3.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Путь длиной в два века


Текущий год – юбилейный для Министерства юстиции Российской Федерации: ведомству исполняется 220 лет.

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи. Первым министром юстиции был утвержден выдающийся государственный деятель Гавриил Романович Державин.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью судов и прокуратуры. Ведомство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Под руководством известного государственного деятеля Михаила Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов Российской империи.

После проведенной в 1864 году судебной реформы полномочия Министерства юстиции заметно расширились. Ведомство осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы.

По представлению Министерства юстиции законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В сфере гражданского права 19 мая 1881 года Министерством были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Законотворчество Министерства юстиции конца XIX – начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности. 

В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903-м – проект закона об условном осуждении, что для России являлось совершенно новым и весьма демократичным в то время институтом; дисциплинарный устав, регламентировавший наказание за служебные проступки. В 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений, утверждаются Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. 

С середины XIX века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр был обязан еженедельно представлять императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета №1 «О суде» потребовало от органов юстиции значительных усилий по формированию судов и подбору для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель верховного суда республики. По Положению о Народном комиссариате юстиции от 26 ноября 1929 года верховный суд входил в состав аппарата Наркомюста.

С 1936 года прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство, а на Наркомат юстиции СССР возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства, и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье), Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории, а также Всесоюзный институт юридических наук. По инициативе Минюста РСФСР впервые в российском праве в 1957 году в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР в конце 1936 года Наркомюст получил право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такая зависимость судов от органов юстиции критиковалась и послужила одним из главных поводов упразднения в 1963 году Минюста СССР.

Ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем: 30 августа 1970 года Указ Президиума Верховного Совета СССР положил начало воссозданию органов юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.

Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина. 

Современный этап российской государственности характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, развитием демократических институтов общества. Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим особые функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения актов судов и других органов.

В ведении Минюста в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.

Непростой путь прошло подразделение Министерства юстиции в Иркутской области. Территориальный отдел юстиции в нашем регионе был образован в 1971 году, в 2005-м территориальные органы юстиции были упразднены, частично их функции были переданы в органы Росрегистрации.

2008-й стал годом образования и восстановления в полном объеме функций территориальных органов Минюста России во всех субъектах Федерации. С сентября 2008 года осуществляет свою деятельность Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, продолжившее выполнять важнейшие функции по реализации государственной политики, обеспечению единства правового пространства РФ на территории области.

Управлением Минюста по Иркутской области осуществляется государственная регистрация некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, обеспечивается контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, а также государственной регистрации актов гражданского состояния.

Качественное исполнение государственных функций требует максимального объединения усилий всех звеньев государства и институтов гражданского общества. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, судебной системы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Иркутской области и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Важность и значимость подразделений юстиции на современном этапе развития государственности подчеркивается масштабностью стоящих перед ними задач и данными для их решения полномочиями. От подготовки заключений на проекты законов области и правовой экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области до государственной регистрации уставов муниципальных образований области и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Ведение областного сегмента государственного реестра уставов муниципальных образований, государственного реестра муниципальных образований, оказание органам государственной власти области и местного самоуправления методической помощи по вопросам совершенствования областного законодательства, обеспечения соответствия уставов муниципальных образований законодательству Российской Федерации и области, организации учета их актов – это также сфера деятельности Управления Минюста России по Иркутской области.

Значительную часть работы органов юстиции составляет реализация прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, документов о регистрации актов гражданского состояния; получение, исполнение или направление другим органам государственной власти запросов о правовой помощи.

Минюстом России и его территориальными подразделениями обеспечивается функционирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, координация деятельности участников этой системы и их взаимодействие.

Таково сегодняшнее лицо Минюста России, работники которого достойно встречают все вызовы современной эпохи и отвечают на них с неизменным профессионализмом.

Менялись времена, цели и методы работы, но постоянным остается высшее и благородное предназначение: служение Отечеству, обеспечение верховенства закона, защита прав и законных интересов граждан, общества и государства.

С юбилеем!

Материал предоставлен Управлением Минюста по Иркутской области

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости