23.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

От пушкинских балов до елки футуристов


В прошлом году мы рассказывали о том, как великие писатели и поэты поздравляли своих родных и близких с Новым годом. В этот раз узнаем, как выглядел Новый год в быту и в судьбах русских поэтов. Воспоминаний сохранилось немного (ведь это бытовая, часто скрытая за домашними стенами часть их жизни). Но даже то, что осталось, позволяет нам узнать любимых авторов с неформальной стороны.

На Кузнецком мосту

Начнем с «солнца русской поэзии» – с Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что новогоднюю ночь, введенную усилиями Петра Первого в 1699 году, к XIX веку благополучно забыли, и до большевиков она оставалась лишь праздником императорского двора. Однако воспоминания тех лет говорят об ином.

Вовсе не при дворе императора встречал новогоднюю ночь из года в год Пушкин. Правда, в его времена многое в любимом нами празднике воспринималось иначе. Во-первых, действительно праздновали его только русская аристократия, дворянство да кое-где купцы, стремившиеся приблизиться к высшему свету.

Во-вторых, в новогоднюю ночь обычно проводились придворные балы-маскарады. Ворожили на суженых, на судьбу, по улицам ходили ряженые, в кабаках и в ресторанах было не сыскать свободного места. А всё потому, что для людей того времени ночь с 31 декабря на 1 января – это прежде всего ночь на Васильев день. Это главная ночь разгула нечисти и гаданий.

Одну из таких ночей с 1830-го на 1831 год Пушкин встретил в Москве в знаменитом и недавно открывшемся тогда ресторане «Яр» на Кузнецком мосту. Основатель этого ресторана, французский повар Транкиль Ярд, сам приветствовал своих гостей, а у него уже тогда по обыкновению собирался весь московский бомонд. Своему другу Петру Вяземскому после этой ночи Александр Сергеевич писал: «Новый год встретил я с цыганами и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной. Она пела песню, в таборе сложенную, на голос “Приехали сани”».

В ресторан Пушкина привел в ту ночь его закадычный друг Павел Нащокин, а украшением праздника стал настоящий цыганский табор. Впрочем, и табор этот, и ресторан Пушкин уже видел не раз. Он даже был накоротке с той самой «Татьяной-пьяной» – популярной в то время цыганкой Татьяной Дмитриевной Демьяновой, прекрасно исполнявшей русские романсы и песни. Познакомились они еще в гостях у Нащокина, куда Татьяна часто приходила со своей подругой.

Сохранилось в истории и то, что 1834 год Пушкин встречал у родственницы своей жены Натальи Кирилловны Загряжской, в гостях у которой был сам Сперанский. Именно с ним провел Пушкин новогоднюю ночь в разговорах о Пугачеве, о собрании законов, о первом времени царствования Александра и обо всем, что ему хотелось тогда обсудить с одним из важнейших людей эпохи.

Рождество во времена Пушкина праздновалось 26 декабря, а после него начинались знаменитые «ярмарки московских невест» – рождественские балы, куда свозило своих дочерей на выданье русское дворянство со всех уголков России. Прекрасно эта традиция описана в «Евгении Онегине», где на «ярмарку московских невест вывозят Татьяну». На одном из таких рождественских балов в доме танцмейстера Йогеля встретил Пушкин свою Натали.

А за год до этого (как сейчас, так и тогда, перед Новым годом было принято навещать дома друзей и знакомых) поэт, нанося визит прелестной московской барышне Елизавете Ушаковой, набросал ей в альбом стихи. Когда же Елизавета спросила, почему он не подписался, поэт ответил: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись? Проститесь с этим листком: он не достоин чести быть в вашем альбоме».

Елки зеленые!

В письмах «солнца русской поэзии» есть развенчание еще одного современного мифа о Новом годе. Принято считать, что шампанское как неизменный атрибут новогодних праздников закрепилось лишь во времена советской эпохи. Однако Пушкин не раз возил этот игристый напиток своим друзьям в качестве новогоднего презента. Принимал участие поэт и в праздничных маскарадах и вместе с карнавальным кортежем разъезжал по Петербургу в черном домино и в карнавальной маске.

Карнавальный кортеж – это компания ряженых, которая один за другим объезжает знакомые дома. В каждом из них – шутки, рассказы, угощения. Суть развлечения в том, что хозяева всячески стараются узнать тех, кто к ним приехал, а гости, наоборот, стремятся не выдать за костюмами реальные лица. Домино – это плащ с капюшоном и с длинными рукавами, который надевали представители знати на маскарады.

У Пушкина в «Истории села Горюхина» есть любопытное упоминание новогодней елки: «Музыка была всегда любимое искусство образованных горюхинцев, балалайка и волынка, услаждая чувствительные сердца, поныне раздаются в их жилищах, особенно в древнем общественном здании, украшенном елкою и изображением двуглавого орла».

Дело в том, что про елки после кончины Петра и про то, что дома снаружи нужно украшать деревцами или еловыми веточками, действительно благополучно забыли, и к началу пушкинского столетия укоренились они лишь в традиции украшать кабаки. По ним, торчащим обычно с их крыш так, чтобы видно было отовсюду, да по двуглавому орлу и узнавали питейные заведения тех времен. Меняли такие елки обычно раз в год перед Новым годом, потому что снять или водрузить их на крыше было непросто.

В память об этой традиции остались нам восклицания «елки-палки» и «елки зеленые», понятное нам и сегодня «опять под елкой валялся?». В XIX веке были широко распространены такие выражения, как «Пойдем-ка к Елкину – для праздника выпьем!», «Видно, у Ивана Елкина был в гостях – идешь шатаешься» и т.д.

Тютчев и очки

На дворе 1859 год. На Невский проспект, 42 принесли пакет с надписью: «Его Превосходительству Федору Ивановичу Тютчеву от Великого князя генерал-адмирала – для будущего бала». В пакете без всяких-либо объяснительных записок оказался только один предмет – очки. И вся семья поэта начала строить догадки, что бы это могло значить.

Одна из дочерей напомнила ему, что на недавнем балу у Анненковых, где им довелось побывать, присутствовал и великий князь, и спросила отца, не забыл ли он с ним поздороваться? И тут Тютчев понял, что князя он не заметил. Поэт пришел в ярость от мысли, что августейшая особа решила таким образом его проучить.

Федор Иванович продиктовал дочери экспромтом стихи «Есть много мелких, безымянных», которые в этот же день были отправлены князю. Прошло несколько дней, а от Константина Николаевича никакой реакции не поступило. В это же время Тютчев получает от его жены официальное приглашение на маскарад – «присоединиться к кадрили розовых домино, состоящих из восьми лиц, включающих Константина Николаевича». От приглашения поэт решительно отказался.

Но благодаря тому, что две из дочерей Тютчева служили фрейлинами при императорском дворе, а все восемь участников «кадрили розового домино» прекрасно друг друга знали, до Тютчева очень быстро дошла суть истории: для всех участников домино князь заказал точно такие же очки, какие он носил сам, чтобы на маскараде не догадались, кто из них является светлейшей особой.

В императорской семье еще долго и по-доброму смеялись над Тютчевым, стихами и очками, а чтобы помочь выйти из неловкой ситуации поэту, Константин Николаевич решил преподнести Тютчеву новогодний подарок. Министра народного просвещения попросили срочно составить представление Тютчева к правительственной награде, и 1 января 1860 года в Большой дворцовой церкви поэт был награжден орденом Святого Владимира третьей степени, но и этим он оскорбился. Для своих преклонных лет Тютчев посчитал это слишком низкой наградой.

Рождественская дама

Очень многое из традиций празднования Нового года пришло к нам от немцев. И это немудрено: не одно поколение сидели на русском престоле немецкие принцессы. К тому же императорская семья влияла и на вкусы всей русской аристократии, а та в свою очередь на всё русское дворянство. По этой причине, а еще и по той, что матушка ее была урожденной Мейн, на немецкий манер праздновалось Рождество, а за ним и Новолетие в родительском доме Марины Цветаевой.

– Внизу меж спальней, коридорчиком, черным ходом, девичьей и двухстворчатыми дверями залы что-то несли, что-то шуршало тонким звуком картонных коробок, что-то протаскивали, и пахло неназываемыми запахами, шелестело проносимое и угадываемое – и Андрюша, успев увидеть, мчался к нам вверх по лестнице, удирая от гувернантки, захлебнувшись, шептал: «Принесли!..» – пишет сестра Марины, Анастасия.

Подготовка праздничной залы, украшение елки, подарки – всё это должно было оставаться для детей в огромном секрете, чтобы Рождество могло превратиться для них в сказку. И лишь близко к полночи, когда всё уже было окончательно готово, а взрослые гости собрались, снизу в доме Цветаевых раздавался звонок. Это означало, что детей приглашают на елку в центральную залу.

– Быстрые шаги вверх по лестнице уж который раз входящей к нам фрейлейн, наскоро, вновь и вновь поправляемые кружевные воротники, осмотр рук, расчесывание волос, уже спутавшихся, взлетающие на макушке бабочки лент – и под топот и летящих, и вдруг запинающихся шагов вниз по лестнице нам навстречу распахиваются двухстворчатые высокие двери… И во всю их сияющую широту, во всю высь вдруг взлетающей вверх залы, до самого ее потолка – она!» – вспоминала Анастасия.

Елку в доме Цветаевых (так делали тогда везде) украшали настоящими свечами. Первую зажигал отец Цветаевой, от нее остальные – дедушка. Пока догорали свечи, детям вволю давали налюбоваться зеленой красавицей, наесться мандаринов, орехов, конфет, насладиться развертыванием и рассматриванием приготовленных под елкой подарков.

В доме Цветаевых елочные игрушки были настоящим произведением искусства. В отличие от большинства дворянских домов, их не изготовляли каждый год своими собственными силами, не съедали и не выбрасывали после окончания торжеств, а очень аккуратно обертывали и складывали в коробки. Здесь были и стеклянные шары (большая редкость для тех времен), и фарфоровые фигурки, и авторские куклы…

На рождественских праздниках Мария Александровна – мать Марины Цветаевой, одаренная пианистка – исполняла вместе с детьми рождественские немецкие и французские песни, показывала им вертеп и рассказывала о библейских событиях рождественской ночи. Героем новогоднего праздника был вовсе не Дед Мороз (этот персонаж тогда уже появлялся на многих дворянских елках), а Рождественская дама. Прототип ее – Богородица, которая по легенде ездила в рождественские праздники на ослике и раздавала детям подарки.

А в 1920 году в письме к своему другу Марина писала: «У нас елка – длинная выдра, последняя елка на Смоленском, купленная в последнюю секунду, в Сочельник. Спилила верх, украсила, зажигала третьегодними огарками. Аля (дочь Цветаевой Ариадна. – Прим. ред.) была больна (малярия), лежала в постели и любовалась, сравнивая елку с танцовщицей (я – про себя: трущобной!)».

Открытие «Собаки»

Но настоящим новогодним подарком для всей русской богемы начала прошлого века стало открытие в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911-го на 1 января 1912 года знаменитой «Бродячей собаки». Того самого арт-подвала, где молодая Анна Ахматова, затянутая в черное шелковое платье, сидела у камина с чашкой кофе или бокалом вина, а вокруг нее располагались воздыхатели-кавалеры, где Маяковский возлежал в роли раненого гладиатора на турецком барабане, где героиня блоковского «В ресторане» актриса Ольга Глебова-Судейкина танцевала так долго, легко и страстно, что редкий мужчина мог не польститься на ее красоту, где жизнь начиналась в одиннадцать вечера и не прекращалась порой до шести утра.

Появилось же это место весьма прозаично. Борис Пронин (режиссер, ученик Мейерхольда) и Алексей Толстой решали, где бы им отпраздновать Новый год в Северной столице так, чтоб всем вместе, а заодно представить публике только что написанную Толстым новогоднюю пьесу, в процессе действа которой аббат должен был родить на сцене ежа.

И у того, и у другого на тот момент стояла проблема отсутствия места для воплощения творческих проектов. Ни один из тогдашних ресторанов или театров не хотел отдавать себя на растерзание молодой, мало платежеспособной, но при этом довольно наглой богеме.

Чудом нашли подвал во дворе дома на Михайловской улице, сняли и назвали свое заведение «Обществом интимной эстетики», но это, как бы сейчас сказали, юридическое название, а для публики – «Бродячей собакой». На новогоднее представление Пронин и Толстой созвали всех друзей: писателей, актеров, художников, музыкантов.

– Когда уже был поднят не один тост и температура в зале в связи с этим также поднялась, неожиданно возле аналоя появилась фигура Толстого, – вспоминал еще совсем молодой тогда режиссер Николай Петров, через 30 лет поставивший фильм по роману Толстого «Петр Первый».

По его словам, в шубе нараспашку, в цилиндре, с трубкой во рту тот весело оглядывал зрителей, оживленно его приветствующих.

– Не надо, Коля, эту ерунду показывать столь блестящему обществу, – объявил в последнюю минуту Толстой, но сложившейся праздничной атмосфере это уже не могло помешать.

Необычная постановка

С той самой ночи и до закрытия «Бродячей собаки» (1915 год) провисела на люстре заброшенная на нее актрисой Ольгой Высоцкой белая перчатка, а на одной из ее свечей – повешенная каким-то актером черная бархатная маска. С Высоцкой закрутится у Гумилева роман, в результате которого она родит сына и навсегда покинет Россию. Узнав же о рождении ребенка, Анна Ахматова потребует у Гумилева развод.

Увы, точного списка гостей, присутствовавших в эту ночь в «Бродячей собаке», нам уже никогда не дано узнать. Но знаем мы, что из поэтов были Саша Черный, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Александр Вертинский, Осип Мандельштам.

А уже в сочельник 1913 года в небольшом ресторанном зале «Собаки» будет представлена «Рождественская мистерия» Михаила Кузьмина. Постановка состоялась всего один раз, но зато так, что упоминания о ней и сейчас встречаются в современных статьях по истории перформанса и театра.

По проходу и между столами в тот вечер ходили 20 детей из сиротского дома, одетых в белые одежды с серебристыми крыльями за спиной. Они же распевали рождественские псалмы. Поэт Потемкин, изображавший осла, опершись на два костыля, нес на своей спине Богоматерь – Ольгу Глебову-Судейкину.

На маленькой сцене, затянутой красным кумачом, помещался коричневый грот-вертеп, обрамленный свечами. Здесь же стояло и ложе Ирода, покрытое алым. Тут же суетился дьявол в коричневом монашеском балахоне и козлиной маске.

Для того времени эта постановка была столь необычна, что кто-то ее воспринял как балаган (например, присутствовавший на этом представлении Иван Бунин), а кто-то искренне восхитился. По словам Сергея Судейкина, мужа Глебовой-Судейкиной и оформителя спектакля, Сергей Дягилев, впервые побывавший в тот вечер в «Собаке», восторженно заявил: «Это вам не Аммергау, это настоящее, подлинное!».

Шампанское и ананасы

Не прошло и нескольких лет, как два завсегдатая «Общества интимной эстетики» опять встретились за общим новогодним столом. За каким именно, мы утверждать не будем, потому что одни говорят, что было это в Санкт-Петербурге, дома у Маяковского, другие – что дома у Северянина, третьи – что на литературном фуршете в Симферополе, где оба поэта участвовали в турне футуристов.

Но так или иначе сходятся все эти истории в одном: Маяковский, перед которым стояло шампанское и ананасы, а больше не было ничего, подцепил на ножичек кусочек ананаса и обмакнул его в шампанское. Ему понравилось, и он предложил сидевшему рядом с ним Игорю Северянину сделать так же, а у того тут же родились первые строки «ананасов в шампанском».  

Как ни странно, Маяковский это стихотворение не любил, а к 1918 году так и терпеть не мог. Критика отнеслась к этому произведению крайне враждебно: называла «пустословием», «набором красивостей». Но северянинские «ананасы в шампанском» тут же ушли в народ и стали одним из самых известных произведений поэта.

Елка футуристов

Маяковский 1916 год встречал на квартире у Бриков, где еще недавно кипела работа над первым сборником русских футуристов под названием «Взял» и уже задумывался второй под названием «Еще взял». Благодаря этому все его авторы появлялись у Бриков достаточно часто.

Именно в их квартире впервые появилась знаменитая футуристическая елка, то бишь елка, подвешенная сверху вниз и украшенная желтой кофтой, игральными картами и бумажными штанами с белым облаком ваты, напоминающими о главном событии года – выходе в свет первой книги Маяковского «Облако в штанах».

По воспоминаниям писателя Виктора Шкловского, тоже бывшего там, стены комнаты занавесили простынями, на игрушечных детских щитах горели свечи. Все были ряжеными. Сам Шкловский пришел на праздник в матросском костюмчике, Маяковский обернул шею красным лоскутом, Ося Брик предстал перед гостями в чалме и в узбекском халате.

– Вася Каменский обшил пиджак пестрой набойкой, на щеке нарисована птичка, один ус светлый, другой – черный. Я в красных чулках, короткой шотландской юбке, вместо лифа – цветастый русский платок. Чокались спиртом пополам с вишневым сиропом, – вспоминала об этом же празднике Лиля Брик.

Между тем за столом шли далеко не праздные споры. Например, Василий Каменский обвинял Маяковского в том, что тот написал «Отравим кровью игры Рейна! Громами ядер на мрамор Рима!», уверяя, что недопустимо воспевать любую войну. Под волшебство новогодней ночи велись громкие литературные споры, обсуждались новые поэтические течения, строились планы.

А в 1917 году на кассе Политехнического музея в Москве появилось объявление, что 30 декабря в 19 часов в Большом зале состоится елка футуристов. Маяковский вспоминал об этом вечере с нескрываемым ужасом. Из четырех заявленных на афише поэтов смог прийти только он. Всю ночь до этого автор «Облака в штанах» лепил из бумаги задуманные им кукиши в качестве новогодних украшений.

– Народищу было, как на советской демонстрации. Вертел ручку сам. Жутко вспомнить, – писал он Лиле Брик, повествуя о злополучной елке.

А между тем это не удивительно, потому что программа выглядела так: «Вакханалия. Стихи. Речи. Парадоксы. Открытия. Возможности. Качания. Предсказания. Засада гениев. Карнавал. Ливень идей. Хохот. Рычания. Политика». На такую рекламу в зале оказалось немало тех, кто раньше вообще ничего не знал о футуризме.

Под финал вечера Маяковский просто стал бросать кукиши в зал, до этого жестко обругав собравшуюся публику, на что та, вместо того чтобы обидеться, ответила смехом. Было много студентов и молодых рабочих. Публика так стремилась завладеть кукишами, что из-за них перед сценой чуть ли не вышла драка.

По материалам klauzura.ru

Фото с сайта russiainphoto.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости