24.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Гендерный вопрос


Исследование доктора юридических наук, заслуженного юриста России Владимира Лысенко посвящено гендерным особенностям электоральной сферы в государствах региона ОБСЕ. В статье отмечается, что в современных условиях одной из проблем обеспечения парламентского представительства является доступ к выборам и представительству интересов различных социальных и политических групп общества.

Женская доля

По состоянию на 1 января 2022 года в 178 государствах, национальные парламенты которых являются членами Межпарламентского союза, общее число парламентариев составляло 46066 человек, из них 11927 (25,9%) – женщины. При этом на американском континенте число женщин-парламентариев достигает 33,5%, в Европе – 31,1%, на африканском континенте – 25,8%, в Тихоокеанском регионе – 20,9%, в Азии – 20,7%, на Ближнем Востоке и в Северной Африке – 16,9%.

Больше всего женщин избраны в парламент (нижнюю палату) Руанды – 61,3%, меньше всего в Кувейте – 1,6%. В Вануату, Йемене, на Гаити, в Папуа – Новой Гвинее, Сомали и Эритрее в парламент не избрана ни одна женщина. Среди государств региона ОБСЕ больше всего женщин избраны в парламент (нижнюю палату) в Исландии (47,6%), Андорре (46,4%) и Швеции (46,1%), меньше всего – на Кипре (14,3%), Мальте (13,4%) и в Венгрии (13%).

В 22 государствах парламенты являются двухпалатными. В некоторых из них верхние палаты формируются на основе проведения всеобщих и прямых выборов (Испания, Италия, Польша, Румыния, США, Чехия), в других – либо при проведении косвенных выборов (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Казахстан, Канада, Нидерланды, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Франция, ФРГ, Швейцария), либо на основе назначения (Белоруссия, Великобритания), либо на основе назначения и косвенных выборов (Ирландия).

Среди государств с двухпалатными парламентами больше всего женщин избраны (назначены) в верхнюю палату парламента в Канаде (48,9%), Бельгии (48,3%) и Австрии (41%), меньше всего – в Словении (10%), Чехии (14,8%) и Румынии (18,4%).

В мировой парламентской политической истории до 1945 года лишь в Австрии спикером одной из палат парламента была избрана женщина. В период с 1945 по 1997 год в 42 государствах с парламентской или аналогичной формой правления (из 186 стран) женщины на определенном историческом отрезке 78 раз занимали должность спикера парламента или одной из его палат. При этом в 24 государствах имелись двухпалатные парламенты, и женщины в них избирались на должность спикера гораздо чаще в верхней палате парламента, чем в нижней.

В настоящее время 64 женщины возглавляют одну из палат парламента в 192 государствах с парламентской или аналогичной формой правления, из которых 81 государство имеет двухпалатный парламент. В целом женщины составляют 23% от общего числа руководителей парламентов (палат). При этом в однопалатных парламентах или в нижних палатах число женщин-спикеров составляет 21,8%, в верхних – 27,1%.

Однопалатные парламенты, либо нижние палаты парламентов, либо высший представительный орган женщины-спикеры возглавляют в 16 государствах региона ОБСЕ (Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Бельгия, Босния и Герцеговина, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Туркмения, ФРГ, Чехия, Швейцария), верхние палаты парламентов – в семи государствах (Белоруссия, Босния и Герцеговина, Италия, Россия, Румыния, США, Узбекистан). В Бельгии женщины возглавляют как нижнюю, так и верхнюю палаты федерального парламента.

Дополнительные гарантии

В последние годы в ряде государств приняты специальные законодательные акты о равенстве мужчин и женщин в политической жизни либо о содействии участию женщин в политической жизни страны. Некоторые из законодательных актов не предусматривают каких-либо дополнительных механизмов, содействующих обеспечению представительства женщин в выборных органах государственной власти, прежде всего – в национальных парламентах.

В законодательстве ряда государств для создания дополнительных гарантий представительства в депутатском корпусе национальных парламентов населения законодательно закреплены положения о квотировании представительства гендерных и иных социальных групп, в ряде случаев – об обеспечении их гарантированного парламентского представительства. При этом соответствующие квоты представительства, в том числе гендерные, предусмотрены, как правило, при проведении всеобщих и прямых выборов в однопалатные парламенты или же нижние палаты.

Во Франции, наоборот, гендерные квоты предусмотрены только при формировании состава верхней палаты – Сената. В отличие от квот обеспечения парламентского представительства национальных и религиозных меньшинств либо соответствующих социальных групп, являющихся обязательными при распределении депутатских мандатов либо при назначении в состав верхней палаты парламента, гендерная квота является обязательной только на этапе выдвижения и регистрации списков кандидатов политических партий, политических коалиций и никоим образом не сопряжена с обязательным распределением «гендерных» депутатских мандатов, которые законодательством не предусмотрены.

Законодательство ряда государств особое внимание уделяет порядку размещения в списках кандидатов на парламентских выборах наименее представленного гендера, не допуская, чтобы женщины размещались на непроходных местах в списках кандидатов.

Вместе с тем в соответствии с законодательством некоторых государств гендерное представительство становится обязательным при замещении вакантного депутатского мандата и является, таким образом, своеобразной квотой парламентского представительства соответствующего гендера, прежде всего женщин. В некоторых государствах других регионов мира, наоборот, гендерные квоты должны быть обеспечены по результатам парламентских выборов.

Пакет квот

Законы 28 государств региона ОБСЕ (из 56) предусматривают в рамках национальных избирательных систем дополнительные гарантии обеспечения квотного представительства государствообразующих народов, автономных образований, национальных меньшинств, представителей одного из полов или возрастных либо социальных, профессиональных групп, молодежи и лиц с ограниченными физическими возможностями, определенных общественных организаций.

Так, в одних государствах законодательно предусмотрены только электоральные гендерные квоты (Франция), в других – только депутатские квоты на представителей национальных меньшинств или автономных образований (Испания) либо квоты парламентского представительства для соответствующих религиозных конфессий (Кипр), либо более широкий набор электоральных и депутатских квот для обеспечения представительства, в частности, молодежи, женщин, лиц с ограниченными физическими возможностями, национальных меньшинств, а также определенных профессий и специальностей (Киргизия, Польша, Словения).

В Казахстане для обеспечения представительства женщин и молодежи в нижней палате парламента законодательно предусмотрена единая 30-процентная квота представительства в списках кандидатов политических партий и политических коалиций. В Армении два вида квот в списках кандидатов на парламентских выборах: гендерные квоты в списках кандидатов политических партий, политических коалиций и квоты для обеспечения парламентского представительства четырех национальных меньшинств (езидов, русских, ассирийцев, курдов).

В Киргизии четыре вида квот: гендерные квоты, квоты для представителей 13 национальных меньшинств (узбеков, русских, дунган, уйгуров, таджиков и других), молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Количественные параметры

В 15 государствах (Албания, Бельгия, Греция, Грузия, Ирландия, Испания, Италия, Македония, Молдавия, Монголия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Финляндия), законодательство которых закрепляет гендерные квоты или их аналоги в качестве единственного вида электоральных квот, квоты должны быть соблюдены при выдвижении политическими партиями, политическими коалициями списков кандидатов. Больше всего женщин избраны парламентариями в Финляндии (45,5%), Бельгии (42%) и Македонии (41,7%), меньше всего – в Греции (21%), Грузии (19,1%) и Румынии (19,1%).

При этом среди государств, законодательство которых закрепляет гендерные квоты в списках кандидатов политических партий, политических коалиций наряду с другими видами электоральных квот, больше всего избирает женщин парламентариями Армения (34,6%), меньше всего – Киргизия (20,5%).

Ряд государств законодательно закрепляют минимальные количественные параметры гендерных квот, оставляя на усмотрение непосредственных участников выборов возможность их инициативного повышения (Босния и Герцеговина, Польша). В некоторых государствах такие квоты в списках кандидатов были увеличены (Ирландия, Македония, Португалия, Словения), в других, наоборот, уменьшены (Монголия).

Законодательство данной группы государств исходит из того, что гендерные квоты в списках кандидатов должны обеспечиваться в основном на момент регистрации списков кандидатов, но не на этапе распределения депутатских мандатов по итогам голосования избирателей.

Кроме того, законодательство не требует сохранения указанной квоты после регистрации списка кандидатов (до дня голосования избирателей на парламентских выборах), что нивелирует эффективность мер, направленных на повышение уровня участия менее представленных гендерных групп.

По материалам rcoit.ru

Фото с сайта blog.congreso.es

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости