26.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Фундаментальные правки


Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изначально документ вводил единые принципы организации и проведения дистанционного электронного голосования. Однако в ходе обсуждения в Государственной Думе он был значительно расширен и стал затрагивать принципиальные вопросы организации и проведения выборов.

Идентификация личности

Поводом для разработки проекта закона стала практика применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах в 2019–2021 годах. По мнению депутатов Государственной Думы, авторов документа Дмитрия Вяткина и Дмитрия Ламейкина, опыт показал, что нужно установить основные принципы проведения такого голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории страны.

Закон предусматривает, что при проведении выборов и референдумов по решению избиркома голосование может проводиться в дистанционной электронной форме. При этом используются Государственная автоматизированная система «Выборы» или другие системы, в том числе и региональные, прошедшие сертификацию и отвечающие требованиям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Кроме того, предусмотрены обязательные идентификация, аутентификация и подтверждение личности, а также анонимизация результатов волеизъявления: они будут зашифрованы при проведении голосования и расшифрованы после его завершения.

Важнейшей нормой является запрет на переголосование. Таким образом, избиратель, который проголосовал с использованием ДЭГ, не сможет изменить свой выбор и проголосовать затем с помощью бумажного бюллетеня на избирательном участке. Кроме этого, в законе уточняется порядок наблюдения за ходом электронного голосования.

– Также предусмотрена возможность использования электронного списка избирателей при наличии технической возможности, в том числе при голосовании непосредственно на участках, – прокомментировал инициативу Дмитрий Вяткин.  

Оптимизация структуры

Документ, помимо этого, предусматривает увеличение числа наблюдателей от партий и кандидатов с двух до трех и детализирует порядок назначения членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

– Предложено назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в избирательных комиссиях субъектов Федерации и в Центральной избирательной комиссии. С этой нормой корреспондируется норма, которая предполагает, что можно увеличить количество наблюдателей от кандидатов и от партий в окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях до трех человек, – отметил Дмитрий Вяткин.

По его словам, члены комиссий с правом совещательного голоса в участковых комиссиях по большому счету выполняли функции наблюдения, и их статус, по сути, можно легализовать через возможность назначения третьего наблюдателя от всех участников избирательного процесса.

Для оптимизации структуры избирательных комиссий и расходов, которые связаны с проведением единого дня голосования, законом закреплено с 1 января 2023 года упразднить избирательные комиссии муниципальных образований. Вопросы подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления передаются в ведение территориальных комиссий. При этом по решению региональных избиркомов данные полномочия могут возлагаться на участковую комиссию.

Также принято решение дать возможность для укрупнения избирательных участков. В связи с этим предусмотрена норма, позволяющая образовать избирательные участки с числом избирателей, превышающим три тысячи человек, в городах федерального значения, административных центрах регионов и в городском округе с численностью избирателей более 500 тысяч человек.

Запрет на 5 лет

Законом, принятым в марте, вводится понятие утраты статуса кандидата на выборах.

– Если человек, который выдвинулся, не представил никаких документов для регистрации, он утрачивает статус кандидата, – пояснил Дмитрий Вяткин.

Ранее в подобных ситуациях избиркомы принимали решение об отказе в регистрации такого кандидата.

Уточняется и порядок проведения агитации в СМИ: для недопущения распространения недостоверной информации на ТВ, радио и в печатных изданиях копию агитационного материала кандидаты (избирательные объединения) обязаны представлять в избирательную комиссию до начала его распространения.

Также законом устанавливается, что бывшие главы регионов, отрешенные от должности президентом, в течение пяти лет после президентского указа, принятого в их отношении, не могут выдвигаться кандидатами на губернаторский пост ни в одном субъекте Федерации.

Лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. По действовавшему ранее законодательству ограничения распространялись только на срок судимости. Также в течение пяти лет после снятия судимости не смогут быть избранными граждане, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В законодательство вносятся изменения, касающиеся деятельности иностранных агентов. Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.

Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Плашка должна занимать не менее 15% от площади агитационного материала. Соответствующая маркировка должна присутствовать и на подписных листах указанных кандидатов-иноагентов.

Нужные меры

Ключевые и самые дискуссионные изменения в законопроекте прокомментировал заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС Сергей Юсов. По его словам, многие из изменений давно ожидаемы.

– То, что проект закона о дистанционном электронном голосовании оброс многочисленными новациями, у меня удивления не вызвало. Такое было уже много раз. Но сейчас из дискуссионных долгих ящиков извлекли давно назревшее, хотя и ушедшее из самой спорной повестки, – считает эксперт.

Уточненные правила ДЭГ, по его словам, логично дополнены закреплением возможности формировать электронный список избирателей. Это очень важное дополнение, которое будет еще одним препятствием для желающих вмешаться в волеизъявление граждан на уровне участковых избиркомов.

– О необходимости формирования муниципальных и окружных комиссий споры идут не менее пятнадцати лет. После того, как территориальные комиссии стали формироваться на постоянной основе на четыре года, а потом и на пять лет, а их председатели в большинстве регионов стали работать на профессиональной основе, чаще всего на теризбиркомы и возлагались обязанности муниципальных и окружных комиссий. Редкие попытки создать параллельно муниципальную комиссию чаще всего выдавали желание местных элит облегчить получение мандатов в представительных органах местного самоуправления. Конечно, о муниципальных комиссиях в крупнейших городах с районным делением надо бы еще подумать, ведь там территориальные избиркомы функционируют на районном уровне, – обратил внимание Сергей Юсов.

Самые большие споры, по его мнению, будут вокруг института членов комиссий с правом совещательного голоса.

– Их существование было аргументировано во времена формирования системы политических партий, когда большинство кандидатов были самовыдвиженцами. Сейчас ситуация прямо противоположная и, что важно, представители партий уже есть в составах комиссий всех уровней. При этом статус у них более основательный – член комиссии с правом решающего голоса, – убежден профессор.

Однако сохранение института на уровне комиссии региона и в ЦИК России как переходного следует поддержать. На этих уровнях это действенный инструмент защиты прав избирателей и электоральных интересов партий, которые смогли провести своих представителей в законодательные органы власти.

– Очень хорошо, что именно на федеральном уровне изменения вносятся сразу в четыре системообразующих закона, создающих нормативную базу для проведения выборов и референдумов. А вот региональным законодателям и избирательным комиссиям предстоит теперь большая работа для приведения в соответствие всего свода правил подготовки и проведения выборов на уровне субъекта Российской Федерации. Кстати, и здесь может и должно быть востребовано мнение экспертов, – заключил Сергей Юсов.

Устаревшая норма

По мнению кандидата юридических наук Эвелины Павельевой, институт членов комиссии с правом совещательного голоса – это атавизм, и он был нужен, пока в законодательстве отсутствовала норма об общественных наблюдателях.

– Сейчас же при наличии квалифицированных общественных наблюдателей, не имеющих никаких политических приоритетов, необходимость в таком институте пропадает, по крайней мере, на уровне территориальных комиссий точно. Законопроект предоставляет такую возможность – направление наблюдателей в теризбиркомы. Практика работы в области наблюдения показывает, что такое наблюдение обеспечит надежный контроль за поступлением из участковых комиссий протоколов об итогах голосования, проверкой правильности их составления и установлением итогов голосования на соответствующей территории. Причем права наблюдателей существенно расширяются, – отмечает Эвелина Павельева.

Что же касается дистанционного электронного голосования, которому изначально был посвящен законопроект, то это тема не сегодняшнего дня, она возникла несколько электоральных периодов назад и зарекомендовала себя как положительный и эффективный опыт.

Риски, о которых заявляли эксперты, относительно сложности осуществления контроля за ДЭГ, в том числе со стороны общественности, устранены в новом проекте, и это показывает принятие законодателем и ЦИК важности общественного наблюдения. В этом ключе актуально наблюдение в территориальных и иных вышестоящих комиссиях.

– Мы живем в век цифровизации, а это значит, что переход к электронной системе неизбежен. В то же время хотелось бы отметить, что важным является сохранение смешанной системы голосования: избиратель должен иметь возможность проголосовать или на участке, или дома, – убеждена кандидат юридических наук.

Положительное влияние

Политолог Сергей Юхин считает, что избирательная система России продолжает развиваться, совершенствоваться, делая процедуры волеизъявления граждан всё более удобными и прозрачными. Законопроект о ДЭГ был серьезно переработан с учетом мнения и предложений федеральных и региональных экспертов и представителей общественности.

– Это говорит о прямом диалоге власти с гражданским обществом и положительно сказывается на устойчивости политической системы страны. Очень важно, что эволюционирует система наблюдения за выборами и согласно новой редакции закона вводится институт наблюдения при проведении ДЭГ. Наблюдателей можно направлять в участковые и территориальные избирательные комиссии, что, безусловно, положительно влияет на уровень доверия к результатам голосования, – обратил внимание политолог.

Он также отметил, что подобной открытости не демонстрирует ни одна избирательная система стран с развитой демократией.

По материалам pnp.ru, duma.gov.ru, nom24.ru

Фото с сайта cdnn21.img.ria.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости