28.04.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Настройка законодательства


Группа сенаторов и депутатов Государственной Думы разработала проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По словам авторов правотворческой инициативы, он направлен на дальнейшее совершенствование законодательства России о выборах и референдумах.

Специальные участки

Проект закона принят в первом чтении на заседании Госдумы 18 апреля. В рамках второго чтения поправки к нему принимаются до 2 мая. Соавторами законопроекта стали сенаторы Андрей Клишас и Вячеслав Тимченко, а также члены нижней палаты российского парламента от фракции «Единая Россия» – Павел Крашенинников, Дмитрий Вяткин, Леонид Ивлев, Дмитрий Ламейкин, ЛДПР – Алексей Диденко, «Новые люди» – Владислав Даванков.

Одна из главных предлагаемых парламентариями новелл – отказ от использования открепительных удостоверений. По мнению инициаторов внесения изменений в выборное законодательство, развитие механизма «Мобильный избиратель» привело к тому, что на практике институт открепительных удостоверений стал невостребован, а возможность их применения остается лишь в небольшом количестве регионов.

Кроме того, главный закон о выборах предлагается дополнить нормой, согласно которой по решению регионального избиркома, согласованному с ЦИК России, полномочия комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории административного центра (столицы) субъекта Федерации, могут быть возложены на региональный избирком. В таком случае комиссия реализует полномочия, которые возложены на территориальные избирательные комиссии в части организации и проведения кампаний.

Также проект закона наделяет правом голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами их избирательного округа. Порядок такого голосования, особенности составления протокола участковой комиссии об итогах голосования (формирования данных об итогах такого голосования) определяет Центризбирком.

Для реализации этой новеллы законопроектом предусматривается возможность формирования специальных (экстерриториальных) участковых комиссий. Они могут быть сформированы в том числе из числа работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, либо полномочия таких участковых комиссий могут быть возложены на иные участковые избиркомы. Председатель комиссии назначается на должность и освобождается от нее решением регионального избиркома.

– Правила голосования на таких участках очень напоминают правила проведения голосования на закрытых, обособленных, дальних, арктических территориях, судах, кораблях и так далее, – отметил член комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Дмитрий Вяткин.

Гласность и открытость

Законопроект обязывает зарегистрированного кандидата в случае появления у него судимости представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем появления судимости, соответствующие сведения в письменной форме. Информация может быть представлена также лицами, которые вправе выступать от имени кандидата.

Как пояснил председатель комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко, положения об указании кандидатом собственной судимости направлены на либерализацию законодательства: если раньше человек не указывал судимость, в том числе даже советского периода или времени службы в армии, то его снимали с выборов. Теперь же кандидат получит возможность внести в свои документы соответствующие изменения.

Уточняется порядок проведения фото- и видеосъемки на избирательных участках. Она должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Кроме того, должна сохраняться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах. Помимо этого, говорится в проекте закона, в помещении для голосования должны быть определены места для наблюдателей и представителей СМИ.

Законодательство о выборах также предлагается дополнить нормой, согласно которой при проведении выборов в органы государственной власти, местного самоуправления федеральная и региональные общественные палаты могут назначить наблюдателей во всех случаях. Действующее регулирование предоставляет такое право, если это предусмотрено соответствующим законом о выборах.

Очищение от рудиментов

Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Алена Булгакова считает, что законопроект несет в себе совокупность норм, которые точечно настраивают законодательство с учетом изменившихся условий жизни граждан.

– Внесено несколько норм, расширяющих возможности участия граждан в избирательном процессе. Предлагается очищение системы от рудиментов, таких как открепительные удостоверения, с учетом технологического развития общества. Проведено урегулирование вопросов фото- и видеосъемки на участках, – пояснила исполнительный директор НОМ.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель НОМ Александр Брод обратил внимание на норму, которая устанавливает, что общественные палаты вправе назначить наблюдателей во всех случаях, а не только тогда, когда наблюдение предусмотрено региональным законом.

– Возможность общественного наблюдения сформулирована как норма прямого действия, а это значит, что общественное наблюдение на региональных и местных выборах станет возможным во всех регионах, – отметил Александр Брод.

Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического госуниверситета Владимир Шаповалов отметил, что открепительные удостоверения оказались слишком спорной нормой, вызывавшей бесконечные критические замечания с разных сторон, поэтому идею отказаться от них можно только приветствовать.

Назревшие изменения

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций Алексей Громский обратил внимание на то, что назрели и изменения, обязывающие кандидатов информировать избирательную комиссию о получении судимости, если это событие произошло в период их активного участия в кампании.

– Работа с кандидатами таким образом станет более системной, а качество информирования избирателей о кандидатах повысится, – подчеркнул эксперт.

Возможность открытия экстерриториальных участков в СИЗО, по его словам, позволит гражданам, содержащимся под стражей, но не утерявшим свои права избирателей, принимать участие в выборах органов местного самоуправления, находясь за пределами муниципалитета.

Профессор Самарского университета, эксперт НОМ Виктор Полянский считает, что инициатива сенаторов и депутатов ожидаема, своевременна, отражает специфику ситуации в некоторых территориях. При этом стоит задача обеспечить законодательную базу для полноценной реализации гражданами России избирательных прав. Позитивным шагом, по его словам, является предложение законодателей отказаться от открепительных удостоверений.

По материалам duma.gov.ru, pnp.ru, nom24.ru, vybor-naroda.org

Фото из архива облизбиркома

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости