29.03.2024

Новости

29.03.2024 Вестник №3

29.03.2024 Шелехов. Программа обучения

29.03.2024 Иркутский район. Прием предложений

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

Самоуправление поправят


Комитет Госдумы по государственному строительству начал рассмотрение поправок ко второму чтению законопроекта об организации местного самоуправления (МСУ). По словам председателя комитета Павла Крашенинникова, всего к законопроекту поступило более 700 поправок. На комитете были рассмотрены 49, которые в основном касаются первой главы законопроекта, из них 17 рекомендованы к принятию. Крашенинников сообщил: «Хочу подчеркнуть, что у нас нет никакой спешки. Мы не собираемся принимать закон на этой неделе, мы его совершенно спокойно и системно будем рассматривать, поэтапно».

Одобренные идеи

Поправки, рекомендованные к принятию, были внесены авторами законопроекта – Павлом Крашенинниковым и главой комитета Совфеда по конституционному законодательству Андреем Клишасом. Часть поправок, представленных другими депутатами Госдумы, были учтены в корректировках от авторов проекта.

Так, ко второму чтению уточняется понятие местного самоуправления, под которым понимается признаваемая и гарантированная Конституцией РФ «форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации».

В статью о правовом регулировании МСУ комитет добавил возможность осуществления дистанционного взаимодействия органов МСУ с другими органами публичной власти. Также депутаты зафиксировали, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей, но при этом границы муниципальных образований и территориальных единиц могут совпадать.

Излишнее регулирование

Споры возникли вокруг поправок, предложенных к отклонению. К примеру, Госсовет Татарстана предлагал указать, что органы публичной власти участвуют в решении «вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» (в тексте законопроекта – в решении «задач местного самоуправления»). Участвовавший в заседании комитета депутат Госсовета Айрат Фаррахов настаивал на том, что «вопросы» – более конкретная формулировка, чем «задачи». Но Павел Крашенинников возразил, что нынешняя формулировка шире, после чего большинство депутатов решили оставить прежний вариант.

Фракция «Новые люди» внесла поправку, согласно которой МСУ составляет «одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ». Но глава комитета назвал норму избыточной: «Очевидно, что этот закон как раз на основе Конституции и принимается. У нас достаточно четкая и лаконичная фраза: “Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ”. Насчет гарантий – это, наверное, красиво и хорошо, но с точки зрения правового смысла то, что у нас написано, более емко и более четко».

Первый зампред комитета по госстроительству Юрий Синельщиков рассказал о поправках, предложенных КПРФ, среди которых была инициатива прописать, что не допускается подчиненность органа МСУ или муниципальных работников федеральным и региональным органам госвласти. Крашенинников подчеркнул, что авторы выступают «жестко против этой поправки». По его словам, законопроект предполагает ответственность муниципальной власти: например, главы регионов могут выносить предупреждение или объявлять выговор главам муниципальных образований. Он считает, что нужно прописать четкие процедуры по взаимоотношениям муниципальных органов власти с региональными, «иначе с них нельзя будет спрашивать».

Сенаторы Мухарбек Барахоев, Светлана Горячева и Сергей Березкин предлагали запретить вносить поправки к иным федеральным законам, касающимся МСУ, без предварительного внесения соответствующих изменений в базовый закон. «Тем или иным образом огромное количество законов влияет на организацию деятельности МСУ. Сделать так, чтобы всё на сто процентов было в одном законе, нам представляется идеальным, но маловероятным», – объявил Павел Крашенинников и напомнил, что по этому вопросу тоже шла большая дискуссия и с федеральным правительством, и в регионах.

Бес глоссария

Среди предложенных депутатами поправок, которые в итоге отклонили, была статья с основными терминами и понятиями – так называемый глоссарий. Глава комитета Госдумы выступил против того, чтобы определения давались отдельными пунктами и статьями в законах. «В девяностых годах, когда существовала такая практика, была новая реальность и нужно было объяснять те или иные понятия. Сейчас система законодательства уже выстроена, поэтому мы можем давать определения через правовую норму», – сказал Павел Крашенинников.

Отклоненные поправки много обсуждались на различных мероприятиях, сообщил председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов. Он отметил, что первая глава законопроекта – не самая реформируемая часть законодательства о МСУ в отличие от глав про полномочия МСУ. «Принципиально разошлись позиции по поводу глоссария. Крашенинников считает, что это устаревшая практика для законопроектов. А практики-муниципалы, наоборот, говорят о необходимости статьи с основными терминами, поскольку это удобно», – убежден Максимов.

Повод обсудить

Среди изменений, которые предполагается рекомендовать к принятию во втором чтении, есть норма о том, что главы муниципалитетов могут избираться представительным органом МСУ из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Этот вариант есть в действующем законе о МСУ и достаточно часто применяется на практике, но в новом законопроекте поначалу были предусмотрены лишь три способа избрания глав: избирателями на прямых выборах, представительным органом из своего состава и депутатами же из числа кандидатов, предложенных губернатором.

Другая поправка устанавливает, что если кандидат в главы муниципального образования не набрал нужного числа голосов депутатов, то врио становится не должностное лицо МСУ или депутат муниципального парламента, как было в варианте первого чтения, а назначенец, предложенный главой региона. Такой же порядок предусмотрен и в случае досрочной отставки мэра. Наконец, еще одна поправка разрешает лишать муниципальных депутатов полномочий в случае пропуска двух заседаний подряд без уважительной причины. Такое решение, принятое депутатами, можно будет обжаловать в суде в течение десяти дней.

Напомним, проект нового закона об организации местного самоуправления был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 года. В первом чтении принят еще в январе 2022 года, а срок представления поправок к нему был установлен до 20 мая. Одна из главных новаций законопроекта, помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, – обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой. Согласно концепции законопроекта, реформа местного самоуправления и упразднение поселенческого уровня должны завершиться к 2028 году.

По материалам komitet2-10.km.duma.gov.ru, tass.ru, kommersant.ru, vedomosti.ru

Фото с сайта www.grape.io

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости