26.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

«Профессиональное выгорание неизбежно»


Татьяну Гладкову мы смело можем назвать другом комиссии. Она не раз проводила тренинги на командообразование для участников фестивалей молодых и будущих избирателей. Как признается наша героиня, больше всего она любит работать с молодежью. Однако мы решили обсудить с ней проблемы взрослых людей. В этом году избирательная система Иркутской области в очередной раз пройдет проверку на прочность: предстоит большая и насыщенная парламентская кампания. Это значит, что впереди у нас много ненормированной работы, стресса, проблем, сопряженных с подготовкой и проведением выборов.  

Именно поэтому с Татьяной Владимировной мы поговорили о профессиональном и эмоциональном выгорании, эмоциональном интеллекте в работе, мотивации и синдроме самозванца.

Проходящее очарование

– Татьяна Владимировна, у вас очень большой послужной список. Расскажите в двух словах, в чем заключается ваша задача.

Я специализируюсь на карьерном консультировании. Я очень хочу, чтобы как можно больше людей имели любимое дело, здоровое тело, высокий доход и свободное время. Это моя личная формула хорошего качества жизни. Согласитесь, круто, когда ты любишь свое дело, растешь в нем, получаешь за это достойное вознаграждение и при этом не пропадаешь на работе сутками. Только в таком случае человек будет гармоничен. Основа нашего психического здоровья – это круг общения и продуктивная деятельность, которая как раз и является итогом любимого дела. Если продуктивной деятельности нет, человек очень быстро деградирует. Не зря же говорят, что труд из обезьяны сделал человека. Хотя сейчас этому выражению придумали продолжение: труд из обезьяны сделал человека, а из человека – лошадь. Тем не менее если у человека нет работы, он, к сожалению, снова превращается в обезьяну.

– Выбрать любимое дело – достаточно непростая задача. Как в 16–17 лет, оканчивая школу, определиться и выбрать профессию?

– Когда мы оканчиваем школу, мы не выбираем профессию раз и навсегда. Мы выбираем место учебы. Это две разные вещи. У кого-то образование совпадает с профессией, у кого-то – нет. И это нормально. Поверьте, лишь в немногих сферах деятельности сотрудники имеют профильное образование. Образование не равно профессия. В случае с детьми родителям нужно смотреть, что зажигает их ребенка, какой предмет ему интересен, где у него глаз горит. А где эмоции, там и энергия. Успех в карьере возможен только в том случае, если дело зажигает, приносит огромное удовлетворение. Деньги тоже зажигают, но лишь на непродолжительное время. Работа должна зажигать по своему смыслу, по своей миссии. Профессиональное самоопределение – не путайте его с профориентацией – очень редко возникает в 16–17 лет. В этом возрасте только начинается самоопределение в целом. Знания и профессионализм в работе, бесспорно, нужны, но они не всегда привязаны к образованию.

Как быть человеку, у которого глаз уже не горит? И это притом что когда-то работа его зажигала.

– С профессиональным выгоранием сталкиваются все. На это есть несколько причин. Первая заключается в том, что когда вы погружаетесь в новую для себя сферу, которая издалека казалась просто вау, у вас неизбежно проходит очарование. То есть ваши романтические представления, фантазии об этой работе столкнулись с реальностью – оказалось совсем не то, и это нормально. Дальше начинается процесс профессионального самоопределения, во время которого нужно понять, ваше это или нет. Для этого вспомните миссию компании, подумайте о том, зачем она вообще существует. Метод работает очень хорошо. Если эта миссия вам хорошо откликается, вы понимаете, что являетесь винтиком в большом деле, то это ваше. Даже самую рутинную работу нужно связать с большой миссией. К сожалению, не все могут это почувствовать, потому что большую роль в этом процессе играет уровень эмоционального интеллекта. Есть и другое выгорание – эмоциональное. Оно наступает в тот момент, когда вы выросли из этой работы. В этом случае вам надо расти дальше: либо вертикально, либо горизонтально, углубляясь в профессию, обучаясь. Когда вы долго работаете на одном месте, у вас неминуемо возникают шоры. Обучение их снимает, и у вас вновь появляется интерес к работе, вы неминуемо начинаете расти.

Мечты о пятнице

– Каким образом эмоциональный интеллект помогает в работе?

– Профессиональное и эмоциональное выгорание очень близки. Что такое эмоциональный интеллект? Это умение сканировать эмоции, распознавать их, переживать и переключать. Человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает причины своих неприятных ощущений на работе. Если человеку приятна текущая обстановка, он будет вкладываться в работу, стараться еще больше, если же у него токсичное окружение – он будет демотивирован. В таком случае человеку не хочется на работу и он с понедельника мечтает о пятнице. От уровня эмоционального интеллекта будет зависеть, сможет ли человек подстроиться под ситуацию, найти для себя оптимальный выход из нее, дать себе определенные установки. После того, как человек распознал свои эмоции, ему нужно их пережить. В любом коллективе бывают ситуации, когда все на пределе, все вымотаны, ругаются. В этом случае включаются механизмы переживания эмоций и человек дальше переключается на свою работу. Стряхнули с себя усталость и работаем дальше. Если чувствуете, что задыхаетесь, – отвлекитесь. Каждому нужно иметь свою антистрессовую аптечку, способы быстро снять стресс и восстановиться. Когда человек переживает неприятные эмоции, он теряет энергию. Поэтому очень важно уметь переключаться с негативных эмоций. Но как переключиться, если вы выгорели? Понять причину неприятных ощущений, изменить то, что можно изменить, либо принять ситуацию такой, какая она есть.

– Мы же должны быть чем-то мотивированы, чтобы продуктивно работать, не выгорать. Где взять мотивацию? Искать ее только в себе?

– Есть как внутренняя, так и внешняя мотивация. Надо уметь брать ее и оттуда, и оттуда. Если вас мотивируют внешние вещи – берите силы там. Если ничто внешнее не мотивирует – ищите в себе. А можно всё это сочетать. Сейчас, кстати, многие жалуются на то, что у них нет мотивации. Если вы хотите есть, вы найдете способ утолить голод. Точно так же и с мотивацией. Мотивация – часть пирамиды потребностей Абрахама Маслоу. По-моему, о ней все знают. Если у вас есть только базовые, физиологические потребности, то с социальной мотивацией у вас будут проблемы.

– То есть если базовые потребности человека не удовлетворены, он не пойдет в духовный рост, саморазвитие?

– Пойдет. Вспомните про феномен голодного художника. Люди даже в нищете могут создавать шедевры. Такое тоже возможно. Но в большинстве случаев нужно сначала закрыть базовые потребности, а потом заняться самоактуализацией.

– По каким признакам можно определить, что человек застрял, не развивается?

– По ощущениям, чувствам, целям. Чтобы понять, двигаетесь вы или стоите на месте, вспомните про свои амбиции и цели. Вы их реализовали, достигли? Если да – вы на верном пути. Каждый сам для себя определяет, что такое развитие. Приведу личный пример. Я работала в региональном правительстве, но в один момент поняла, что больше так не хочу. Уволилась с госслужбы и хотела пойти работать в оздоровительный центр, в бассейн, чтобы по утрам у меня была возможность поплавать. Для моей мамы это был шок: «Что?! Ты будешь банщицей?!» Правда, меня вскоре пригласили в администрацию Шелеховского района, но все равно спустя время я пошла работать в фитнес-клуб, чтобы плавать перед работой. Для меня важно «нырнуть» в новый день. Возможно, вам это покажется бредом, но мне это дает огромные силы для развития.

«Болезнь» профессионалов

– Сейчас очень много говорят про «синдром самозванца». Ученые даже выяснили, что от него страдают 70% работников. Откуда он берется?

– Он возникает у людей с высоким уровнем профессионализма. Мир, люди, обстоятельства, как внешние, так и внутренние, экономическая ситуация, климатическая – всё очень стремительно меняется. И в какой-то момент профессиональный человек понимает, что он не может сориентироваться в новой ситуации, не справляется с некоторыми задачами и у него возникает синдром самозванца, он начинает сомневаться в себе. С точки зрения возникновения когнитивных потребностей это нормально. Помните, как говорилось в «Алисе в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее»? Мы сейчас живем в такое время. Если вы считаете, что вы большой профессионал, крутой эксперт, значит вы стоите на месте. Это приведет к тому, что вы быстро отстанете от жизни, вас обязательно обгонят.  

– Есть категория людей, которая по своей природе более склонна к тому, чтобы столкнуться с этим синдромом?

– Да. Чаще всего синдромом самозванца страдают перфекционисты.

– С этим можно справиться?

– Это можно контролировать при помощи постоянного, непрерывного обучения. Но полностью избавиться от синдрома самозванца невозможно. Просто научитесь его слышать и договариваться с ним.

– Как отличить профессионала от настоящего самозванца? Если идти от обратного, то самозванец, наоборот, уверен в своей исключительной компетенции?

– Да. Когда человек считает, что он знает всё, это однозначно самозванец. «Я знаю, что ничего не знаю», – говорил Сократ. О чем это высказывание? О том, что чем вы умнее, профессиональнее, эрудированнее, разностороннее, тем больше вы осознаете масштаб своего незнания. Возникает другой вопрос: кто такой профессионал сегодня? Мир так изменился, и то, что было допустимо буквально пару лет назад, сегодня уже расценивается как дилетантство. Например, раньше считалось, что чем большим объемом информации обладает преподаватель, тем он профессиональнее. А сейчас это уже не так. Сейчас нужна большая гибкость, чтобы вовремя реагировать на изменение среды. Новая информация быстро устаревает, поэтому я как преподаватель должна быстро ее получить, обработать и передать своим студентам.

Задатки лидера

– Рынок труда сейчас практически от всех требует лидерских качеств. Можно ли их в себе воспитать или лидерами все-таки рождаются?

И тот, и другой вариант. Можно родиться лидером с набором определенных качеств либо стать им, набравшись опыта. Лидеру нужны уверенность в себе и харизма, всё остальное – дело технологий влияния на людей. Любой может научиться влиять на других при помощи психологии. Уверенность в себе вы выражаете голосом, видом, взглядом. Я очень много тренирую команды, и в них сразу видно лидеров. Это не те, которые «давайте я». От лидеров исходит определенная энергетика, которую нельзя не почувствовать. Хотя я знаю людей, которые выработали в себе лидерские качества. У них не было изначально внутреннего дара убеждения, личностной силы. Они просто научились влиять на людей, договариваться с ними, выстраивать личные границы и отсекать ненужное, научились быть приятными там, где это надо. Это, на мой взгляд, набор качеств, которыми однозначно должен обладать лидер. К тому же нужна еще и агрессия, но не разрушительная, а агрессия как сила воли, двигатель к цели, смелость.

– Я знаю, что многие лидеры используют техники нейролингвистического программирования. Это действительно работает?

– Да. Язык – это наш главный канал коммуникации. Нейролингвистическое программирование – это программирование с помощью слов. Кто-то им пользуется в целях манипуляции, я же считаю, что нейролингвистическое программирование нужно в первую очередь направлять на себя. Программируйте себя на то или иное позитивное событие, действие, поведение. У меня есть знакомый, который постоянно жалуется на то, что ничего не успевает. И в один прекрасный день я его просто прервала на этом и сказала: «Всё! С сегодняшнего дня ты всё успеваешь! Говори себе как можно чаще, что ты всё успел, многое сделал, и так оно и будет». А он реально очень много успевает, но почему-то дает себе такую негативную установку. Это и есть нейролингвистическое программирование. Человек нагоняет себе тревогу одной только фразой – «я ничего не успеваю». Или же если руководитель будет постоянно говорить своим сотрудникам, что они ничего не успевают, что из этого получится? А если он будет говорить им о том, что они уже многое сделали, но остались еще некоторые задачи, это будет иметь другой эффект. Поэтому мой совет: как только вам захочется дать себе негативную установку – сейчас опоздаю, у меня не получится, меня не ценят – тут же тормозите себя и говорите прямо противоположное, что я всё успеваю, у меня всё получится, меня ценят. И это работает.

Против кого дружим?

– Давайте вернемся к вопросу о выгорании. Не последнюю роль в этом своими действиями может сыграть руководство…

– Иногда и главную роль.

– Как отличить хорошего руководителя от плохого?

– Хороший руководитель может набрать команду, удержать ее, привести к цели. Он это делает так, чтобы людям было приятно с ним работать, он не выжимает из своих подчиненных все соки. Хороший руководитель должен быть ассертивным, то есть тем, кто уверенно и с достоинством отстаивает свои права и интересы, не ущемляя права других, не опускаясь до агрессии, манипуляций. Есть команды, которые идут к цели, они выдыхаются, они выжаты, они уже ползут к цели, лежат в сторону цели, но они не покинут руководителя, потому что с ним приятно. Они знают, что дойдут до цели и руководитель потом даст им отдохнуть, набраться сил, вознаградит, мотивирует. Вот кто хороший руководитель. Есть руководители, за которым уходят в другие компании, когда они увольняются. Это значит, что люди совпадают по целям, ценностям, идеям. Это идейные привязки, а не денежные. Где бы ни работали такие руководители, они способны увести за собой команду. Грамотно руководить людьми – большое искусство. Можно иметь дипломы самых крутых вузов, но если с вами неприятно общаться, вы не сможешь сплотить вокруг себя команду.

Чего никогда нельзя делать руководителю?

– Проявлять неуважительное отношение в адрес подчиненных – пренебрежение в разговоре либо оскорбления. Вот вам пример. Один руководитель отдела продаж говорит своим подчиненным: «Опять вы план не выполнили! Что вы за сотрудники?» Другой руководитель говорит: «Ребята, вы крутая команда! Вы выполнили план на 80%. Чуть-чуть недотянули, давайте в следующем месяце сделаем сотку!» Чувствуете разницу? И в том, и в другом случае факт один и тот же – план не выполнен. Но какой разный подход к случившемуся. В первом случае начальник просто «размазал» людей, обесценив их труд, во втором – мотивировал.

– Можно ли сплотить коллектив, в котором произошел раскол?

– Мне кажется, любая ситуация поправима. Бывает, конечно, что единственный выход – это увольнение сотрудника, который создал нездоровую атмосферу в коллективе. Чтобы поддерживать команду в тонусе, нужно обязательно пересматривать функционал сотрудников, делать ротацию кадров внутри коллектива. Она позволяет обновлять психологический климат в коллективе, вырабатывать новые коммуникативные привычки. Чаще всего в таком случае рабочая атмосфера меняется. Увольнять нужно только в крайнем случае, когда уже даже не помогают разговоры с сотрудником, дестабилизирующим обстановку. Встречаются случаи типа «против кого дружим, девочки?». Это нездоровая ситуация, но она иногда служит фактором сплочения людей. Надо либо убрать раздражающий фактор, либо поговорить с человеком, чтобы он поменял стратегию поведения. Бывает, что токсичен сам руководитель, и он тем самым портит всю поляну. Но безвыходных ситуаций нет. Любую команду можно сплотить.  

– Действенен ли метод кнута и пряника внутри коллектива: чтобы простимулировать одного сотрудника, мы поощряем и выделяем другого?

– Сложно сказать. Зависит от сторон этой ситуации. Люди по-разному могут отреагировать на это, опять же в зависимости от уровня своего эмоционального интеллекта. Если под одним человеком кресло шатается, он начинает стараться, под другим – он демотивирован. Зачем ему стараться, если плюшки достаются другому? Лично для меня стимулом работать еще больше служит психологическое поглаживание – похвала. Когда мне говорят о том, какая я молодец, я готова работать еще больше. А когда другого хвалят, но моих достижений не видят, то это однозначно обесценивание моего труда. Это можно даже расценить как неуважение. К тому же мы не можем исключить личные моменты в виде симпатии и антипатии.

– А руководство имеет право выделять любимчиков?

– Вопрос в другом: а для чего он это делает? В любом случае такое право у него есть. Мы же все люди: с кем-то из коллектива ближе общаемся, с кем-то – более официально. Дружба на работе должна быть. Я имею в виду взаимовыручку, понимание, поддержку, доверие. Для коллектива наличие любимчика у начальника имеет свои плюсы. Через него можно продвигать свои идеи, проекты, потому что к любимчику руководитель прислушивается. Но, как показывает практика, чаще всего такая ситуация попросту раздражает коллектив.

«Выборный» опыт

– Ну и в завершение наш традиционный вопрос: ходите ли вы на выборы?

– Конечно! Более того, я пять лет была членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в селе Шаманка (Шелеховский район. – Прим.ред.). В состав комиссии я была предложена от одной из партий. Дело в том, что у меня там живут родители, и мне важно было познакомиться с селом. Именно поэтому я согласилась на эту работу. Я делала подомовые обходы, раздавая пригласительные на выборы. Это был отличный опыт, благодаря которому я узнала, чем живет село.

– Я знаю, что у вас есть бабушка и ей 102 года. Она голосует?

– Да, она обязательно голосует на каждых выборах. К ней приходят члены комиссии. У бабушки в комнате стоит круглый деревянный стол, покрытый гобеленовой скатертью. В день выборов она с утра кладет на него паспорт и ждет комиссию на дом. Перед этим обязательно разбирается, кого и куда выбираем и кто самый достойный, по ее мнению, кандидат.

Справка "Права выбора": Татьяна Гладкова – старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных наук Иркутского госуниверситета. В 2000 году окончила Институт социальных наук ИГУ. Имеет опыт государственной гражданской службы в структурах регионального правительства. Карьерный консультант, психолог-тренер по развитию эмоционального интеллекта у взрослых и детей. Научные интересы – развитие социального капитала человека, профессиональное самоопределение человека в разные периоды жизненного цикла, психосоциальные технологии развития личности.

Беседовала Ани Думикян

Фото из архива героини публикации

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости