27.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Борьба за Конституцию


Конституция России была принята 12 декабря 1993 года. Работа над ней велась в течение нескольких лет и в очень непростое время – в начале 90-х. Как и в каких условиях разрабатывался основной закон страны, вспоминает юрист Андрей Гольцблат.

Вариант первый

Первая в истории России Конституция, в работе над которой участвовали представители разных политических сил, была одобрена 30 лет назад. В 1990–1993-х годах борьба за новый основной закон стала одним из главных сюжетов политической и общественной жизни страны.

В июне 1990 года, сразу же после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, была создана Конституционная комиссия. Ее возглавил Борис Ельцин, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР. Секретарем комиссии и ее фактическим руководителем стал Олег Румянцев, депутат от Каховского избирательного округа Москвы.

Вместе с ним над проектом активно работали еще несколько депутатов, в частности Виктор Шейнис, Юрий Рыжов, Борис Золотухин, Федор Шелов-Коведяев, Евгений Амбарцумов, Сергей Шахрай. Среди экспертов также были Борис Страшун, Леонид Мамут, Владимир Лафитский. Задачей комиссии было на основе мирового опыта создать российскую конституционную модель.

– К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где всё правительство формировал бы президент – глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента, – вспоминает юрист, работавший в составе Конституционной комиссии, Андрей Гольцблат.

Другие выступали за то, чтобы главную роль при назначении правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживали второй.

Компромиссное решение

Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.

В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус главы государства, но назначать председателя правительства он мог только с согласия Государственной Думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.

– И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал работу с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин упрекал экспертов в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но всё же мирно и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета, – отмечает Андрей Гольцблат.

Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус суверенных государств, что вызывало серьезные опасения. Спорили и о статусе обеих палат российского парламента. Первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов однажды предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.

Одновременно в 1990–1992-х годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай – тоже члены Конституционной комиссии.

Президентский проект

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды – создание новой экономики и новой Конституции – стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять.

– Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах – и парламентских, и президентских, – отмечает юрист.

После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов как заместитель председателя комиссии.

В мае 1993 года президент опубликовал свой проект основного закона – довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру первоначального проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник президента Сергей Шахрай.

– Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат, – говорит участник исторических событий.

Часть депутатов – Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие – высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания. Другие были категорически против.

– Помню, со мною советовался редактор «Конституционного вестника» Илья Шаблинский: сообщив, что его зовут на совещание в качестве представителя президента, он спросил, нужно ли в этом случае увольняться из редакции и аппарата Верховного Совета. Я ответил, что скорее да. Впрочем, большинство экспертов комиссии приняли участие в работе Конституционного совещания. В ходе заседаний, по сути дела, шло совмещение и уточнение положений двух проектов Конституции – комиссии и президента, – рассказывает Андрей Гольцблат.

Непростая развязка

Из проекта Конституционной комиссии в окончательный вариант текста почти целиком перешли две первые главы – «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» – к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации.

Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.

– А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок – на сей раз лишавших президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка, – считает Андрей Гольцблат.

Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре – октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента танк. Юрист убежден: ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.

После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной Думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Установили, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.

Интересные факты

На деле у Конституции было более тысячи авторов. С ноября 1991 года по декабрь 1992 года в нее было внесено более 400 поправок. С 1990 по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них – проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева и Собчака и «вариант ноль», подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая.

В проекте Конституции, подготовленном группой Шахрая, сначала фигурировал шестилетний срок президентских полномочий. В проекте Алексеева – Шахрая было уже пять лет, а в окончательной редакции осталось четыре года.

При вступлении в должность президент приносит присягу на специальном экземпляре Конституции. Его переплет сделан из тончайшей кожи (варана) красного цвета, на обложке – накладной серебряный герб России и тисненная золотом надпись «Конституция России». Этот экземпляр постоянно хранится в библиотеке администрации президента в Кремле и используется только во время инаугурации главы государства.

Два экземпляра Конституции России были в космосе. В 1999 году издание основного закона побывало на орбитальном комплексе «Мир»: 4 апреля грузовой корабль «Прогресс М-41» доставил его космонавту Сергею Авдееву, который намеревался получить юридическое образование. В 2005 году вместе с Конституцией Евросоюза Конституция России отправилась на борт Международной космической станции.

В 1994 году указами президента России «О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря» 12 декабря было объявлено государственным праздником. Однако Госдума 24 декабря 2004 года приняла поправки в Трудовой кодекс, которые изменили праздничный календарь, и с 2005 года 12 декабря больше не является выходным, а День Конституции – одна из значимых памятных дат.

По материалам rbc.ru, ria.ru

Фото с сайта duma.gov.ru, russiainphoto.ru

 

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости