24.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Вертепы, яселки, презепио


В повседневном обиходе слово «вертеп» сейчас чаще всего ассоциируется с какими-то разбойниками и их пристанищем. Хотя всего сто лет назад обыватель бы ответил, что вертеп – это кукольный домик с марионетками или скульптурная композиция с библейским сюжетом Рождества Христова. В настоящее время культура установки вертепов около храмов в России возрождается. Да и кукольные представления с рассказом о том, как родился Спаситель, набирают всё большую популярность. В Иркутске таких кукольников-сказителей даже можно пригласить на дом, чтобы порадовать ребятишек.

В центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга Качугского района работает выставка вертепов со всего мира. Обладательницей этого уникального собрания является Наталья Гончаренко, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского. Это не единственная ее коллекция: иркутяне (а также жители других городов) в разные годы могли увидеть на выставках собрания кукол со всего мира и пасхальных яиц. Наталья Валерьевна рассказала нам историю возникновения коллекции вертепов, а также приоткрыла завесу тайны, откуда в ее вертепах капибара и белая сова.

– Наталья Валерьевна, расскажите, что такое вертепы?

– Вертепы – это важный, можно сказать, классический элемент католического Рождества. В каждой стране, где присутствуют католики, создаются свои особенные вертепы, часто с учетом национальных особенностей. Обычно они устанавливаются в храмах. Вначале в этой композиции нет младенца Иисуса в яслях, а в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря фигурку Спасителя туда кладут. Эта церемония входит в литургический чин богослужения Рождества.

Очень красивые вертепы делают в Польше, их называют «яселки». Роскошная традиция вертепов в Италии, они там носят названия «презепио».

– Говорят, одними из самых искусных мастеров по созданию вертепов являются неапольцы…

– Возможно, так считают, потому что в итальянских вертепах не ограничиваются представлением (фигурками) святого семейства и сюжетом Рождества, а изображают сценки повседневной и праздничной жизни целого города, где показаны торговля в лавках, работа портного, сапожника, кондитера. Фигурки, дома, антураж выполнены очень искусно. Все события связаны одной общей идеей – празднования Рождества.

– С какого вертепа началась ваша коллекция?

С португальского. В 2007 году я совершила паломничество в Фатиму (португальский городок в округе Сантарен). Стоит сделать отступление, что тогда в России найти вертепы было крайне сложно. Они появлялись очень редко. Сейчас ситуация поменялась. Вертепы активно стали изготавливать и у нас в стране…

Итак, я была в Фатиме, а это особенное место, которое является одним из духовных центров христианства. Вблизи этого города в 1917 году было явление Девы Марии, которая говорила о России. Богородица являлась детям, те рассказывали об увиденном и услышанном родителям, последние ребятишкам поначалу не верили. Богородица (дети называли ее «светящаяся дама») являлась несколько раз и предупреждала о бедах и напастях, грозивших России, говорила, что если люди не одумаются, то беды скажутся на всем мире, просила больше молиться и больше делать добра.

Меня и других паломников возили на место, где детям являлась Божья Матерь. Там очень красиво. И конечно, сейчас эта местность разительно отличается от того, что там было сто лет назад. Это не просто поле, где пасутся овечки и коровки, а настоящий духовный центр. Вообще та поездка была очень вдохновляющей и полной чудесных ощущений, молитв.

В течение недели я каждый день ходила от отеля до церкви мимо лавок и магазинчиков, в одном из которых продавали вертепы. Один вертеп произвел на меня особое впечатление. Там все герои – Богородица, Иосиф, волхвы, пастухи – были наряжены в роскошные средневековые костюмы. По-португальски я не знала ни слова, по-английски на тот момент тоже мало говорила, и с торговцем мы общались, стремясь понять друг друга интуитивно. И все-таки я купила вертеп, истратив на него все деньги. И с тех пор ставлю его дома под елку накануне Рождества.

– Есть какой-то регламент, в какое время вертеп надо установить?

– Жестких правил нет. В храме мы, как правило, за неделю до Рождества устраиваем ясли, в которых еще нет фигурки младенца. В ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря она появляется. И весь вертеп стоит до Сретения, потом разбирается. Дома я ставлю елку и вертеп обычно двадцать третьего декабря, раньше не получается. И любуемся мы этой красотой до конца январских каникул.

– Первый вертеп был приобретен в Португалии, но как это стало перерастать в коллекцию?

– Я изучала тему национального переосмысления и восприятия христианских традиций. К примеру, есть целый ряд особенностей в написании образа Богородицы. На иконах в Монголии Богоматерь будет с восточным разрезом глаз, в Корее ее могут изобразить в ханбоке (национальный женский наряд), в Африке она будет темнокожей.

С темы иконографии я перешла на вертепы, точнее на национальную специфику их создания. Выяснила, что в визуальном оформлении они вбирают в себя ту национальную культуру, в которой создаются. Величие и простота Христа в том, что он пришел к каждому народу, в каждую страну. Он всем одинаково близок и понятен!

Подтверждение моим мыслям было найдено, когда в одном из интернет-магазинов я решила поискать варианты национальных вертепов. Несколько вещей были мной куплены за достаточно демократичные суммы. Самым экзотическим оказался вертеп из Кении. Я его реально выписала у африканского мастера. Все фигурки были выполнены из скрученных пальмовых листов.

Мы знаем, что вертеп – это пещера, в которой пастухи прятались со своими отарами от непогоды. И в такой пещерке Богородица родила сына и положила его в деревянную кормушку – ясли. Туда же пришли волхвы приветствовать рождение спасителя мира.

Но когда мы начинаем эту историю трансформировать с учетом местных особенностей, то у русских появляется избушка, у алеутов – иглу (зимнее жилище изо льда), у африканцев – легкий продуваемый домик из пальмовых листьев.

– То есть основой коллекции стали ваши покупки на интернет-площадках?

– Не только. Есть экземпляры, которые привезли мне в подарок. Моя подруга, монахиня из Словакии, подарила мне вертеп, где куклы сделаны из кукурузных листьев. Одноклассница настоятеля нашего храма много путешествует, в частности бывает в Латинской Америке. Она прислала мне вертепы из Перу, Аргентины и Мексики. Перуанские вертепы очень жизнелюбивые, в них Богородица – яркая женщина с формами, в бусах и легком наряде, чуть прикрывающем грудь. Младенец Иисус накрыт цветастым пончо. Вокруг находятся не ослики и овечки, что привычно глазу европейского зрителя, а ягуар, пума и капибара. Это так трогательно, красиво, тепло и необыкновенно, когда ты понимаешь, что значительное число жителей планеты Земля, готовясь к Рождеству, устанавливают вертепы с близкими и понятными им фигурками Марии, Иисуса, Иосифа, волхвов, пастухов. Они соответствуют по оформлению национальной культуре, но есть главное, что в центре композиции, – Христос, который пришел в мир, чтобы разрушить зло. И все мы одинаково мыслим, все хотим жить в мире, где люди любят друг друга, верят в свет и добро.

– В какой момент вертепы превратились из разрозненных вещей в настоящую коллекцию?

– Ну, музейщик в некотором смысле – это заболевание. Оказавшись в любом месте, музейщик думает, из чего можно организовать выставку. Так, в нашем приходе я с согласия настоятеля поставила витрину, в которой и представила наиболее интересные вертепы. К выставке я приобрела несколько российских вертепов, они просто дивные: герои облачены в традиционно русские наряды. Также там были показаны польский вертеп в форме избушки из сена, мексиканский, изящно упакованный в миниатюрный чемодан из цветной жести, африканские и латиноамериканские вертепы. Всем очень понравилась эта мини-экспозиция, было много позитивных отзывов.

В 2015 году была организована первая официальная выставка вертепов в усадьбе Сукачева, называлась она «В ожидании чуда». Моей коллекции хватило на полноценную экспозицию. А еще мы объявили конкурс среди воспитанников художественных школ на лучший вертеп. И показали детские творения и произведения профессиональных художников на одной выставке.

– А в этом году вся масштабная коллекция демонстрируется в Анге…

– Не вся, несколько экземпляров не вошло. В Культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге можно увидеть сейчас тридцать четыре композиции вертепов. Среди представленных вниманию зрителей есть как масштабные творения, так и достаточно миниатюрные. Самый маленький из моих вертепов приехал из Аргентины, там все фигурки по два сантиметра.

– Почему решили выставить коллекцию именно в Анге?

– Я работаю в краеведческом музее. В этом году мы пристальное внимание обратили на отдел музея в Анге. Там особая аудитория: в летнее время – это паломники, зимой – дети из окрестных сел и деревень. Благодаря усилиям наших работников в музей стали привозить школьников на занятия по истории, краеведению со всего Качугского района. А тема Рождества для культурного воспитания детей очень благодатная. Так что выставка вертепов стала гармоничной частью образовательного проекта. Детям рассказывают о традициях празднования Рождества в России и других странах. Проводятся мастер-классы по изготовлению фигурок ангелов.

– А еще дети могут заинтересоваться забавными животными в вертепах и узнать, кто же такая капибара…

– И это тоже. Когда я написала об этой выставке на своей страничке в соцсети, мне один из подписчиков, живущих в Братске, сообщил, что организует экскурсию для своих ребятишек в Ангу, чтобы они это всё увидели и узнали, как представляют сцены Рождества в Африке и Латинской Америке. И добавил, что эта выставка не только про Рождество, а про нечто большее. И это так. Выставка про историю, культуру, свет и доброту.

– Чем вы руководствовались при расстановке экспонатов? Какую логику повествования и восприятия выстраивали?

– Действительно, любой музейщик вам скажет, что важно не просто найти хороший экспонат, а правильно его показать. Я при организации этой выставки руководствовалась двумя принципами: эстетика (красиво и гармонично показать все вертепы, чтобы крупные не затмевали мелкие) и география (одна часть – европейские вертепы, другая – Африка и Америка).

– Наверное, вторая часть привлекает больше внимания своей экзотичностью.

– Да, там, кстати, показаны американские вертепы, один из которых алеутский. Это такая отсылка к святителю Иннокентию, помогающая нам взглянуть на историю его служения. Как человек отправился миссионером в неведомый край к людям, которые жили совсем в других культурных традициях, имели совсем иной жизненный уклад. И он им смог донести слово Божье, подтверждением чему и служит один из моих американских вертепов. Он сделан в виде ледяного дома, в котором находятся, наряду со святым семейством, тюлени и белая сова.

Еще один североамериканский вертеп включает в себя представителей разных индейских племен, а среди животных, окружающих Иисуса, есть лошадки и собачки.

У немцев традиция представлять вертеп в форме многоярусной карусели. Мой вертеп из трех ярусов: на одном уровне ангелы, на втором – обычные горожане, на третьем – святое семейство.

К сожалению, нет у меня вертепов из Азии. В этом макрорегионе христианство слабо представлено, гораздо сильнее буддизм, ислам. Но зато в моей коллекции есть прелестная японская кокеши, изображающая Богородицу с младенцем.

– В чем, на ваш взгляд, секрет притягательности вертепов? Почему они производят такое неизгладимое впечатление на людей?

– Я по Иркутску вижу, как меняется культура празднования Рождества. Возрождаются прежние традиции, когда у храмов создают скульптурные композиции со сценами Рождества. Люди приглашают домой вертепные театры, которые показывают детям спектакли по старинным канонам с святым семейством, волхвами, чертом, царем Иродом. У нас в России появились фабрики, которые изготавливают русские вертепы, и каждый желающий может их купить и поставить дома. Среди таких композиций есть как массовые изделия, так и настоящие произведения искусства, являющиеся предметами коллекционирования. И вообще сцены вертепа – это рассказ про вещи важные и понятные каждому: про чудо, добро, справедливость, спасение.

– Какой вертеп мог бы стать жемчужиной вашей коллекции?

– Я мечтала об итальянском презепио, но это очень дорого, даже если приобретать фигурки поштучно. В какой-то момент я изменила свой взгляд на коллекционирование, перестала целенаправленно подбирать экземпляры. В одно время у меня был список, экспонаты из каких стран я бы хотела в свою коллекцию. Сейчас принцип формирования собрания изменился, его пополняют в основном подарки, ничего нового я не покупаю, а все свободные средства направляю на благотворительность. Мне сегодня важнее сделать жизнь какого-то нуждающегося человека чуть счастливее, добрее, лучше.

Записала Алена Сабирова

Фото из архива Н. Гончаренко

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости