6.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Закон с поправками


Государственная Дума в окончательном чтении на своем заседании 18 мая утвердила изменения в законодательство о выборах. Они уже одобрены Советом Федерации. Изначально депутаты работали над законопроектом, корректирующим Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако поправки вышли за рамки этого документа, и наименование законопроекта стало другим: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О чем именно эти поправки – узнаете из нашего материала.

Правила агитации

Мы уже писали о новеллах законопроекта в изначальной редакции. Его соавторами стали сенаторы Андрей Клишас и Вячеслав Тимченко, а также члены нижней палаты российского парламента от фракции «Единая Россия» – Павел Крашенинников, Дмитрий Вяткин, Леонид Ивлев, Дмитрий Ламейкин, ЛДПР – Алексей Диденко, «Новые люди» – Владислав Даванков.

Одно из главных новшеств – отказ от использования открепительных удостоверений (на смену пришел механизм «Мобильный избиратель»). Также предусматривается право голосования для избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами их избирательного округа.

Кроме того, законопроект обязывает кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, в случае появления у него судимости представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем появления судимости, соответствующие сведения в письменной форме. При появлении судимости у кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, время учитывается московское.

В рамках работы над проектом закона во втором чтении были одобрены 45 поправок. В частности, уточнены правила проведения предвыборной агитации. Так, агитационные материалы, в том числе предвыборные программы кандидатов, не должны содержать в себе не только призывы к совершению действий, подпадающих под признаки экстремизма, но и по своему собственному содержанию не должны подпадать под иные признаки экстремизма.

– Кроме того, не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума с использованием ресурсов, доступ к которым ограничен Роскомнадзором, – говорится в документах к законопроекту.

Единые требования

Усовершенствованы положения закона о порядке формирования Совета Федерации. Поправками закрепляются единые требования к кандидатам для назначения на должность сенатора – представителя от органа исполнительной власти субъекта.

– Сейчас в регионах, где глава избирается заксобранием, кандидатами на указанную должность могут быть только депутаты различных уровней либо действующий сенатор. В субъектах же, где глава избирается посредством прямых выборов, такое ограничение отсутствует, – прокомментировал нововведения один из авторов законопроекта – председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

В целях унификации подходов предлагается установить единые требования к кандидатам на должность сенатора от исполнительной власти независимо от порядка избрания высшего должностного лица субъекта. Помимо этого, закрепляется возможность отзыва сенатора по инициативе назначившего его органа власти региона.

Представление об отзыве вносится в Совет Федерации для рассмотрения и принятия решения о досрочном прекращении полномочий такого сенатора. Такое представление не может быть внесено в течение года после назначения сенатора или менее чем за три месяца до окончания срока его полномочий.

– Стоит отметить, что Совет Федерации может отклонить представление об отзыве сенатора. В таком случае орган власти субъекта, принявший решение о наделении полномочиями сенатора, может повторно внести представление не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия Советом Федерации соответствующего решения, – добавил Андрей Клишас.

Также требования к кандидатам на должность сенаторов приводятся в соответствие с новыми ограничениями пассивного избирательного права, введенными в избирательное законодательство в 2021–2022 годах.

Без коммуналки

Еще одно важное нововведение – в период, который начинается за пять месяцев до единого дня голосования и заканчивается через месяц после него, досрочные выборы глав муниципальных образований, дополнительные выборы депутатов муниципальных и региональных органов власти должны назначаться на единый день голосования. Эта же норма касается выборов вновь образованных муниципалитетов.

Как сообщил Андрей Клишас, данная поправка подготовлена с учетом практики проведения предыдущих избирательных кампаний и направлена на оптимизацию правил финансирования выборов. 

Закрепляется, что в случае составления списка избирателей в электронном виде его копия тоже может быть изготовлена в электронном виде, которая подписывается электронными подписями председателя, секретаря участковой комиссии.

В настоящее время законодательство уже предусматривает возможность составления, уточнения и использования списка избирателей в электронном виде. Однако сейчас в этом случае его копия изготавливается путем распечатки списка избирателей на бумажном носителе непосредственно после окончания времени голосования и заверяется подписями председателя, секретаря участковой комиссии и печатью участковой комиссии.

При проведении дистанционного электронного голосования количество передаваемых участковому избиркому бумажных бюллетеней определяется решением организующей выборы комиссии.

Также, следует из утвержденных поправок, при предоставлении помещений территориальным и участковым комиссиям государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица не могут требовать с избиркомов возмещения затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг.

Полномочия доверенных лиц прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода, а также досрочно по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Также, согласно новеллам, на заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей теперь из СМИ смогут присутствовать только журналисты, которые оформлены по трудовому договору. Ранее такая возможность также была у представителей СМИ, заключивших с редакцией гражданско-правовой договор.

Финансовые вопросы

Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2% величины прожиточного минимума по России на душу населения за единицу продукции.

Корректируются нормы, регулирующие вопросы создания избирательных фондов. Законом может быть установлен минимальный размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, который не может составлять более 3% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по стране.

– Федеральным законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе выделять соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета средства на оказание содействия в подготовке и проведении указанных выборов (включая выплаты членам избирательных комиссий), а также в информировании избирателей, – говорится в документах к проекту закона.

Адаптация под реалии

По словам члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председателя ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Александра Брода, предлагаемые в законодательство о выборах поправки подтверждают, что избирательная система страны – живой организм, который адаптируется под реалии сегодняшнего дня и общественный запрос.

– Вместе с гибкостью сохраняется опора системы – четкий и эффективный алгоритм для проведения выборов в самых разных условиях, – отметил Александр Брод.

Электоральный юрист, эксперт НОМ Гарегин Митин считает, что все предлагаемые изменения направлены на усиление гарантий избирательных прав граждан, на их защиту в текущих непростых геополитических условиях.

Поправки расширяют возможности добросовестных участников выборов и одновременно ставят барьеры для тех, кто применяет черные технологии и работает «под прикрытием», считают эксперты. В частности, это касается нормы, регулирующей работу доверенных лиц.

– Полномочия первых завершаются после окончания агитационного периода, что логично, поскольку основная задача доверенных лиц – ведение агитации в пользу кандидатов. Что касается новых требований для представителей СМИ, то теперь редакция должна будет подтвердить их официальный статус, трудовые отношения и дисциплинарную ответственность за достоверность и профессионализм материалов. Часто статус представителя СМИ используется не по назначению. Есть легальная возможность освещения выборов в виде участия в общественном наблюдении. Человек с честными намерениями в дом через форточку не ходит, – подчеркнул директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин.

По материалам duma.gov.ru, t.me/s/andreyklishas, nom24.ru

Фото с сайта duma.gov.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости