25.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Не новая идея


Фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол, посвященный актуальным вопросам совершенствования избирательного законодательства. Участие в нем приняли парламентарии, члены ЦИК России, Общественной палаты РФ, представители политических партий, общественных объединений, эксперты. Им презентовали проект избирательного кодекса России. Документ разработан коммунистами.

С целью систематизации

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков отметил, что идея разработки избирательного кодекса России как федерального нормативного правового акта, закрепляющего наиболее важные требования к проведению всех видов выборов, не нова.

Первая попытка создать избирательный кодекс была предпринята еще в 1992 году в рамках плановой законотворческой деятельности комитета Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развития самоуправления. Разработкой этого документа впоследствии занимались политические партии, экспертное сообщество, а также специалисты в области избирательного права.

По словам Юрия Синельщикова, в основу проекта положены результаты комплексного анализа федерального и регионального законодательства о выборах, судебной практики, актов международного права, а также анализа работы в избирательных кампаниях последних лет многотысячной армии активистов КПРФ и сторонников партии.

Основная цель предлагаемого проекта – демократизация российского избирательного законодательства, обеспечение избирательных прав граждан при сохранении основных принципов федерализма. Проект направлен на систематизацию действующего законодательства о выборах и референдуме, устранение в нем противоречий, пробелов и дублирования норм. Он призван сделать процесс правоприменения в данной области более понятным и удобным.

– Принятие избирательного кодекса имеет важнейшее значение для развития всей отрасли избирательного права. Кодификация обеспечит иерархию норм избирательного права, что не в состоянии сделать обычный закон, – говорится в пояснительной записке к проекту кодекса.

Он предполагает, что федеральные законы, конституции (уставы) и законы регионов, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах не должны ему противоречить. При выявлении такого расхождения применяются нормы кодекса.

В качестве основ правового регулирования избирательных отношений предлагается сохранить ранее выработанные принципы, которые характеризуют участие граждан в выборах: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них избирателей. В части организации и проведения выборов сохраняются принципы их обязательности, периодичности, альтернативности и гласности.

Мартовские выборы

Структура проекта традиционна для кодифицированных нормативных правовых актов. Она включает общую часть, относящуюся ко всем выборам и референдумам, проводимым в России, и особенную, содержащую специальные нормы, касающиеся выборов различного уровня (выборы президента, депутатов Государственной Думы, высших должностных лиц субъектов Федерации, депутатов законодательных органов регионов, депутатов представительных органов местного самоуправления), а также референдумов. В начале документа приведен словарь терминов.

Коммунисты предлагают проводить выборы в последнее воскресенье марта, что, по их мнению, повысит явку избирателей. Это связано с тем, что данный период, как правило, не используется для отпусков или дачных дел. Кроме того, проект избирательного кодекса предполагает возврат к однодневному голосованию, отказ от дистанционного электронного голосования, запрет на использование дополнительных возможностей реализации избирательных прав вне помещения для голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах).

В качестве одной из профилактических мер предусмотрена норма, обязывающая чиновников, то есть лиц, замещающих государственные или муниципальные должности (за исключением президента), уходить в предвыборный отпуск. В семидневный срок со дня выдвижения такой кандидат должен представить в избирательную комиссию соответствующий приказ (распоряжение) об отпуске. Неисполнение данных требований предлагается расценивать как использование преимуществ должностного положения.

– В связи с тем, что законодательство не раскрывает термин «освобождение от работы», для работодателя предусмотрена обязанность предоставить кандидату по его заявлению конкретный вид отпуска (ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы), – отмечается в пояснительной записке.

Проектом предлагается отменить так называемый муниципальный фильтр. В настоящее время для участия в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации кандидат должен собрать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов.

– Предлагается отказаться от формирования избирательных участков со значительным числом избирателей. В настоящее время в городах федерального значения, административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, городских округах с численностью избирателей свыше 500 тысяч допускается образование участков с числом избирателей, превышающим 3 тысячи человек, – говорится в документе.

По словам авторов проекта кодекса, избирательные участки в России самые большие. Например, в Германии не разрешается образовывать избирательные участки с населением, превышающим 2,5 тысячи человек, в Испании установлен размер от 500 до 2 тысяч избирателей, во Франции он не превышает 1 тысячи человек. Необходимо установить верхний предел численности избирателей на участках до 3 тысяч человек, считают коммунисты.

Статус комиссий

Проект кодекса предусматривает дальнейшее совершенствование системы формирования и деятельности избирательных комиссий. Избирательные комиссии будут формироваться на основании предложений политических партий, в первую очередь из представителей политических партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе, в региональных законодательных органах. Оставшиеся вакантные места должны распределяться, по мнению авторов, путем жеребьевки между представителями иных политических партий и общественных организаций.

Политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии, вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий этого члена с внесением предложения по кандидатуре нового члена комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить государственные и муниципальные служащие. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии любого уровня должны представлять различные политические партии.

Председателем участковой избирательной комиссии не может быть руководитель организации, где располагается помещение для голосования. Председатель избирательной комиссии не должен иметь преимуществ в процессе голосования при принятии решений (не иметь решающего голоса в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» или «против»). Особое мнение члена комиссии с правом решающего голоса, несогласного с позицией комиссии, должно публиковаться совместно с принятым решением.

Проект кодекса предлагает ввести критерий существенности нарушений применительно к полноте и недостоверности представленных кандидатом сведений.

– Полагаем необходимым признавать таковыми лишь факты, которые имеют значение для формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата, свидетельствуют о несоблюдении принципа равенства всех кандидатов перед законом, укрытии сведений, препятствующих лицу участвовать в выборах в качестве кандидата, – считают авторы проекта избирательного кодекса.

ЗАТО и дебаты

Исходя из принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий, в помещении для голосования обязательно должны применяться средства видеонаблюдения и при наличии технической возможности – трансляция изображения в интернете.

Также предлагается не включать военнослужащих по призыву в списки избирателей для участия в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. По мнению разработчиков проекта кодекса, в большинстве случаев они никак не связаны с той территорией, где проходят службу, и, соответственно, не могут объективно оценивать кандидатов на ту или иную выборную должность.

Также, считают коммунисты, нуждается в законодательном регулировании порядок доступа кандидата в депутаты в период избирательной кампании в закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). В настоящее время в России насчитываются 42 таких специальных объекта, въезд в которые осуществляется в особом разрешительном порядке, и процедура согласования занимает длительные сроки.

– В силу этого кандидаты в депутаты не могут полноценно проводить в них предвыборную агитацию и оказываются в неравном положении по сравнению с кандидатами, постоянно зарегистрированными в ЗАТО. В связи с этим предусмотрен упрощенный порядок прохода в ЗАТО кандидатов в депутаты, – говорится в документе.

Разрешается в уведомительном порядке проводить предвыборную агитацию в форме агитационных митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если это не создает препятствия для функционирования органов власти, общественного транспорта и работы специальных служб. Депутаты всех уровней вправе вести предвыборную агитацию, сбор подписей избирателей наряду с политическими партиями, если при этом не используются преимущества служебного положения. В совместных агитационных мероприятиях кандидаты принимают личное участие. Доверенным лицам такое право не предоставлено.

– Проведение дебатов является одним из наиболее действенных способов узнать позиции кандидатов по вопросам, представляющим общественный интерес, их качества как публичных политиков, привлечь значительное число избирателей к обсуждаемым вопросам и побудить их к участию в избирательном процессе. Такие действия формируют у избирателя собственное мнение о кандидате, поэтому доверенных лиц из этого процесса необходимо исключить, – считают коммунисты.

Плата за отказ

Проектом кодекса предусмотрено восстановление для избирателей возможности голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Также документ предлагает ввести норму, позволяющую взыскивать расходы на подготовку и проведение повторных выборов в связи с отказом от участия кандидата в выборах или отзывом кандидатов без вынуждающих обстоятельств.

В настоящее время в законодательстве отсутствуют основания для взыскания расходов с кандидатов, отказавшихся от участия в повторном голосовании, из-за чего избирательные комиссии вынуждены передвигать сроки проведения голосования либо назначать повторные выборы.

В случае использования на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов предусмотрен механизм проведения контрольного подсчета голосов избирателей. Вышестоящая избирательная комиссия, получив протоколы участковых комиссий об итогах голосования, путем жеребьевки определяет избирательные участки, в которых необходимо провести контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей, о чем извещает нижестоящие комиссии.

Проектом кодекса предлагается увеличить предельный размер расходования средств избирательного фонда с 20% до 30% в случае отложения голосования, поскольку кандидатам в депутаты и партиям агитацию придется начинать фактически заново.

Выборы в Госдуму

Законопроектом определяется единый способ распределения мандатов на выборах депутатов Государственной Думы, депутатов региональных законодательных органов и депутатов представительных органов местного самоуправления. Наиболее простой и справедливый – способ естественной квоты Хэйра – Нимейера (метод наибольших остатков). Это частное от деления суммарного числа голосов, полученных партиями, между которыми размещаются мандаты, на число распределяемых мандатов.

Остальные мандаты выделяются по правилу наибольшего остатка, то есть сначала дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней по величине остатка и так далее до исчерпания всех не распределенных при первичном распределении мандатов. Таким образом, предоставление депутатских мандатов происходит пропорционально полученным голосам. Этот способ используется на выборах в Государственную Думу с 1993 года.

Также предлагается на выборах депутатов Госдумы сохранить смешанную избирательную систему, при которой одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая – в соответствии с принципами пропорциональной. В парламент избирать 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (избираются по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства), 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от политических партий.

– К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она способствует укрупнению политических партий при одновременном соблюдении принципа пропорциональности, предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, – считают авторы кодекса.

Вопросы референдума

В законопроекте предусмотрено, что отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией России, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», избирательным кодексом. В документе дано понятие референдума, отражены принципы его проведения, предусмотрены права граждан на референдуме, определены его этапы, статус участников, источники формирования фондов референдума, условия информационного, агитационного обеспечения, гарантии прав избирателей, установление результатов и итогов референдума.

В проект не включены вопросы формирования Конституционного Собрания – особого органа высшей (учредительной) власти, способного изменить существующую модель общественного и государственного устройства. Данная задача должна быть разрешена в ходе принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации».

Предусмотрено восстановление права общественных объединений направлять наблюдателей на избирательные участки, возврат права на участие в работе избирательных комиссий всех уровней членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, обязательное использование одноразовых номерных пломб, распределение обязанностей между членами участковой избирательной комиссии в процессе голосования и подсчета голосов на основе жеребьевки и другое.

Согласно кодексу граждане и организации вправе обращаться с жалобами на нарушения избирательных прав граждан, права на участие в референдуме, иные нарушения законодательства о выборах и референдуме в органы прокуратуры, внутренних дел, Следственного комитета, избирательные комиссии, а также в суд.

В то же время проект не предусматривает порядок привлечения нарушителей избирательного законодательства к административной и уголовной ответственности. Это, обращают внимание авторы инициативы, задача Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса России.

По материалам kprf.ru

Фото с сайта duma.gov.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости