27.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

«Цифровое» наблюдение


Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила доклад, посвященный развитию института общественного наблюдения в условиях цифровизации избирательного процесса. В нем освещены основные этапы и эффекты цифровизации выборов, рассмотрена текущая инфраструктура системы дистанционного электронного голосования в части обеспечения контроля, сформированы рекомендации.

Результат развития

Главным направлением цифровизации избирательного процесса является внедрение системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), позволяющей избирателям проголосовать на выборах при помощи мобильного телефона или любого другого технического устройства с доступом в интернет вне зависимости от местоположения. Появление ДЭГ является результатом технологического и инфраструктурного развития страны, глубокой интеграции государственных и общественных структур в сетевое пространство.

– Несмотря на тот факт, что внедрение ДЭГ означает структурное усложнение выборов в связи с вариативностью способов голосования, это влечет за собой упрощение волеизъявления, повышение доступности и мобильности самих выборов. Таким образом, ДЭГ является естественным этапом в развитии избирательной системы, демонстрирует ее гибкость и адаптивность под меняющиеся требования времени и запросы избирателей, – убеждены эксперты НОМ.

Как и любое цифровое новшество, электронное голосование выдвигает новые требования к организации системы наблюдения за выборами. В условиях цифровых трансформаций и регулярного использования ДЭГ в качестве общедоступной формы голосования от институтов гражданского общества требуется выработка новых механизмов общественного наблюдения и контроля за выборами.

Также необходима корректировка уже устоявшихся и доказавших свою эффективность традиционных практик под онлайн-голосование. Ключевой задачей для общественников становится распространение независимого наблюдения на всех этапах выборов для обеспечения их прозрачности и законности.

Благодаря увеличению доступности электронное голосование позволяет упростить возможности участия в выборах и сформировать необходимые условия для голосования граждан, ранее не участвовавших или редко участвующих в выборах.

– Повышение явки на выборах с применением ДЭГ является практически повсеместным, поскольку цифровые технологии минимизируют усилия избирателей по планированию участия в выборах и высвобождению времени для посещения избирательного участка. Чем больше граждан в абсолютных значениях имеют возможность участвовать в выборах, тем сильнее увеличивается общая явка избирателей, – говорится в докладе.  

Немаловажным для повышения активности и сопричастности избирателей является фактор мобильности. Электронное голосование расширяет круг потенциальных избирателей, которые были оторваны от избирательного процесса в силу своего возраста, физического или географического положения.

Оптимизация расходов

Расширение форм участия в выборах обеспечивает равенство возможностей избирателей. При этом, несмотря на все преимущества цифровизации, ДЭГ рассматривается в качестве вспомогательной формы голосования, а не замены традиционной.

– Принципиальной позицией ЦИК России является сохранение очного голосования, а имеющие место случаи сокращения избирательных участков на фоне популярности электронного голосования являются нормальной практикой, отвечающей задаче рационального и экономного расходования средств на проведение выборов, – говорится в докладе.

Представленность основного массива данных о голосовании в цифровой форме позволяет минимизировать бюрократические издержки. Значительную часть средств, направляемых ежегодно на организацию выборов, составляют траты на печать бюллетеней для голосования, а также подготовку иной документации, необходимой для работы избирательных комиссий различного уровня.

Частичный перенос избирательных практик в цифровое пространство позволяет повысить эффективность системы проведения выборов и снизить нагрузку на государственный бюджет. Обеспечение бесперебойной работы инфраструктуры ДЭГ является менее затратным и требует привлечения значительно меньшего числа специалистов, чем традиционные формы голосования.

Равным образом устранение очных выборов на избирательных участках c использованием бумажных бюллетеней и иной документации по этой причине не представляется корректным и даже возможным решением. Позитивные эффекты несет в себе именно оптимизация расходования средств и повышение качества организации выборов при совмещении двух форм голосования.

Повышению экономичности и эффективности избирательной системы способствуют также иные цифровые технологии, внедряемые на различных этапах проведения выборов, включая возможность дистанционной проверки включения в списки избирателей, а также смены избирательного участка.

– Необходимо учитывать, что цифровизация охватывает не только процесс непосредственного волеизъявления граждан, обработки и подсчета голосов, но и более обширный агитационный период. Политические партии и кандидаты в цифровую эпоху получили новые возможности по выстраиванию взаимодействия с избирателями, опубличивания собственных программ и инициатив, – считают авторы доклада.

Распространение социальных сетей и мессенджеров позитивно влияет на конкурентность избирательных кампаний. В цифровом пространстве информационные и коммуникативные барьеры для различных кандидатов и партий снижены. Административные и финансовые ресурсы кандидатов становятся наименее выраженными при работе в интернете и социальных медиа, где у каждого кандидата есть равные стартовые возможности по взаимодействию с пользователями.

Кроме того, проведение кампании в цифровой среде признается технологами и кандидатами более экономичным, удобным и эффективным, по сравнению с традиционными форматами агитационной работы.

Обезопасить избирателя

Развитие цифровых инструментов на выборах различного уровня сопряжено с набором вызовов, которые нуждаются во внимании и приложении усилий со стороны общественников. Основным объектом общественного наблюдения и контроля за ДЭГ является соблюдение установленных законом процедур технического сопровождения и подсчета голосов избирателей.

Именно итоговая сборка электронных результатов является наиболее важным этапом голосования с использованием онлайн-инструментов. Достижение открытости, надежности, корректности и проверяемости данных о голосовании, информации о шифровании и дешифровании обеспечиваются общественными наблюдателями при использовании всех возможных, допустимых законом и инфраструктурой, технологических средств.

На этапе непосредственного волеизъявления объектом общественного наблюдения становится безопасность персональных данных избирателей. Информационные процессы должны быть выстроены таким образом, чтобы предотвратить утечки любых данных избирателей при использовании системы голосования.

С технической точки зрения это входит в зону ответственности администраторов системы ДЭГ, но обеспечение сохранности персональных данных в цифровую эпоху является правом человека, соблюдение которого в ходе избирательного процесса должно находиться под постоянным общественным контролем. Схожим объектом наблюдения является вопрос аутентификации избирателя для соблюдения обеспечения равного голосования и противодействия повторному голосованию.

Серьезный вызов

На протяжении выборов важным объектом наблюдения является целостность системы ДЭГ, контуры которой защищены как от внутренних, так и от внешних вмешательств. Получение наблюдателями актуальных данных о возможных атаках на систему и неправомерном вмешательстве в деятельность механизма сбора, хранения и обработки избирательных данных является гарантией целостности системы и защищенности всей инфраструктуры электронного голосования.

Целостность системы должна быть обеспечена специалистами и требует особой среды. Этим обуславливается выборочный и осторожный подход Центризбиркома к определению регионов, участвующих в реализации ДЭГ. Избирательные органы должны быть убеждены в том, что регион способен обеспечить все без исключения требования безопасности и надежности системы, в связи с чем от трети до половины региональных заявок на включение в перечень электронного голосования остаются без одобрения ЦИК.

Именно внешние информационные атаки на российскую систему онлайн-голосования являются значимым вызовом и требуют повышенного внимания общественников, экспертов по информационной безопасности и специалистов в сфере цифровых технологий. Внешнее воздействие на систему ДЭГ оказывается не только в технологической плоскости, но и в информационной. Именно дистанционное голосование становится основной мишенью воздействия на российских избирателей.

В социальных сетях и мессенджерах тема использования ДЭГ на выборах становится фактором распространения фейковых и провокационных материалов. Конечной целью подобных действий является формирование в общественном сознании негативных настроений, выражение сомнения относительно результатов голосования и состояния всей избирательной системы.

Дезинформация граждан

Электронное голосование является относительно новой и слабо изученной массовыми пользователями системой, а значит, ее удобно использовать для дезинформации и манипуляции. Делегитимация выборов в информационном пространстве стала уже традиционной формой внешних информационных атак, оказываемых на Россию. Однако использование для этого темы ДЭГ набирает обороты лишь в последние годы.

В период выборов в Государственную Думу в 2021 году замечены массовые вбросы для дезинформации избирателей. В ходе единого дня голосования 2022 года общественниками зафиксированы полноценные информационные операции, направленные на дискредитацию системы ДЭГ и участников электронного голосования. Примечательно, что большинство материалов распространялось через зарубежные источники, а также площадки организаций и физических лиц, признанных в законном порядке иностранными агентами на территории России.

Как и все крупные информационно-технические системы, ДЭГ является сложной и высокоорганизованной структурой. Учитывая масштабы и характер работы, инфраструктура дистанционного голосования не может быть упрощена в связи с необходимостью обеспечения безопасности и надежности. Несмотря на это, специалисты в сфере технических систем обладают широкими возможностями по проверке ДЭГ, что обеспечивает необходимую внешнюю оценку и экспертизу со стороны профессионального сообщества. Таким образом обеспечивается публичность механизмов контроля, обладающих не только ведомственным, но и общественным характером.

Основная задача на текущем этапе развития общественного наблюдения и контроля за ДЭГ связана с выстраиванием наибольшей прозрачности и внедрением передовых практик, которые позволяют убедиться в целостности работы системы без проведения сложных и требующих глубоких профессиональных знаний процедур, максимальным образом, насколько это технически позволяет реализовать система.

Вместе с этим наблюдение за ДЭГ является уже существующей практикой, сопровождающей весь процесс цифровизации выборов. В последние годы в России уже созданы собственные технологии по обеспечению контроля за системой, и эти достижения общественников и экспертного сообщества необходимо учитывать.

Сквозное шифрование

Эффективное наблюдение за ДЭГ требует комбинации цифровых и традиционных форм общественного контроля. К ним относятся горячие линии, электронные приемные, система видеонаблюдения и ряд других методов.

Несмотря на законодательную возможность функционирования в России как федеральной, так и региональных систем дистанционного электронного голосования, все они соблюдают единые требования, стандарты и порядок, установленный ЦИК России. Традиционные формы общественного наблюдения и контроля способствуют унификации данного процесса, адаптации его для разных технических систем и программных продуктов.

Любые вмешательства в систему ДЭГ, как внешние, так и внутренние, несут в себе конкретные следы – артефакты, доступные для идентификации как самим избирателем, так и наблюдателями. Основные гипотетические формы вмешательства связаны с возможной подменой целого электронного бюллетеня или подменой отдельных данных в заполненном бюллетене.

Потенциально любые подобные действия в течение всего периода голосования отражаются в системе и не могут пройти мимо технических специалистов, наблюдателей и самого избирателя (в том случае, если это касается его собственного бюллетеня). Система выстроена таким образом, чтобы минимизировать возможность бесследных изменений, информация о каждом действии фиксируется и сохраняется.

Важнейшей технологией, обеспечивающей безопасность системы ДЭГ, является сквозная криптография (шифрование). Данная технология, с одной стороны, обеспечивает защиту электронного бюллетеня от внешних вмешательств, а с другой – сохранность и целостность всей системы голосования: от момента регистрации избирателя до подсчета голосов и определения результатов выборов.

Сквозное шифрование является крайне распространенной технологией для обеспечения безопасности и сохранности цифровой информации, ежедневно используется миллионами российских пользователей при общении в популярных социальных сетях и мессенджерах.

Бесперебойное хранение

Открытый ключ зашифрования перед стартом голосования загружается в систему, а закрытый ключ расшифрования, необходимый для завершения голосования и подсчета голосов, делится на несколько частей, которые позволяют убедиться в том, что никто не сможет получить доступ к результатам голосования и к самой системе до официального завершения голосования. Устройства, которые используются для этого процесса, неоднократно проверяются специалистами на предмет соответствия основным требованиям и отсутствия внешнего программного обеспечения, способного повлиять на процедуру.

Каждая часть ключа записывается на отдельный внешний носитель, который помещается в защищенный сейф-пакет и надежно хранится в общем доступе в зоне видимости. Важно, что разборка и сборка ключей максимально опубличиваются, право присутствовать предоставлено членам ТИК ДЭГ, наблюдателям и представителям СМИ. Любые процедуры, связанные с ключами, подвергаются пристальному вниманию наблюдателей.

– Имеющихся в настоящее время механизмов достаточно, чтобы проследить, что конкретный избиратель проголосовал посредством ДЭГ и его голос был учтен. При этом проверка содержания волеизъявления невозможна по объективным причинам. Расшифровка бюллетеней происходит исключительно на внутреннем сервере. Отсутствие открытой расшифровки голосов, которая могла бы обеспечить техническую возможность пересчета, аналогичную ручному пересчету на избирательном участке, является принципиальным условием для функционирования системы, обеспечивающей конституционное требование тайного голосования, – говорится в докладе.

Открытая расшифровка позволила бы получить доступ к информации, раскрывающей тайну голосования. Наблюдение за ДЭГ должно полностью соответствовать основным принципам проведения выборов, закрепленным в законодательстве, и препятствовать нарушению избирательных прав, включая обеспечение тайны голосования и свободы выбора.

При наличии подобной технической возможности (извне получать расшифрованную информацию о голосовании) открывались бы возможности для массовых нарушений, связанных с голосованием под давлением или намеренной продажей голосов с возможностью продемонстрировать результаты волеизъявления или проверить их третьим лицам. В условиях работы принципов криптографии, напротив, все процедуры надежно зашифрованы и имеют доказательную математическую природу.

Любые искажения, которые могут быть внесены в цифровые бюллетени изнутри или извне, приведут к несоответствию конечных результатов с ключами шифрования и не смогут быть подсчитаны. Данное условие формирует перспективы общественной перепроверки данных о целостности результатов голосования и полученных транзакций уже после официального объявления итогов выборов.

Рекомендации экспертов

В преддверии единого дня голосования эксперты сформулировали некоторые рекомендации по повышению эффективности процесса наблюдения за выборами с использованием дистанционного электронного голосования.

В частности, на этапе подготовки к проведению голосования эксперты рекомендуют обеспечить максимальную открытость процедуры разделения ключа шифрования данных путем общедоступности, информированности и возможности проверки их целостности. Также предлагается реализовать доступ наблюдателей к процессу разделения ключа как в онлайн-, так и в офлайн-формате при помощи загрузки необходимых исходных данных в систему для открытой внешней проверки.

Кроме того, рекомендуется обеспечить безопасность (сохранность) частей ключа шифрования данных путем их упаковки в защитные сейф-пакеты в помещении ТИК ДЭГ, находящихся под постоянным видеонаблюдением, транслируемым на открытый веб-портал.

Эксперты предлагают предусмотреть отдельные виды промаркированных защитных сейф-пакетов для каждой группы субъектов, участвующих в реализации дистанционного голосования, с учетом разницы часовых поясов. Также следует реализовать доступ наблюдателей к процессу загрузки списка участников дистанционного голосования в программно-технический комплекс ДЭГ.

– На этапе проведения голосования рекомендуется организовать непрерывное видеонаблюдение в помещении ТИК ДЭГ с трансляцией изображения в течение всего периода проведения голосования, отображать ключевые изменения состояний программно-технического комплекса ДЭГ на открытом веб-портале наблюдения, – отмечается в докладе.

Также необходимо предусмотреть свободный доступ к наблюдению за транзакциями выдачи электронных бюллетеней по времени и количеству для пресечения появления аномальных значений и возможности загрузки бюллетеней раньше установленного срока начала голосования или после официального окончания голосования, создать условия для оперативной проверки корректности работы системы наблюдателями на основе открытых автообновляемых данных о количестве и статусе выданных бюллетеней.

По материалам nom24.ru

Фото с сайта ru.freepik.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости