6.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Эксперты о новеллах


В канун избирательных кампаний особое значение приобретает вопрос о правовой основе их организации и проведения. Совершенствование нормативной базы является традиционной предстартовой формой подготовки к предстоящему выборному циклу. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила доклад, посвященный анализу состояния выборного законодательства.

Успешный опыт

С 2020 по 2023 год в избирательное законодательство был внесен ряд поправок, направленных на совершенствование избирательного процесса и в целом отечественной избирательной системы. В частности, успешное применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) позволило законодательно закрепить эту форму как постоянно действующую и выработать полноценные механизмы ее регулирования и использования.

В 2022 году появилась статья о дистанционном электронном голосовании, конкретизирующая порядок его проведения и определяющая основные принципы и гарантии для обеспечения прозрачности процедуры голосования. Оно может применяться при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Решением должны быть определены сроки ДЭГ, государственные информационные системы, используемые для его проведения, а также условия, при которых избиратель вправе принять в нем участие.

ДЭГ проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям ЦИК России.

– Отдельно оговариваются обязательные пункты, которые должен содержать порядок дистанционного электронного голосования, в их числе следует отметить обязательность обеспечения возможности наблюдения при проведении ДЭГ и установлении его итогов с учетом особенностей такого голосования, а также порядок назначения наблюдателей, – отмечают эксперты.

Удобная форма

Одной из важных и ощутимых новелл избирательного законодательства на современном этапе его развития стало введение многодневного голосования. Оно получило поддержку избирателей прежде всего как удобная форма волеизъявления. «Многодневка» была введена в избирательное законодательство в 2020 году.

К 2022 году практика применения многодневного голосования была обобщена и оформлена в нормативные документы ЦИК России, где были детализированы все процедурные моменты организации и проведения такого голосования, в том числе меры контроля (видеофиксация) и сохранности бюллетеней (сейф-пакеты).

В рамках единого дня голосования в 2022 году регионы впервые самостоятельно определяли вариант проведения голосования. Большинство выбрало «трехдневку», применявшуюся в 35 регионах, в том числе на региональных выборах в 12 субъектах Федерации. Двухдневный и однодневный варианты выбрали по три региона.

– Применение многодневного голосования на выборах 2022 года показало не только его востребованность избирателями, но и проработанность применявшихся процедур голосования и контроля за сохранностью результатов, – считают эксперты НОМ.

Еще одной формой, направленной на повышение возможностей участия граждан в выборах, стала организация выездного голосования для отдельных групп избирателей, проживающих в местностях, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (прежде всего – граждане, проживающие в малочисленных населенных пунктах).

Кроме того, появилась возможность при проведении выборов в региональные органы государственной власти образовывать специальные экстерриториальные избирательные участки и создавать соответствующие участковые избиркомы (УИК) или возлагать полномочия на УИК, сформированные в иных субъектах РФ.

Для координации работы таких УИК избирательная комиссия субъекта Федерации, организующая выборы, также вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий. На указанных участках могут голосовать избиратели, обладающие активным избирательным правом в данном регионе, но находящиеся за пределами территории субъекта РФ. Порядок такого голосования регулируется ЦИК России.

Обеспечивая конкуренцию

Проблема достижения баланса между пропорциональным и мажоритарным представительством в законодательных органах власти является одной из переменных избирательного законодательства. В рамках совершенствования механизмов конкуренции и соблюдения баланса представительства интересов политических партий и непосредственно избирателей федеральные законодатели предоставили регионам широкий спектр возможностей по определению параметров избирательного законодательства, включая выбор вида избирательных систем, используемых на региональных и местных выборах.

Выбор избирательной системы прямо связан с необходимостью обеспечить конкуренцию между политическими партиями, кандидатами и соблюдение прав избирателей на представление их непосредственных интересов. При этом вопрос о законодательном регулировании доли мандатов, распределяемых между списками кандидатов, долгое время являлся предметом регулирования федерального законодательства.

С 2014 года в России применялась норма, согласно которой между списками кандидатов распределялось не менее 25% депутатских мандатов. Ограничения не затрагивали города федерального значения. В марте 2022 года в законодательство были внесены изменения, снимающие нижнюю границу обязательного соотношения пропорциональной и мажоритарной части.

По мнению специалистов, вопреки пессимистичным прогнозам регионы используют возможности для изменения избирательных систем сдержанно и обоснованно.

Агитация и счета

Не остались без внимания вопросы, связанные с предвыборной агитацией. Теперь понятие «бесплатно раздаваемые агитматериалы» трактуется более широко: вместо определения «печатные материалы» (и значки, специально изготовленные для избирательной кампании) применяется «агитационные материалы, которые специально изготовлены для избирательной кампании».

Еще одна новелла – кандидат обязан к моменту представления документов для регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России. Однако сложившаяся ситуация в ряде случаев делает невозможным выполнение кандидатом требований закона по независящим от него обстоятельствам – например, в случаях запрета органами иностранного государства на распоряжение счетами.

Теперь если кандидат не может выполнить требования по независящим от его воли обстоятельствам, то он представляет в избирательную комиссию информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории России, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований.

При соблюдении указанных требований наличие иностранных финансовых инструментов не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из заверенного списка.

Ограничение прав

В 2021–2022 годах в российское законодательство был внесен ряд изменений, направленных на унификацию требований, ограничивающих право на выдвижение своих кандидатур на выборах лицами, имеющими неснятые судимости и признанными судом причастными к экстремистской деятельности. Ограничено пассивное избирательное право лиц, осужденных к лишению свободы и имеющих на день голосования неснятую или непогашенную судимость, до истечения пятилетнего срока со дня снятия или погашения судимости по преступлениям, предусмотренным Уголовным кодексом.

Также пассивного избирательного права лишены лица, имеющие причастность к деятельности организаций экстремистской направленности или связанных с экстремистской деятельностью или терроризмом. Причем необходимо, чтобы в отношении указанной категории организаций вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности.

Ограничение пассивного избирательного права осуществляется на срок до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда – в отношении учредителей и руководителей экстремистской или террористической организации, до истечения трех лет – в отношении участников, членов и работников.

Законодательство также ограничивает участие в выборах лиц и организаций, зависимых от внешних акторов. Так, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, избранию кандидатов, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в кампаниях.

Лица, включенные в реестр иностранных агентов, не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса. Юридическим и физическим лицам, являющимся иностранными агентами, и российским юридическим лицам, учрежденным иностранными агентами, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и партий.

Вопросы безопасности

Одним из важных условий проведения выборов является их безопасность для граждан. Однако это требование должно быть обусловлено реальными угрозами, а не формально-юридическим статусом. Для организации и проведения легитимных выборов с соблюдением установленных законодательством гарантий избирательных прав граждан требовалось создать организационно-правовую базу, устраняющую правовые коллизии между законом «О военном положении», согласно которому на территории, где введено военное положение, выборы не проводятся, и законами о принятии в состав России новых субъектов. Там осенью должны пройти выборы.

В 2020 году в федеральное законодательство была внесена статья, регламентирующая процедуру откладывания выборов при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Однако практика показала, что правового регулирования требует и ситуация введения на территории военного положения. В том числе законодателям необходимо было предусмотреть возможность и процедуру разрешения проведения выборов в таких условиях.

Согласно новым нормам, при введении военного положения высшее должностное лицо субъекта РФ вправе направить в ЦИК России предложения о проведении выборов. После консультаций с федеральными органами, ответственными за обеспечение обороны и безопасности, Центризбирком может принять решение о проведении выборов либо отклонить предложение. Тем самым предусматривается гибкий механизм реализации избирательных прав граждан, в том числе в связи с наличием угрозы жизни и здоровью граждан.

По материалам nom24.ru

Фото с сайта duma.gov.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости