19.04.2024

Новости

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

16.04.2024 Общероссийская тренировка

Итоговый документ


Секретарь Избирательной комиссии Краснодарского края, кандидат юридических наук Наталья Турищева посвятила свою статью анализу федерального законодательства, устанавливающего требования к содержанию бюллетеня. По ее мнению, в системе обязательных информационных материалов, доводимых до сведения избирателей, бюллетень является одним из наиболее эффективных элементов, непосредственно влияющих на выбор граждан.

Вызвать интерес

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это относится к числу важнейших политических прав, присущих современному человеку в силу его социальной природы и принадлежности к обществу, достигшему определенного демократического уровня развития, определяет конституционно-правовой статус гражданина, задает вектор его политической активности, формирует основания причастности гражданина к жизни своей страны, региона, муниципалитета.

Вместе с тем, отмечает автор статьи, в настоящее время актуальна проблема абсентеизма – отказа от участия в выборах. Чтобы заинтересовать избирателя, до него должен быть доведен необходимый объем информации о выборах. Первичная, наиболее нейтральная, но в то же время значимая – это информация о дате голосования и виде выборов.

По мере развития избирательной кампании объем объективной и достоверной информации о выборах, кандидатах и партиях должен нарастать. Информация должна становиться разносторонней, отражать весь спектр политических программ участников избирательного процесса, ориентируя избирателей на активность и реализацию права голоса.

Необходимость полноценного информационного обеспечения выборов подвигает федерального законодателя устанавливать систему мер, направленных на поддержание необходимого политического интереса избирателей к кампании. При этом обязательно привлечение СМИ к участию в информационном сопровождении выборов.

– И информирование, и агитация являются теми основами, которые при соблюдении баланса свободы на получение разносторонних сведений о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, должны исключать манипулирование сознанием избирателей и способствовать выработке обоснованных электоральных представлений о претендентах на выборные должности, – считает исследователь.

Для обеспечения юридического равенства и необходимого уровня объективности и достоверности информации об основных участниках избирательного процесса федеральный законодатель оговаривает перечень обязательных материалов, доводимых до сведения избирателей, содержащих данные обо всех зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Историческая практика

Одним из наиболее эффективных элементов, «венчающих» весь перечень информационных материалов и непосредственно влияющих на выбор избирателя, является избирательный бюллетень. Известное выражение Авраама Линкольна «бюллетень сильнее пули» продолжает оставаться актуальным в контексте информационной борьбы, традиционно разворачивающейся в ходе каждой кампании.

Бюллетень – необходимый атрибут реализации принципа тайного голосования. Впервые в отечественной истории его применение в электоральном процессе было санкционировано на выборах депутатов Государственной Думы в 1906 году. До этого тайное голосование производилось шарами (баллотирование, от англ. ball – шар) на выборах в состав Уложенной комиссии в 1767 году, а также в земские и городские органы управления в конце XIX века.

В первые десятилетия советской власти голосование на выборах было открытым, необходимость применения избирательных бюллетеней возникла с закреплением принципа тайного голосования в Конституции СССР 1936 года. В ходе выборов в Верховный Совет СССР в 1937 году процедура тайного голосования предусматривала порядок, при котором избиратели получали для голосования стандартные, напечатанные типографским способом бюллетени (по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей). В избирательных бюллетенях указывались фамилия, имя, отчество кандидата и название выдвинувшей его организации (общественной организации или «общества трудящихся»).

Сегодня избирательный бюллетень, являясь одним из основных источников информации о кандидатах и избирательных объединениях, входит в перечень информационных документов, изготавливаемых непосредственно для организации голосования избирателей.

– Федеральный законодатель вкладывает в содержание бюллетеня значительный информационный и правовой потенциал, который должен обеспечить всеобъемлющие гарантии информированности избирателя о кандидатах (партиях) и предоставить ему полноценную возможность сделать собственный осознанный и ответственный выбор. В этом смысле следует подчеркнуть унифицированный объем информации, доводимой до избирателей в тексте бюллетеня в ходе любой избирательной кампании федерального, регионального или муниципального уровня, – говорится в статье.

Содержание бюллетеня

Информация, содержащаяся в бюллетене, объективируется теми обязательными характеристиками кандидата (избирательного объединения), которые должны быть доведены до сведения избирателя, чтобы обеспечить возможность его обоснованного выбора. Перечень информации закреплен законом.

Бюллетень для голосования по мажоритарной системе включает фамилию, имя, отчество кандидата, год рождения, сведения о месте жительства, основном месте работы, занимаемой должности. Также указывается, каким избирательным объединением выдвинут кандидат, размещаются сведения о его принадлежности к политической партии или иному общественному объединению, статусе в них.

Бюллетень для голосования по пропорциональной системе включает наименование и эмблему партии, содержит фамилии, имена, отчества кандидатов, возглавляющих список. Если список имеет деление на региональные группы, например на выборах депутатов Государственной Думы, то в тексте бюллетеня также указываются данные о кандидатах из конкретной региональной группы. Кроме того, бюллетень содержит краткую инструкцию по порядку голосования.

Корреспондируя решению представительного органа об образовании избирательных округов, содержащаяся в «шапке» каждого бюллетеня информация о том, сколько отметок вправе поставить избиратель, является непосредственным отражением принципа равенства «веса» голосов избирателей в рамках конкретной избирательной кампании. В случае, если образуются округа с разным числом мандатов, каждый избиратель наделяется равным числом голосов, которое определяется по округу с наименьшим числом распределяемых мандатов, либо одним голосом.

Таким образом, с правовой точки зрения бюллетень содержит необходимый объем информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, позволяющий осуществить обоснованный выбор, а также разъяснения о порядке голосования, включая основания признания бюллетеня как недействительным, так и неустановленной формы. Данные ремарки позволяют сориентировать избирателя, будет ли учтен его голос при конкретных вариантах заполнения бюллетеня.

Три принципа

Бюллетень, как любой информационный документ, соответствует таким основным принципам информирования, как равенство, объективность и достоверность. Равенство выражается не только в равных содержательных характеристиках включаемой в текст бюллетеня информации, но и в равном объеме печатной площади, отводимой для каждого кандидата.

Объективность находит отражение в размещении в бюллетене лишь объективно существующих данных о кандидатах. Достоверность достигается путем проверки всех сведений о кандидатах, размещаемых в бюллетене, в уполномоченных органах и организациях. Фактор достоверности имеет решающее значение при оценке информации, содержащейся в тексте бюллетеня.

Ответственность за полноту и достоверность такой информации возлагается на организующую выборы избирательную комиссию. Правоприменительная практика идет по пути возложения на избирательные комиссии обязанности по уточнению в тексте бюллетеня информации о кандидате в том случае, если по каким-либо причинам указаны не соответствующие действительности сведения.

Объективные данные о кандидатах должны быть действительными на момент проведения голосования. Если сведения о кандидате изменились после того, как отпечатаны бюллетени, соответствующая избирательная комиссия должна внести уточнения, дополнительно указав необходимую информацию в бюллетене с помощью технических средств или вписав ее от руки, либо перепечатать тираж бюллетеней.

Учитывая значительные тиражи бюллетеней (не менее 70% от числа зарегистрированных избирателей), внесение изменений в текст бюллетеня значительно увеличивает расходы на их изготовление.

Разные позиции

И в «мажоритарном», и в «пропорциональном» бюллетенях обязательно указывается информация обо всех когда-либо имевшихся судимостях у кандидата. Эти сведения включают не только наименование соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, но и номер части и пункта статьи, на основании которой был осужден кандидат.

– Следует подчеркнуть отличие позиции отечественного законодательства в этом направлении от общепринятых подходов зарубежного. Введение требований об указании сведений не только о неснятых (непогашенных), но и обо всех когда-либо имевшихся судимостях кандидата в тексте избирательного бюллетеня вызвало диаметрально противоположные суждения – от оценки данной меры как неконституционной до ее адекватности современным реалиям, – обращает внимание автор исследования.

Вместе с тем, по ее словам, указанная позиция представляется социально обоснованной. Информация о судимостях имеет целью наиболее полное информирование электората, предоставляет избирателям возможность самостоятельно сделать вывод о том, соответствует ли тот или иной кандидат требованиям так называемого «морального ценза».

Судимость указывается в случае, если лицо, баллотирующееся в качестве кандидата, ранее было признано виновным в совершении преступления и в отношении него был вынесен обвинительный приговор. Наличие таких обстоятельств, как освобождение от наказания, снятие или погашение судимости, исключающих все уголовно-правовые последствия судимости, тем не менее не освобождает от необходимости указания в тексте бюллетеня факта, отражающего криминальное прошлое кандидата.

Как указал Конституционный Суд, поскольку для целей избирательного законодательства факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Норма о необходимости указания кандидатом сведений о судимости уже достаточно прочно вошла в электоральную практику. В подавляющем большинстве случаев кандидаты не скрывают эту информацию, чтобы не получить отказ в регистрации. Вместе с тем указание соответствующих сведений в тексте избирательного бюллетеня всё еще выступает в качестве основания для обжалования решений комиссий.

Негативная тенденция

Стремление законодателя на определенном этапе развития современной отечественной избирательной системы способствовать становлению партий как основных участников избирательного процесса явилось источником широких преференций, предоставляемых партиям в ходе выборов, в том числе путем указания сведений о партийной принадлежности кандидатов в тексте бюллетеня при проведении выборов по мажоритарной системе.

Это привело к определенным диспропорциям в структуре информации о кандидатах, доводимой до сведения избирателей в тексте бюллетеня, в общем объеме которой превалируют сведения о партийной составляющей деятельности кандидата. Отражение в тексте избирательного бюллетеня информации не только о субъекте выдвижения, но также о членстве в партии и партийном статусе, безусловно, приводит к его громоздкости и, что может быть оценено наиболее негативно, – к оторванности избирателей от понимания содержания текста бюллетеня.

Так, указание в тексте бюллетеня информации о том, что кандидат выдвинут политической партией «Х», является членом политической партии «Х», руководителем регионального отделения политической партии «Х» и имеет дополнительный статус в местном отделении регионального отделения политической партии «Х», способно значительно усложнить понимание текста.

Форма бюллетеня, его визуальные характеристики играют важнейшую роль, заостряя внимание избирателя на сведениях о том кандидате, информация о котором выделяется в общей структуре бюллетеня. В российской электоральной практике тенденции составления текстов бюллетеней связаны со стремлением кандидатов указать о себе как можно больше информации.

По закону в бюллетене используется наименование партии, которое может состоять не более чем из семи слов. При этом наименование партии указывается в соответствии с уставом партии, зачастую это – исключительно заглавные буквы. Неоднократное повторение в тексте бюллетеня наименования партии из семи слов способно вызвать вопросы в ценности такой информации.

При всей перегруженности текста бюллетеня сведениями о партийной принадлежности и статусе в партии такая информация не добавляет сколько-нибудь значительного политического веса кандидату. По мнению исследователя, данная информация интересна и понятна специалистам в области конституционного права, электоральным юристам и политологам, другим кандидатам, участвующим в выборах, но отнюдь не избирателям.

Усложнение текста бюллетеня – негативная тенденция, отрицательно влияющая на формирование причастности избирателей к процессу голосования, процессу осуществления осознанного и обоснованного выбора.

Роль агитации

За кратким текстом избирательного бюллетеня видится значимая работа по предвыборной агитации, проводимая кандидатами и партиями, которую естественным образом учитывает законодатель, минимизируя объем информации о кандидатах непосредственно в тексте бюллетеня. При этом избиратель осуществляет свой выбор благодаря не только тому, что он узнает о кандидатах в день голосования из текста бюллетеня, но и тому, что у него сложилось свое мнение о кандидатах в ходе предвыборной кампании.

Провозглашенные действующим избирательным законодательством принципы альтернативности выборов, свободы агитационной деятельности являются основой для широкого информирования избирателей. Именно реальная конкуренция кандидатов и партий определяет уровень активности их агитационной деятельности, способствует наиболее полноценному информационному обеспечению выборов.

Каждый кандидат, участвующий в избирательной кампании, должен стать узнаваемым, избирателям должны быть понятны его политические взгляды, программа, план действий. Именно такой подход должен являться результатом уважительного отношения не только к кандидатам, но и – что не менее важно – к избирателям.

Однако в настоящее время нередки жалобы избирателей на отсутствие информации о претендентах на выборные должности. Отсутствие полноценной агитационной деятельности не дает возможности говорить об обеспечении реальной альтернативности выборов, в целом формирует негативную оценку организации выборов.

Поиск баланса

Избирательный бюллетень является тем итоговым продуктом информационного обеспечения выборов, который отражает процессы, характерные для отечественной избирательной системы в целом.

– Не оспаривая необходимость указания в бюллетене объективных данных о кандидате, характеризующих его социально-правовой статус и партийное выдвижение, считаем возможным сократить объем информации о партийной составляющей деятельности кандидата, в частности сведений о партийной принадлежности и статусе в партии, – отмечает автор исследования.

При наличии информации о том, что кандидат выдвинут определенной политической партией, указанные характеристики имеют факультативный характер как для реализации статуса кандидата в ходе избирательной кампании, так и при осуществлении голосования избирателей.

Персонифицированный характер бюллетеня как документа, вручаемого каждому избирателю лично, возлагает на федерального законодателя задачи поиска и нормативного закрепления таких содержательных характеристик информации, отражаемой в тексте бюллетеня, которые в наибольшей степени должны отвечать интересам осознанного и ответственного волеизъявления любого среднестатистического избирателя.

Однако значительный объем узконаправленной, специализированной информации, содержащейся в тексте бюллетеня, вызывает сложности в ее понимании, имеет обратный эффект, ведет не к расширению информирования избирателей о кандидатах, а к «закрытости» информации, к отстранению избирателей от понимания содержания текста бюллетеня. Вместе с тем ценность информации, содержащейся в бюллетене, состоит именно в том, чтобы, повысив уровень информированности избирателей на самом важном, заключительном этапе избирательной кампании, предоставить возможность обоснованного выбора.

– Полагаем, что в целях повышения эффективности информационного обеспечения выборов, ведущего к формированию устойчивого интереса граждан к участию в выборах, необходимым является дальнейший поиск разумного баланса между официальным информированием уполномоченных органов и агитационной деятельностью кандидатов и партий, что в итоге должно привести к оптимизации содержания бюллетеня как итогового документа информационного характера, – резюмирует автор.

По материалам jrpnorma.ru

Фото из архива облизбиркома

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости