27.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Древние выборы: от жребия до клеротериона


Современная система выборов уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Правда, изначально в средиземноморской цивилизации выбирали не депутатов и президентов, а вождей и старейшин. Но вскоре эволюционировал и процесс волеизъявления. О том, как в Древней Греции появилась демократия и все решения принимались коллективно, – узнаете из этого материала.

Голосование бобами

Голосование как демократический принцип отбора государственных служащих появилось в VI веке до нашей эры в Древней Греции. Как ни парадоксально, но лучшим методом выбора чиновников тогда считался жребий. Выбор проводили, среди прочего, с помощью бобов. В один сосуд клали определенное количество черных и белых бобов, а в другой – жетоны с именами кандидатов. Жетон и боб вынимались из сосудов одновременно. Если боб оказывался белым, то кандидат считался избранным.

В Древних Афинах выбор по жребию имел сакральный смысл. Согласно древнегреческой мифологии именно жребий помог трем главным богам-олимпийцам – Зевсу, Посейдону и Аиду выбрать свои области правления. Первый стал хозяином неба, грома и молний, второй – верховным морским правителем, третий – главным богом подземного царства мертвых.

Кроме того, такой способ голосования позволял практически любому гражданину принимать активное участие в управлении полисом – городом-государством. Вера греков в эффективность жеребьевки была столь высока, что так выбирали кандидатов почти на все должности.

Эти люди могли отвечать за разнообразные области жизни общества и государства – например, проверять правильность весов на местном рынке или отслеживать, чтобы на муку и зерно не устанавливались слишком высокие цены.

Впрочем, не стоит думать, что древние греки не отдавали себе отчета в очевидных недостатках подобного метода. По поводу избрания некомпетентных и не представляющих интересы большинства шли неизменные споры. Отчасти проблема эта компенсировалась тем, что выбранный магистрат занимал должность всего один год, в течение которого находился под постоянным контролем остальных граждан.

Высокая должность

Кандидаты проходили особо тщательную проверку, гарантирующую, что гражданин достоин занять должность, на которую он претендует. По истечении сроков полномочий каждый магистрат обязан был представить отчет о проделанной работе, который подвергался проверке.

Вдобавок обязанности должностного лица могли приостанавливаться после обращения граждан, что делалось с завидной регулярностью. Случалось, что после рассмотрения обращения народным собранием дело против магистрата направлялось в суд, который принимал окончательное решение о судьбе обвиняемого.

Участники суда тоже выбирались по жребию. Процедура была ежегодной. Каждый гражданин должен был сам защищать себя в суде, что требовало не только знания законов, но и владения ораторским искусством. Все заседания судов были открытыми, и чем значимее было дело, тем больше присяжных принимало в нем участие.

Например, в разбирательстве против Перикла, которого обвинили в растрате государственных средств, участвовал 1501 присяжный, а смертный приговор философу Сократу выносил суд из 501 гелиаста. Но жребий решал далеко не всё. Если верить записям Аристотеля, то он не позволял выбирать «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов».

Суд черепков

Существовали и другие способы голосования, например, поднятием рук (хиротония). В переводе с древнегреческого «хиротония» означает «голосование поднятием рук». Таким способом принимались решения при избрании кандидатов на самые важные государственные посты.

Был в Древних Афинах также «суд черепков», или остракофория, – народное голосование, при котором применялись глиняные черепки (остраконы). На этих судах принимали решение о лишении гражданства или изгнании из Древних Афин человека, который, по мнению имевших право голоса древних афинян, представляет особую опасность для государственного строя. Подвергшийся остракизму изгонялся из города на 10 лет. Решение принималось большинством голосов.

Остракофория была одной из самых ранних форм тайного голосования. В день голосования пространство, где проходила процедура, огораживали. Перед входом на участок каждый голосующий оставлял подписанный остракон, при этом его следовало перевернуть надписью вниз. После этого голосующий оставался внутри участка до самого конца голосования, тем самым исключая возможность повторной подачи голоса.

Право голоса в те времена имели далеко не все, а только те, кто обладал статусом гражданина. Таковыми считались достигшие 20 лет и отслужившие два года в армии сыновья родителей-граждан. Списки голосующих регулярно обновлялись. Лица, не отвечавшие требованиям, например не заботившиеся о своих пожилых родителях, уклонявшиеся от участия в военных походах или растратившие собственное имущество, права голоса лишались.

В итоге из 100 тысяч жителей полиса право голоса было у 15–20 тысяч. Именно им и позволялось участвовать в народном собрании (экклесии), отвечавшем за законодательную, исполнительную и судебную власть.

Трибуна Пникса

Экклесии проходили четыре раза в месяц. В особо важных случаях, например во время войны, они собирались чаще. Обычно в работе народного собрания принимали участие две-три тысячи граждан. Для решения особо важных вопросов требовался кворум, предполагавший участие не менее шести тысяч человек.

Народные собрания проходили на каменистом холме Пникс (в переводе с древнегреческого – «давка»), расположенном недалеко от западного склона Акрополя. С трибуны Пникса выступали многие известные мыслители и ораторы, в частности Перикл, считающийся одним из отцов-основателей афинской демократии.

Аристотель в своих трудах описал докимасию – проверку молодого афинянина на предоставление ему полноценных гражданских прав или кандидата на его соответствие выборной должности.

«Когда производят докимасию, прежде всего предлагают вопрос: “Кто у тебя отец и из какого он дема (территориальный округ. – Прим.ред.), кто отец отца, кто мать, кто отец матери и из какого он дема?” Затем спрашивают о том, есть ли у него Аполлон Отчий и Зевс Оградный и где находятся эти святыни, далее – есть ли усыпальницы и где они находятся, наконец, исполняет ли он свой долг по отношению к родителям, платит ли подати и отбывал ли военные походы. Допросив об этом, председатель говорит: “Пригласи свидетелей в подтверждение этого”. Когда он представит свидетелей, председатель ставит вопрос: “Угодно ли кому-нибудь выступить с обвинением против него?” И если выступит кто-нибудь обвинителем, он предоставляет слово и для обвинения, и для защиты и после того ставит вопрос на голосование: в совете – поднятием рук, а в суде – подачей камешков. Если же никто не пожелает выступить с обвинением, он тотчас же производит голосование», – писал Аристотель.

Народная демократия

Повестка народного собрания определялась буле – советом, заседавшим в специальном здании, получившем название булевтерий. Подготовленные им предложения утверждались или отвергались голосованием всех граждан. В период расцвета Древних Афин буле выполнял функции, свойственные правительству. В то время совет народного собрания состоял из 500 членов-булевритов.

Каждый из них был одним из 50 представителей одной из 10 фил (территориальной единицы (общины) города-государства). Изначально в буле выбирались посредством голосования поднятием руки, затем – при помощи жребия. Членом совета народного собрания мог стать любой гражданин, достигший 30 лет. Чтобы сделать работу в буле доступной для всех, булевритам выплачивали зарплату.

Совет народного собрания включал пританию – постоянно действующий орган буле, состоящий из 50 пританов одной из фил, выбираемых по жребию. Перевыборы пританов проходили каждый месяц. Прекращающая свои полномочия притания отчитывалась перед следующей. Таким образом, каждая из 10 общин Древних Афин в течение года (в календаре древних греков было десять месяцев) успевала занимать пританию.

Постоянно действующий орган буле собирался практически ежедневно – 260 дней в году, за исключением праздничных и неблагоприятных, по мнению древнеафинских жрецов, периодов. Совет народного собрания со всеми его 500 булевритами созывался реже – по мере необходимости.

Жетоны с именами

Выборы в Древней Греции были не только демократическими, но и технологичными. По крайней мере для своего времени. Для голосования часто использовался специальный инструмент – клеротерион. Он представлял собой каменную плиту с прикрепленной к ней трубкой и столбцами горизонтальных вырезов. В прорези вставлялись бронзовые жетоны с нанесенными на них именами кандидатов.

В каждом из столбцов в прорезях должны были располагаться жетоны с именами представителей только одной древнеафинской общины. В трубку подавались случайные камешки белого или черного цвета. Номер камешка отвечал числу ряда с жетонами. В зависимости от окраски жребия все жетоны, расположенные в одном ряду, побеждали или проигрывали.

Древнегреческая система жеребьевки признавалась современниками как действенный инструмент демократического общества, позволяющий каждому полноправному члену принимать участие в управлении государством. Аристотель считал, что одной из основ демократического строя является замещение должностей по жребию, олигархического же – по избранию.

Впрочем, точка зрения древнегреческого ученого связана с его отношением к Спарте – другому сильному древнегреческому полису, где, по его мнению, «государственный строй представляет собой олигархию, как имеющий много олигархических черт, хотя бы, например, то, что все должности замещаются путем избрания и нет ни одной замещаемой по жребию». Сам же Аристотель был сторонником смешанной системы выборов.

По материалам lenta.ru

Фото ru.freepik.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости