи в свою поддержку. Во время проверки всплыл такой факт: среди сданных оппозиционным кандидатом подписей избирателей была обнаружена подпись, якобы поставленная премьер-министром Грузии, ярым противником этого кандидата. То есть подделывали подписи очень бесцеремонно.

– Жесткие требования предъявляются к кандидатам на пост президента?

– Президентом Грузии может стать человек старше 35 лет, не имеющий двойного гражданства, проживший в Грузии последние пять лет. В 2024 году будет избрание нового президента уже конституционным собранием (депутаты парламента и представители муниципалитетов), и на этот пост сможет претендовать только гражданин старше 40 лет.

– Избирательная система Грузии очень отличается от российской?

– Есть как сходства, так и отличия. Избирательная система трехуровневая. Есть Центральная избирательная комиссия Грузии в составе 12 человек (по шестеро от парламента и от политических партий), 73 окружные комиссии и 3637 участковых комиссий. В соответствии с изменениями избирательного законодательства в каждой участковой комиссии должно быть 12 членов, из них шесть от политических партий (причем квота «одна партия – один человек» не действует, может быть несколько членов от одной партии).

При этом, согласно внесенным поправкам в 2016–2017 годах, участковые комиссии не могут располагаться в зданиях органов государственной власти, в полиции, фискальных службах и т.п. В итоге комиссии размещают в детских садах и школах.

– Кто обладает активным избирательным правом?

– Право голоса имеют граждане страны, которым исполнилось 18 лет. Лишены избирательных прав лица, отбывающие срок более пяти лет. То есть у кого судимость с меньшим сроком, тот даже в тюрьме может проголосовать. Кстати, на этих выборах впервые военнослужащие голосовали не по месту прохождения службы, а по месту прописки.

– Как проходила агитационная кампания на этих президентских выборах?

– Избирательная кампания официально стартовала 29 августа. В Грузии по избирательному кодексу нет дня тишины. Кандидаты могут проводить агитацию даже в день выборов, запрет распространяется только на агитацию на участке и в средствах массовой информации (но практически не регулируется агитационная деятельность в интернете).

Выборы очень заметны на улицах городов и в деревнях. Много печатных агитационных материалов, баннеров вдоль дорог.

Впервые в этот раз была очень активна церковь, которая тоже занялась агитацией, притом что ей это запрещено по закону. Было заявление одного из иерархов церкви, который во время проповеди раскритиковал Саломе Зурабишвили: «Французская мадемуазель не принесет счастья Грузии, и Господь этого не должен допустить!» Это выступление показали по одному из ведущих телеканалов. А страна очень религиозная! Чтобы вы понимали, индекс доверия церкви в Грузии превышает 80%. И заявление одного из главных церковников – это серьезный удар по репутации кандидата. Все эксперты ждали реакции Центризбиркома Грузии на такое заявление, к тому же растиражированное в СМИ, но никаких замечаний не было.

– Расскажите о финансовой составляющей, насколько значительные траты у кандидатов?

– В Грузии очень большую роль в финансировании выборов играет государство. Если на парламентских выборах партия получает более 3% голосов, то поддержанному ей кандидату в президенты выделяется финансирование на кампанию. Более того, кандидаты в президенты, набравшие в первом туре более 10% голосов избирателей, имеют право на компенсацию расходов в 1 млн лари от государства. Жертвовать в избирательные фонды кандидатов в президенты могут юридические лица (до 120000 лари) и физические лица (до 60000 лари).

Эфирное время кандидатам в президенты предоставляли 98 телерадиокомпаний (21 национальная и 77 региональных). Все кандидаты получали бесплатное эфирное время. Государственная грузинская вещательная организация выделяла каждому по 10 минут в виде интервью в рамках своих выпусков новостей, провела три раунда дебатов с кандидатами в прайм-тайм. В национальных СМИ не менее 5 минут в час было отдано под агитацию, на частных телеканалах по 7,5 минут выделяли каждые три часа.

– Заботятся как-то на избирательных участках об инвалидах?

– На одном из участков я видел специально оборудованную кабину для голосования. Но других каких-то мер наблюдать не довелось. Кстати, информационные материалы на избирательных участках выполнены очень мелким шрифтом. И вообще сведений о выборах – минимум. Есть плакат с разъяснением, как голосовать, а информация о кандидатах ограничена указанием на плакате фамилии и имени, номера кандидата и наименования партии (нет ни фото, ни сведений о доходах или биографии).

Зато в местах компактного проживания различных народов вся избирательная документация представлена на нескольких языках: на 209 УИК – на грузинском и азербайджанском, на 133 – на грузинском и армянском, на 4 участках – на грузинском, армянском и азербайджанском языках.

– Насколько отрегулирована в законодательстве работа участковой комиссии?

– Как я понимаю, процедура прописана четко. «Роли» в участковой комиссии распределяются методом жеребьевки. Таким образом определяется, кто сидит у урны, кто выдает бюллетени и конверты, кто мажет специальными чернилами руку избирателю, получившему бюллетень (и выдает салфеточку с логотипом ЦИК Грузии), а кто со специальным фонариком проверяет, нет ли отметок на руках у пришедших избирателей.

По нормам, если к участку приписаны 900 избирателей, то за выдачу бюллетеней будут отвечать три члена комиссии (один член УИК на 300 избирателей). На участках с численностью 500 избирателей предусмотрена одна кабинка для голосования, где 1000 избирателей – две кабинки и т.п.

Время голосования на выборах в Грузии с 8 утра до 8 вечера. На участке, где мы наблюдали открытие и начало голосования, члены комиссии были на работе уже в 7 утра.

Очень хорошая вещь, на мой взгляд: все члены комиссии в Грузии носят ярко-зеленые накидки, а председатель – темно-зеленую. Получается, избиратель заходит и сразу видит, где организаторы выборов. Члены участковой комиссии работают в течение месяца, получают зарплату ниже средней по стране. В основном в УИК трудятся женщины в возрасте старше 40 лет.

Важный факт: полиции запрещено присутствовать в помещении для голосования, нигде я не встретил ни пожарных, ни полицейских, ни представителей администрации. Главные на выборах – члены участковой комиссии.

– У нас часто обсуждают вопрос о подготовке списков избирателей к выборам. Как эти документы готовят в Грузии?

– Нам рассказывали коллеги по международной миссии, что они стали свидетелями, когда избиратели пришли голосовать, но не нашли себя в списках… Списки составляются на национальном уровне, и сделать что-либо в день голосования уже невозможно. Нет ни «досрочки», ни голосования по почте, ни дополнительных листов для включения избирателей. Зато проводится специальная информационная кампания, что граждане до выборов должны обратиться на свой участок и проверить, есть ли они в списках. Причем списки избирателей на участках составляются не по адресам (как у нас), а по алфавиту и вывешиваются прямо рядом с участком. Любой может подойти и поискать себя в списке, там указаны фамилия, имя, дата рождения. Более того, в списке отмечается, что человек хочет проголосовать на дому или в день голосования он будет отсутствовать, к примеру уезжает за границу.

В качестве удостоверения личности на участках большинство граждан предъявляли ID-карты, но были и такие, кто приходил с паспортом. Это тоже разрешено, и бюллетени им выдавали.

– Как организован подсчет голосов?

– Процедура подсчета голосов отличается от нашей. Каждый бюллетень избиратель кладет в конверт и сбрасывает в урну, и это составляет основное отличие... По жеребьевке определяется, кто из членов комиссии будет осуществлять подсчет голосов (считает один человек). Каждый бюллетень извлекается из конверта, его показывают всем членам, чтобы они убедились, за кого сделана отметка, затем кладутся отдельно бюллетень и конверт.

В итоговом протоколе отдельно отражается количество бюллетеней и конвертов, причем это число не всегда совпадает. Комиссии выдают количество бюллетеней не ровно по числу избирателей, а округленное до целой цифры в меньшую сторону. Например, если 1936 избирателей, то бюллетеней выдадут комиссии 1900.

Мы присутствовали при подсчете голосов на небольшом участке в пригороде Тбилиси. Это сельская местность, там мало избирателей (проголосовали 168 человек), и подведение итогов не заняло много времени. Нас очень радушно встретили, многие члены комиссии говорят по-русски и даже спели для меня: «Опять от меня сбежала последняя электричка…».

Был интересный прецедент: избиратель вычеркнул всех кандидатов, кроме одного. И комиссия решала, признать этот бюллетень действительным или нет. В итоге проголосовали и определили, что бюллетень действительный, потому что решение избирателя понятно. Хотя в информационных плакатах указано, что нужно в специальном поле поставить отметку за своего кандидата, а не вычеркивать всех.

Так же, как и у нас, заполняется итоговый протокол комиссии, его подписывают члены комиссии, копии выдаются наблюдателям. Затем документы члены УИК сдают в вышестоящую комиссию.

– Вы общались с грузинскими политологами, они предполагали, что в первом туре победитель не будет определен?

– Да. Эксперты прогнозировали два тура выборов, поскольку, по данным опросов, никто из кандидатов не получал явно больше 50%. Сейчас на постсоветском пространстве Грузия – одна из интереснейших стран в политологическом аспекте. На самом деле те политические новации, которые применялись на этих выборах, по сути, были проведены через парламент при поддержке одной партии – «Грузинской мечты». Представители «Объединенного национального движения», оппозиция, вообще отказались голосовать. Они не поддержали переход к парламентской форме управления. Очень интересно, удастся ли «Грузинской мечте» вместе с Зурабишвили победить во втором туре или к власти придут просаакашвилевские силы. Мы об этом узнаем уже после 28 ноября.

Беседовала Алёна Сабирова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости