27.05.2022

Новости

26.05.2022 Итоги заседания

26.05.2022 Лучшие авторы сочинений

26.05.2022 Семинар для судей

25.05.2022 Законопроект принят

25.05.2022 Границы избирательных участков уточнены

24.05.2022 Подготовка к выборам

24.05.2022 Школа молодого избирателя

24.05.2022 Схема округов утверждена

23.05.2022 Вестник №5

23.05.2022 Встреча с главами муниципальных образований

Выборы по-советски


Статья доктора исторических наук, профессора Владимира Фортунатова и кандидата юридических наук Владимира Журавлева посвящена избирательному законодательству и выборам в 1937–1987 годах. Как отмечают ученые, формально советская избирательная система обладала всеми наиболее важными признаками последовательно-демократической системы выбора народных депутатов.

Радикальные перемены

Конституцию СССР приняли 5 декабря 1936 года. В ней было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав».

Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов по избирательным округам, но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и обществам трудящихся.

В соответствии с новым основным законом предстояло организовать и провести выборы в новые советы всех уровней, начиная с местных и заканчивая Верховным Советом СССР. При проведении новой избирательной кампании необходимо было внедрить немало новшеств в реализацию права граждан избирать и быть избранными.

В июле 1937 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет. На их организацию и проведение было выделено 88,5 миллиона рублей. В соответствии с новой Конституцией СССР избирательная система менялась самым радикальным образом.

Предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым, отменялись ограничения классового характера, и провозглашалась всеобщность выборов. Категория «лишенцев» отходила в историю. Голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос. Голосование стало тайным. Даже обсуждался вопрос об использовании машин для голосования.

Избирать и избираться могли лица, достигшие 18 лет. Но в высшие органы государственной власти СССР и союзных республик могли быть избраны только лица, достигшие 23 лет и 21 года соответственно.

Вопросы распределения

Выборы депутатов обеих палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета национальностей – проходили по избирательным округам, нарезка которых осуществлялась президиумом Верховного Совета СССР. В основу выборов создатели новой избирательной системы положили мажоритарную систему. Победителю предстояло набрать абсолютное большинство голосов избирателей.

Избирательный округ должен был иметь население в 300 тысяч человек. Интересы почти 1/3 миллиона граждан представлял один депутат. Население в регионах тогдашнего СССР состояло из жителей разного возраста. Пропорции между возрастными группами были разными. В силу этого обстоятельства число избирателей, обладавших активным избирательным правом, могло существенно отличаться от округа к округу. Тем самым принцип равного избирательного права фактически нарушался.

Выборы в Совет национальностей проводились по другой системе. В каждой союзной республике создавалось 25 округов и, соответственно, избирались 25 депутатов. В автономных республиках было по 11 избирательных округов и по 11 депутатов. От автономных областей избирались по пять депутатов, а от национальных округов – по одному.

Такое распределение депутатов по национальным территориальным образованиям также вызывало вопросы. Мыслей по поводу огрехов в избирательной системе было немало, но публично свои сомнения высказывать было, мягко говоря, не принято. Как и задавать лишних или неудобных вопросов.

В результате принцип формирования Верховного Совета СССР оказался смешанным, сочетавшим как принцип представительства субъектов Союза, так и национальный принцип.

Ближе к избирателям

Одновременно с указом о назначении дня выборов для всеобщего ознакомления в обязательном порядке публиковался список избирательных округов. За 45 дней до выборов предусматривалось образование избирательных участков, на которые возлагалась, собственно, организация процедуры голосования: прием избирательных бюллетеней у избирателей и подсчет голосов.

Избирательные участки создавались как для выборов депутатов Совета национальностей, так и для выборов депутатов Совета Союза. Центральное руководство стремилось к тому, чтобы один избирательный участок находился в пределах одного избирательного округа. Если избирательный участок оказывался административно-избирательной единицей по выборам депутатов в обе палаты, то ему присваивался двойной номер.

На территории избирательного участка максимальное число проживавших жителей составляло 2–2,5 тысячи человек. Минимальное число жителей на территории избирательного участка было связано с географическими, территориально-административными особенностями. В сельской местности территория избирательного участка обычно совпадала с территорией сельсовета, на которой проживали не более 2 тысяч человек, но не меньше 500. Такими поселениями были деревни, кишлаки, аулы.

В городских районах на один участок приходилось от 1,5 до 2,5 тысячи жителей. В отдаленных восточных и северных районах, где преобладали мелкие поселения, допускалась организация избирательных участков с количеством населения не менее 100 человек. В ходе выборов было разрешено образование избирательных участков в труднодоступных селениях с числом жителей от 50 до 100 человек.

Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично принять участие в выборах.

Система комиссий

Высшим звеном в системе избирательных комиссий СССР являлась Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В нее входили представители общественных организаций. ЦИК состояла из 12 рядовых членов, председателя, заместителя председателя и секретаря. Состав комиссии в обязательном порядке утверждался президиумом Верховного Совета СССР одновременно с объявлением дня выборов.

В полномочия ЦИК входили наблюдение за исполнением избирательного законодательства в ходе выборов, регистрация избранных депутатов, установление формы документации, связанной с избирательным процессом. К компетенции ЦИК СССР относилось также рассмотрение жалоб граждан на неправомерные действия нижестоящих избирательных комиссий.

Низшим звеном в системе избирательных комиссий были участковые комиссии, состоявшие из представителей общественных организаций и общественных объединений трудящихся. Состав данных комиссий (7–11 человек) утверждался городским или районным советом депутатов не позднее чем за 50 дней до выборов.

К их функциям относились обеспечение явки избирателей, прием и подсчет избирательных бюллетеней. Деятельность избирательных комиссий осуществлялась на коллегиальной основе. Все вопросы решались простым большинством голосов. Для этого требовалось присутствие не менее половины членов комиссии.

При проведении выборов в Совет Союза и Совет национальностей создавались окружные избирательные комиссии, состав которых утверждался советом депутатов трудящихся краев и областей не позднее 55 и 50 дней до выборов соответственно. В республиках, не имеющих областного деления, данную функцию должен был выполнять президиум верховного совета республики.

К полномочиям этих комиссий было отнесено наблюдение за своевременной организацией избирательных участков, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, подсчет голосов на уровне округа, выдача депутату удостоверения об избрании.

Статус нижестоящих избирательных комиссий зависел от палаты Верховного Совета, выборы в которую они проводили. Избирательные комиссии союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по выборам в Совет национальностей, как и ЦИК, создавались из представителей общественных организаций. Их состав утверждался президиумом верховного совета соответствующего уровня за 50 дней до выборов.

Кроме председателя, заместителя и секретаря они включали в себя 6–10 рядовых членов. К их компетенции относились вопросы наблюдения за исполнением закона на выборах и рассмотрение жалоб трудящихся о нарушении избирательного законодательства на соответствующей территории.

До полуночи

Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней (центральных, республиканских) и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих. Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата мог быть обжалован в вышестоящую комиссию в двухдневный срок. Последней инстанцией в разрешении споров, связанных с данным этапом избирательного процесса, являлась ЦИК. Выдвинувшие кандидатов организации обладали правом агитировать за него. Перечень форм и методов агитации (проведение собраний, использование печатных средств и другое) не являлся исчерпывающим. В день голосования агитация запрещалась.

Голосование проходило с 6 до 24 часов. Каждый избиратель реализовывал свое активное избирательное право, непосредственно являясь на избирательный участок. Там граждане получали бюллетень и могли познакомиться с информацией о кандидатах в депутаты. Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для НКВД. Под контролем этой организации и проводились все выборы.

Многие приходили голосовать к открытию избирательных участков. Эту привычку десятки миллионов советских людей сохраняли на протяжении всей своей жизни.

Праздник для людей

В помещениях избирательных участков имелись места для регистрации избирателей, комната ожидания, помещение, где находились кабины для голосования, а также отдельное помещение, где размещались урны для бюллетеней. На многих участках были медицинский пост и детская комната.

Члены избирательных комиссий дежурили в комнате ожидания, у избирательного ящика, кабин, осуществляя полный контроль за процессом голосования. Помимо членов комиссий бюллетени выдавали специально назначенные регистраторы.

Обстановка, в которой проходили выборы, производила особенно сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, пожилых и малограмотных людей. Запоминались поездки на санях, грузовиках и, конечно, легковых автомобилях. В дни выборов работали буфеты. Обстановка была праздничной.

Абсолютное большинство

После 24 часов члены избирательной комиссии под руководством председателя вскрывали ящики для голосования и начинали подсчет бюллетеней. Подсчет осуществлялся вручную.

Избирательные бюллетени признавались недействительными в случае, если оказывались неустановленного образца, поданы без конверта, если число кандидатов, отмеченных в них, превышало необходимое. По завершении подсчета либо получения данных от нижестоящих избирательных комиссий членами комиссий оформлялись два протокола: один по выборам в Совет Союза, другой – в Совет национальностей.

Победившим признавался кандидат, набравший более половины всех действительных голосов, поданных в округе. Если на выборах баллотировался единственный кандидат и он не набирал требуемого большинства голосов, следовало назначить повторные выборы. В том случае, если из числа нескольких кандидатов ни один не наберет абсолютного большинства, закон предписывал произвести перебаллотировку с участием двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Перебаллотировка проводилась по истечении двухнедельного срока после первого тура выборов.

Если явка избирателей составляла менее 50% от общего числа зарегистрированных, то голосование считалось недействительным и назначались новые выборы. Перебаллотировка кандидата в депутаты, равно как и новые выборы, проходили по спискам избирателей, составленным для первого тура.

Достоинства и недостатки

В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР была утверждена 21 января 1937 года, Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР – 16 февраля 1938 года.

Глава «Избирательная система» Конституции РСФСР 1937 года почти дословно повторяла текст соответствующей главы союзной Конституции. Верховный Совет был однопалатный и избирался по избирательным округам сроком на четыре года по норме один депутат на 150 тысяч населения.

Верховные советы автономных республик избирались гражданами республик сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым конституциями этих республик. Выборы в советы депутатов трудящихся РСФСР также проводились по своим нормам. Во всем остальном избирательная система РСФСР имела те же достоинства и недостатки, что и союзная.

На протяжении 1937–1939 годов посредством формальных выборов были выстроены система представительных учреждений советского государства, основы «советской демократии».

Послевоенные кампании

После Великой Отечественной войны власти использовали ту же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно: сначала союзные структуры, затем – республиканские и, наконец, региональные. Таким образом, граждане СССР практически ежегодно участвовали в выборах различных советов.

По сравнению с довоенными положениями о выборах несколько увеличили возрастной ценз депутатов верховных советов: союзного – с 18 лет до 23, а республиканских – до 21 года. Важным было нововведение, допускавшее голосование не в помещении избирательного участка, а по месту жительства с использованием избирательного ящика уменьшенного размера.

В 1946 году к выборам депутатов Верховного Совета СССР впервые допустили советских граждан, находящихся за пределами Союза, – военнослужащих частей Красной армии и Военно-морского флота. Выборы в Верховный Совет СССР второго созыва проходили 10 февраля 1946 года на основании Положения о выборах в Верховный Совет СССР, утвержденного указом президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1945 года.

Выборы в Верховный Совет СССР 1950 года проходили на основе избирательного закона от 9 января 1950 года. Этот же закон регулировал выборы в Верховный Совет СССР четвертого созыва в 1954 году.

В 1950 году на выборах в Совет Союза был образован 671 избирательный округ, а на выборах в Совет национальностей – 631. Таким образом, всего было образовано 1302 избирательных округа, не считая особых избирательных округов, образованных в воинских частях и войсковых соединениях Советской армии и Военно-морского флота, находящихся за пределами СССР. Общее число депутатов Верховного Совета СССР составляло около 1300 человек. Заседания (сессии) Верховного Совета СССР проходили в Кремле, в Большом Кремлевском дворце.

Круг субъектов

Новая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, не внесла существенных изменений в избирательное законодательство. Как и Конституция СССР 1936 года, новый основной закон содержал специальную главу «Избирательная система». В частности, в ней содержался перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР. Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года.

По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов Совета национальностей, порядок формирования которого не изменился. Таким образом, если прежде стабильным было нормативное число избирателей Совета Союза (300 тысяч), а переменным – число депутатов палаты, то теперь число депутатов стало постоянным, а число избирателей менялось от выборов к выборам.

Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты. Такую возможность получили организации КПСС, профсоюзы, ВЛКСМ, кооперативные и другие общественные организации, трудовые коллективы, собрания военнослужащих по воинским частям.

Без существенных изменений

В новой Конституции была закреплена норма об обеспечении проведения выборов в советы избирательными комиссиями, образуемыми из представителей общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Конституция закрепила положения о недопустимости избрания гражданина более чем в два совета народных депутатов.

Появилась норма о наказах избирателей, однако исчезла норма об обязательной отчетности депутатов и возможности их досрочного отзыва. В Конституцию была включена специальная глава, регламентирующая статус народного депутата. Получил конституционное закрепление принцип исполнения депутатом своих полномочий без отрыва от производственной или служебной деятельности.

Депутат был наделен правом направления запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны были дать ответ на запрос на сессии совета. Была установлена обязанность руководителей соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Во всем остальном Конституция СССР 1977 года не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему.

Принцип состязательности

Конституция РСФСР 1978 года в части, касающейся нормативных основ организации избирательной системы, являлась зеркальным отражением Конституции СССР 1977 года, за исключением нормы о порядке формирования Верховного Совета РСФСР.

Высший орган государственной власти РСФСР по-прежнему оставался однопалатным, однако порядок его формирования претерпел те же изменения, что и порядок формирования Совета Союза.

Верховный Совет РСФСР стал избираться по избирательным округам с равной численностью населения и состоял из 975 депутатов. В остальном российское избирательное законодательство полностью соответствовало союзному.

В 1987 году на выборах в местные советы депутатов трудящихся граждане СССР впервые получили возможность ограниченного выбора между несколькими кандидатами. Закон «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988 года ввел в обиход важнейший принцип избирательного права – принцип состязательности кандидатов. Новый порядок выборов обеспечивал избирателю возможность выбора из нескольких кандидатур путем свободного волеизъявления.

По материалам rcoit.ru

Фото с сайта culture.ru

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 52






Видеоновости