28.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

«Парламентская» история


Из номера в номер мы публиковали материалы, посвященные истории российского парламентаризма. В этот раз решили познакомить вас с историей Законодательного Собрания Иркутской области. Когда оно было сформировано в первый раз, сколько депутатов избиралось в парламент, как создавалось региональное законодательство – об этом и многом другом читайте в материале.

Пионеры законотворчества

Выборы 45 депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва прошли в марте 1994 года. Парламенту выпала честь быть пионером регионального законотворчества.

Первая сессия нового представительного органа власти региона состоялась 20 апреля 1994 года. В парламент вошли 45 депутатов, избранных альтернативным народным голосованием по одномандатным округам. Первым председателем стал Иван Зелент.

Впервые у региональных депутатов появилась возможность формировать собственную нормативно-правовую базу, принимать законы, необходимые для жизнеобеспечения Иркутской области. Причем законы базовые, рассчитанные на многолетнюю перспективу. Например, была разработана процедура принятия областного закона о бюджете, в январе 1995 года принят закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области», которым руководствовались в течение последующих семи лет.

Главным фундаментальным законом, который приняли в 1995 году, стал Устав Иркутской области. Он закрепил основы государственного строительства в регионе, провозгласил и обеспечил принцип разделения властей, четко обозначил задачи и полномочия органов власти.

В развитие уставных норм был разработан целый пакет законопроектов, с принятием которых завершилось формирование органов государственной власти региона. Это законы об организации и деятельности администрации Иркутской области, Законодательного Собрания, о контрольно-счетной палате. Принятие Устава позволило перейти к последующему формированию законодательной базы.

Плодотворная работа

Второй созыв работал с 1996 по 2000 год и снова в количестве 45 депутатов под председательством Ивана Зелента. Продолжалась работа над базовыми законами. В этот период были приняты законы о губернаторе и о местном самоуправлении. Были охвачены все основные моменты: от непосредственного участия граждан в решении вопросов местного самоуправления и устройства местной власти до организации муниципальных выборов. Иркутская область первой в России всенародно избрала губернатора и органы местного самоуправления.

В период работы депутатского корпуса второго созыва возникла необходимость совершенствования законодательства в сфере управления областной государственной собственностью. Именно тогда в Заксобрании был создан комитет по собственности и экономической политике. Большое внимание уделялось природоохранным вопросам, а также проблемам сельского хозяйства – принят закон «О государственном регулировании агропромышленного производства в Иркутской области».

Рассматривались и вопросы социальной защиты населения. Депутаты приняли более 10 законов социальной направленности. Среди них законы «О прожиточном минимуме», «О социальной норме площади жилья». Особый блок – культурный. Создается региональная законодательная база, касающаяся библиотечного дела, музеев и архивов. Депутаты разбирают проблемы здравоохранения, занятости молодежи. Готовится законопроект «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области».

О плодотворной, конструктивной работе парламентариев говорит и то, что к завершению второго созыва в 2000 году в законодательном «портфеле» Иркутской области насчитывалось уже свыше 200 законов. За этой цифрой – дискуссии, заседания рабочих групп и согласительных комиссий, проведение круглых столов и депутатских слушаний.

Несовершенство законодательства, дефицит правовых норм требовали одновременно разработки областных законов по всем важнейшим вопросам, таким как государственное строительство, создание рыночных механизмов в экономике, оптимизация межбюджетных отношений с городами и районами, эффективное использование природных ресурсов, развитие здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы.

Благодаря блочному строительству регионального законодательства удалось удерживать в поле зрения большинство основных проблем региона, а к их решению подключать ученых, специалистов, местные власти.

Реформа самоуправления

Третий созыв был избран в 2000 году и сохранил принцип формирования. Возглавил депутатский корпус Виктор Боровский. В течение четырех лет председатели менялись еще дважды: в 2002 году им стал Сергей Шишкин, в 2004 – Геннадий Истомин.

Парламентарии продолжили работу над созданием региональной законодательной базы. Весь бюджетный процесс был приведен в систему. Последовательно принимались законы, установившие порядок управления и распоряжения разными видами собственности. Особое внимание уделялось поддержке местных товаропроизводителей, предприятий малого бизнеса, принимались соответствующие законы и постановления.

Одновременно разрабатывались законы, касающиеся использования природных, лесных и водных ресурсов в интересах населения Иркутской области. Под контролем депутатов находились вопросы налогообложения, землепользования, приватизации госимущества. Был принят блок законов, позволивших упорядочить земельные отношения на региональном уровне, в частности, закон «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».

В 2003 году при Заксобрании начал работу координационный совет, созданный для обеспечения развития и реализации конституционных основ местного самоуправления. Законодательные инициативы приветствовались, активизировался законотворческий процесс. Многие инициативы поступали из местных дум, с которыми областные законодатели установили тесное сотрудничество.

В этот период одна из главных задач – реформа местного самоуправления. Необходимо было устранить законодательные противоречия, выработать на областном уровне все нормативно-правовые акты, обеспечивающие нормальную работу органов местного самоуправления.

В то же время еще больше внимания стало уделяться законопроектам социальной направленности. Один из резонансных законов – о квотировании рабочих мест для инвалидов – обсуждался бурно. Депутаты досконально изучили проблемы трудоустройства и жизнеобеспечения инвалидов, провели общественные слушания с привлечением организаций инвалидов, предпринимателей, профсоюзов. В итоге закон был принят и успешно работал.

Защита населения

В третьем созыве утверждается целый пакет государственных областных социальных программ, направленных на поддержку детей-сирот, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, малоимущих. Это стратегическая линия деятельности депутатов – законодательно закрепить социальную защищенность таких слоев населения. Так, в условиях начавшейся реформы ЖКХ парламент принимает закон «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

В связи с изменениями в формировании будущего парламента, выборы которого намечены на октябрь 2004 года, необходимо было подготовить соответствующую законодательную базу. Вводилась смешанная система формирования регионального парламента: половину депутатов избирали по одномандатным округам, половину – по партийным спискам.

В новацию входило также увеличение общего числа депутатов в областном парламенте и депутатов, работающих на освобожденной основе. В связи с нововведениями вносятся поправки в региональный Устав и действующие законы: «Об организации и деятельности администрации Иркутской области», «О статусе депутата Законодательного Собрания», «Об основах организации и деятельности Законодательного Собрания Иркутской области».

Для парламента 2004 год стал юбилейным. На торжественном собрании были подведены итоги десятилетней деятельности депутатов. Проделана колоссальная работа по формированию законодательной базы: за это время принято свыше 600 законов.

Конечно, далеко не все нормы сейчас действуют в первоначальном виде. Часть из них уже выполнила свою историческую миссию. Многие законы подвергались корректировке с учетом практики применения, изменения социально-экономической обстановки и требований федерального законодательства.

Непростые решения

Четвертый созыв, действовавший с 2004 по 2008 год, возглавил Виктор Круглов. Впервые депутатский корпус избирался и формировался по новым принципам. В него вошли представители пяти политических партий. Были сформированы депутатские фракции от партий «Аграрная партия России», «Единая Россия», «Родина». Наряду с ними действовала депутатская группа «Региональное развитие». Позже начала работать еще одна депутатская группа – «Антикоррупция», впоследствии реорганизованная в комиссию.

Несмотря на разницу в политических пристрастиях, законодатели нового состава не только не увязли в бесплодных дебатах, но и сумели объединиться и конкретными делами доказали способность действовать в интересах всех жителей Приангарья. Старались видеть перспективу и предвидеть последствия принимаемых решений, смелее вникать в проблемы, возникающие в реальной жизни.

А проблем было много, чаще всего вставали они остро и решались непросто. Это и закрытие гидролизных заводов, и планы прокладки нефтепровода вблизи Байкала, и монетизация социальных льгот, и повышение цен на ГСМ. На всё реагировали и отзывались депутаты, принимая свою принципиальную позицию, знакомили с ней президента, федеральное правительство, коллег по Госдуме, общественность.

С общественностью был налажен самый тесный контакт, хотя и предыдущие созывы последовательно развивали сотрудничество. Но именно в четвертом созыве при Заксобрании в 2005 году был учрежден Общественный совет.

Этот созыв характеризуют несколько стратегических направлений, главным из которых стал процесс объединения двух регионов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Объединение повлекло за собой большую работу над законодательной базой обоих субъектов Федерации. Для совместной деятельности и координации действий при областном парламенте создается Совет законодателей. С правовой точки зрения переходный период был осуществлен грамотно и в отведенные для этого сроки.

Просветительская работа

Одним из центральных направлений работы областного парламента в этот период была реализация национальных проектов. Много внимания было уделено проблемам здравоохранения, образования, сельского хозяйства, вопросам инновационного характера, а также эффективности использования федеральных средств, выделенных на эти цели. Заксобрание взяло под контроль исполнение национальных проектов в регионе. Несомненно, важнейшим событием созыва стала сессия, на которой впервые депутаты взяли на себя ответственность по наделению полномочиями губернатора.

Наряду с представительной, законодательной и контрольной деятельностью депутаты занялись также просветительской. Каждый год десант депутатов вместе с юристами, профильными специалистами проводил в районах кустовые семинары. Практика закрепилась, поскольку идея оказалась востребованной. Новая система самоуправления, его реформирование требовали нового подхода.

В парламентскую практику вошла еще одна эффективная и во многом новая форма работы – съезды депутатов всех уровней. Они способствовали укреплению вертикали представительных органов региона. В работе съездов были задействованы даже самые отдаленные территории. За четвертый созыв в окончательном виде было принято 550 законов.

В связи с объединением регионов Заксобрание досрочно сложило полномочия, отработав четыре года вместо пяти, определенных законом. Все эти годы в парламенте сохранялась преемственность, но всякий раз депутатам разных созывов приходилось учитывать специфику времени, действовать в иных, отличных от предыдущего созыва, обстоятельствах.

Председатель – женщина

Первый созыв Заксобрания объединенного региона начал работу в октябре 2008 года. Его впервые в истории регионального парламента возглавила депутат-женщина Людмила Берлина. В законодательный орган были избраны 50 депутатов по смешанной системе, в том числе четыре депутата представляли интересы Усть-Ордынского Бурятского округа. В ходе первых месяцев работы было зарегистрировано четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Срок полномочий созыва составлял пять лет.

Одним из основополагающих документов, разработанных Заксобранием первого созыва, стал Устав объединенного субъекта РФ – Иркутской области, принятый 15 апреля 2009 года. В ходе работы над ним поступило около 75 поправок, из них были одобрены 46. Наряду с основными принципами, прописанными в прежнем Уставе, в основной закон области внесены новеллы. Так, предусматривалась новая форма исполнительного органа власти региона – правительство, возглавляемое губернатором.

Закреплено количество избираемых депутатов: с нового созыва в Заксобрание войдут 45 депутатов, из которых 22 депутата будут избираться по одномандатным округам, 23 – по партийным спискам. В новом Уставе закреплен особый статус округа в составе объединенного региона, поэтому 17 ноября 2010 года был принят закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом».

Почти за четырехлетний период работы первого созыва принято 523 закона. В комитетах и комиссиях шла системная, кропотливая работа, позволяющая решать проблемы сегодняшнего дня и закладывать основы стабильности на будущее.

Взаимодействие с обществом

В сентябре 2013 года был избран состав Заксобрания второго созыва. В структуре парламента было сформировано четыре фракции: «Гражданская Платформа», «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Председателем вновь была избрана Людмила Берлина. В апреле 2015-го она сложила свои полномочия. Областной парламент возглавил Сергей Брилка.

Приоритетом в работе стало исполнение наказов избирателей. Была создана рабочая группа, сформирован сводный перечень наказов, куда вошли пожелания избирателей всех 45 депутатов вне зависимости от партийной принадлежности. Исполнение многих наказов было рассчитано не на один год. Общий объем средств на эти цели составил почти 14 миллиардов рублей. С 2013 по 2018 год построено и отремонтировано 199 социальных объектов.

Важнейшим направлением в работе стал парламентский контроль. Было принято решение – выполняя наказы избирателей, уделять особое внимание контролю реализации принятых в регионе законов и эффективности расходования бюджетных средств. Делегации парламентариев в расширенном составе постоянно выезжали в территории Приангарья, посещали социальные объекты, встречались с жителями.

За период работы созыва был утвержден целый ряд законов в сфере социальной политики, образования, бюджетного и налогового законодательства. Большое внимание уделялось развитию инициативного бюджетирования. Активно велась работа с органами местного самоуправления. Успешно функционировал совет Заксобрания по взаимодействию с представительными органами муниципалитетов, проводились выездные семинары, тематические стажировки, видеоконференции, «Парламентская школа» для депутатов местных дум, избранных впервые, муниципальный час в рамках заседаний сессий. Продолжена традиция областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования.

Областным парламентом 25 апреля 2018 года был организован III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области. В работе съезда приняли участие более 360 делегатов.

При Заксобрании вновь был создан Общественный совет, а в 2016 году – Координационный межконфессиональный совет. Во взаимодействии с религиозными организациями и активными гражданами обозначались острые для региона темы, вырабатывались способы решения актуальных проблем. Также в 2018 году был проведен Конгресс национальных и общественных организаций, к работе в котором были приглашены все некоммерческие объединения.

По материалам irzs.ru

Фото Законодательного Собрания

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости