3.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

«Сетевой принцип» молодежи


Как цифровые медиаканалы влияют на политическое сознание и поведение молодежи? Каковы ее предпочтения, которые формируются на основе традиционных и сетевых СМИ? Об этом статья кандидата политических наук Елены Малик, в которой автор рассматривает основные проблемы влияния информационных потоков массмедиа на формирование социально-политических ориентаций молодежи.

Фактор среды

В глобальном информационном обществе система средств массовой информации меняет свою структуру, содержание и формы подачи информации, всё усиливая свое влияние на общественное сознание. Электронные СМИ, особенно сетевые, играют значительную роль в формировании моделей общественно-политической активности молодежи.

– Политика сегодня стала гораздо сложнее. Происходят серьезные общественные и технологические трансформации. В связи с этим необходимы эффективные механизмы стимулирования политической активности молодежи и направления ее по позитивному вектору, – говорит автор.

Массмедиа были и остаются важнейшим институтом политической социализации молодых людей, оказывая непосредственное влияние на усвоение ими общественных норм, становление политических ценностей и, как следствие, выражение форм социально-политической активности.

В политической культуре молодежи, а значит, и в процессе ее политической социализации происходят существенные изменения, убеждена Елена Малик. Политическое сознание молодого поколения формируется в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований общества, неопределенности ориентиров общественного развития страны, значительных перемен в деятельности институтов и агентов социализации, в первую очередь – институтов семьи и образования.

Сегодня массмедиа служат для молодых россиян одним из основных источников сведений о политике, оказывая значительное воздействие в силу частоты и продолжительности взаимодействия. СМИ не только транслируют информацию, отражая состояние общественных настроений, но и служат инструментом их формирования.

– Процесс политической социализации личности обусловлен влиянием разнообразных факторов социальной среды, что отражается на состоянии политической системы общества, – обращает внимание исследователь.

В свое свободное время молодые люди чаще всего заняты просмотром телевидения, прогулками, общением с друзьями, прослушиванием музыки и просмотром фильмов, серфингом в интернете. При этом взаимодействие с другими институтами политической социализации либо носит обязательный, директивный характер (учеба и работа), либо совершается гораздо реже (как форма проведения досуга).

Источник информации

Сегмент традиционных СМИ в российском политическом пространстве стал существенно меньше электронных медиаресурсов, считает Елена Малик. Рассматривая традиционные СМИ как институт политической социализации молодежи, она указывает на функциональную неполноту его влияния. Его однонаправленность исключает одну из весьма значимых составляющих процесса социализации – возможность обратной связи посредством политической коммуникации.

Если раньше советские СМИ являлись идеологическим рупором государственной машины и выполняли мобилизационные, воспитательные и патриотические задачи, то сегодня достаточно объемный сегмент системы российских СМИ невозможно охарактеризовать как часть образовательно-воспитательной системы.

Политическая коммуникация осуществляется преимущественно в интернете, и с каждым днем интернетизация общества продолжает набирать обороты. Всё чаще участие молодых граждан в политической сфере проявляется в сетевых формах.

«Сетевой принцип» состоит в том, что в цифровую эпоху интенсификация и технологичность обмена информацией являются базовыми элементами общественно-политической активности молодежи. Результаты опроса подтвердили, что социальные сети выступают наиболее популярным интернет-ресурсом.

Подавляющее большинство опрошенных (86,7%) имеют свой профиль в социальных сетях, что является следствием потребности в общении. Электронные массмедиа дают своей аудитории принципиально новые технологии интерактивного участия.

Примечательно, что 59% российской молодежи ориентированы на активное применение цифровых коммуникаций для получения профессиональных знаний и умений.

– Учитывая эти обстоятельства, многие традиционные массмедиа используют социальные сети для повышения своих рейтингов. Создавая официальные страницы в популярных соцсетях, они расширяют диапазон обратной связи с аудиторией и оперативно размещают все горячие новости и свежие телерепортажи с места событий. Такое интерактивное взаимодействие позволяет онлайн-читателю стать частью глобальной корреспондентской сети, – отмечается в материале.

Согласно данным массового опроса для 90% молодежи интернет является абсолютно незаменимым источником информации, 78,3% молодых россиян проводят в глобальной Сети более четырех часов ежедневно, из них 38% – до восьми часов в сутки. Среди источников информации почти 60% молодых граждан выбирают новостные сайты, 43% отдают предпочтение форумам, блогам, социальным сетям.

Пользователи глобальной Сети среди новостных источников указали на следующие позиции: читают новости в поисковиках или переходят через них по ссылкам – 46%, читают новости в социальных сетях, блогах, форумах – 34%, смотрят новостные видео и читают новостные интернет-ресурсы, интернет-СМИ – по 20%, читают новости в мессенджерах – 16%.

Молодежь одобряет

Рассматривая особенность интернет-социализации современной молодежи, автор статьи отмечает, что сетевое пространство имеет свои законы и свою систему ценностей. Растущая медиаактивность молодежи способствует, во-первых, трансформации медиатизированной политики, когда меняется вектор коммуникационного процесса, а во-вторых, большей открытости государственной власти и демократизации современного российского общества.

Примером может служить электронное голосование, которое позволяет интегрировать в избирательный процесс молодой электорат. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет.

– Развитие цифровых технологий открыло новые возможности перевода политических процедур в электронный вид. В целом внедрение практик электронного голосования позволяет снизить различные сложности, возникающие при традиционных способах голосования посредством бумажных бюллетеней, – говорится в материале.

Так, главными преимуществами электронного голосования, по мнению россиян, являются дистанционность (28% респондентов), быстрота (16%) и удобство (12%). Следовательно, эта категория граждан уже ориентирована на выбор механизмов электронной демократии. Дистанционное голосование обеспечивает интеграцию российских граждан в избирательный процесс, снижает временные издержки на голосование, повышает его мобильность и доступность.

Наибольшее предпочтение электронному формату политического участия отдает молодежная аудитория, которая с раннего детства вовлечена в цифровую среду. Как показывают результаты всероссийского опроса, 49% молодежи одобрительно относятся к расширению практики электронного голосования и чаще, чем в целом россияне, выбирают его (при условии доступности) как альтернативу традиционному бумажному.

Молодежь активно принимала участие в электронном голосовании на выборах в Мосгордуму в 2019 году и за поправки в Конституцию РФ, которое проходило с 25 июня по 1 июля 2020 года. На вопрос о том, какой способ голосования они выберут на следующих выборах, около 50% молодых граждан указали на электронное голосование через интернет.

– Результаты этого исследования показали, что массмедиа служат для молодых россиян одним из основных источников сведений о политике, оказывая значительное воздействие в силу частоты и продолжительности взаимодействия, – говорится в статье.

Возможность выбора

Сегодня развитие информационно-коммуникативного механизма молодежной политики ориентировано на превращение глобальной Сети в современный инструмент поддержки и саморазвития российской молодежи. Электронную и цифровую демократию следует рассматривать не как совокупность инновативных принципов управления, а в качестве особой системы отношений граждан к политическому пространству.

Запрос на внедрение и качественное развитие электронной и цифровой демократии среди россиян существует и актуализирован в молодежной среде. Интернет-медиатизация политики представляет собой не только направление трансформации модели коммуникации, но и путь к открытому правительству и одновременно результат гражданской активности молодежи. Большая роль здесь отводится информационной деятельности политических партий и общественных организаций.

Именно данные институты гражданского общества, используя свои сетевые ресурсы и электронные СМИ, могут помогать молодому поколению ориентироваться в политическом потоке и избирательно оценивать новостные события.

– В качестве положительной тенденции необходимо отметить создание многополярной картины политического мира с представлением в ней различных идеологий. В транзитивный период новейшей российской политической истории СМИ создали для молодежи возможность выбора модели политических ценностей, поведения и форм политической активности или же отказа от таковой, – отмечает автор.

Молодежь, обращает внимание исследователь, является не только объектом, но и субъектом политической социализации. Этот процесс всё в большей степени имеет не вертикальный, а горизонтальный характер. Молодые граждане демонстрируют альтернативные формы социально-политической активности и модели политического поведения – от электронных выборов до подписания онлайн-петиций, а также осуществляют непрерывный выбор из возможных образов мира благодаря деятельности цифровых массмедиа.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайта ru.freepik.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости