24.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Электронный голос зарубежья


В мировой электоральной практике при проведении выборов и референдумов постепенно и масштабно начинает применяться интернет-голосование, а также электронное голосование с использованием технических средств подсчета голосов избирателей как на национальном, так и местном уровне. В ряде государств в соответствии с законодательством все избиратели голосуют с помощью технических средств подсчета голосов (Болгария, Бразилия). Есть страны, где одни регионы голосуют с использованием технических средств, а в других применяются традиционные бумажные бюллетени и ящики для голосования (Бельгия).

Виды средств и законы

Различают следующие виды технических средств подсчета голосов избирателей:

– средства подсчета голосов на основе использования сенсорных технологий (комплексы электронного голосования) со справочными бумажными ленточными подтверждениями волеизъявления избирателей;

– средства подсчета голосов на основе сканеров избирательных бюллетеней (комплексы обработки избирательных бюллетеней);

– сканеры избирательных бюллетеней для подсчета голосов избирателей непосредственно членами участковых избирательных органов на основании бумажных избирательных бюллетеней, заполненных гражданами.

Применяются и иные технические средства голосования, в том числе компьютеры, тональные телефоны, факсимильные средства связи. Кроме того, в качестве компонента технического средства подсчета голосов применяются специальные электронные устройства для простановки избирателем отметок в электронных избирательных бюллетенях (Ballot Marking Devices).

В государствах используются различные модели правового закрепления возможности голосования избирателей с помощью технических средств подсчета. Так, в одних странах применение технических средств подсчета голосов закреплено законодательно и является единственным способом голосования избирателей либо дополнительным способом голосования, в других – применение технических средств подсчета голосов законодательно прямо не урегулировано и указанные технические средства могут применяться в том или ином объеме по усмотрению организаторов выборов.

В Омане голосование избирателей производится с помощью комбинированных способов, а именно: с использованием комплексов электронного голосования и после окончания электронного голосования (т.е. заполнения в электронном виде электронного избирательного бюллетеня) – распечатки избирателем на принтере электронного избирательного бюллетеня, который складывается гражданином пополам и опускается в стационарный ящик для голосования.

Необходимо отметить, что в условиях пандемии коронавируса более широкое и динамичное развитие получают такие дистанционные формы голосования избирателей, как голосование по почте (в том числе в рамках проведения досрочного голосования) и дистанционное электронное голосование (интернет-голосование). Более того, внедрение технических средств подсчета голосов несколько замедлилось. Некоторые государства практически отказались от дальнейшего применения на национальных выборах технических средств подсчета голосов и автоматизированных электронных систем установления итогов голосования.

Так, в ФРГ в соответствии с решением Конституционного суда, признавшим в 2009 году после проведения в 2005 году выборов депутатов бундестага неконституционным использование технических средств подсчета голосов без бумажного подтверждения, на всех последующих федеральных выборах технические средства подсчета голосов избирателей не применялись.

«Зашитый» код

Вместе с тем развивается и такое направление цифровизации и автоматизации избирательного процесса, как предоставление избирателю возможности удостовериться в том, что его электронный голос подсчитан правильно.

В дополнение к традиционному бумажному подтверждению (справочное ленточное устройство или отдельная распечатка), которым снабжаются электронные технические средства подсчета голосов, внедряется такой инструмент, как предоставление избирателю на мобильный телефон подтверждающей информации в виде QR-кода.

Так, в Бельгии при проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов все сенсорные технические средства подсчета голосов имели, как это было рекомендовано БДИПЧ ОБСЕ, справочный ленточный бумажный подтвердитель волеизъявления избирателя, в том числе в виде QR-кода.

В Монголии при проведении 26 июня 2017 года президентских выборов для каждого аймака были изготовлены избирательные бюллетени с встроенным кодом.

В США законодательство предусматривает возможность распечатки для избирателя избирательного бюллетеня с его фактическим выбором в случае, если избиратель принимал участие в голосовании с использованием специального электронного устройства, проставляющего отметки в электронном избирательном бюллетене.

А вот в Австралии, наоборот, закон о выборах не предусматривает процедуру распечатки копии поданного через персональный компьютер электронного голоса избирателя, поскольку не считает указанную процедуру в качестве одной из мер электоральной безопасности.

Проверить вручную

Законодательство некоторых государств предусматривает обязательность проведения ручного повторного подсчета голосов избирателей после завершения процедуры голосования с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней и бумажных бюллетеней либо электронных избирательных бюллетеней, имеющих справочный бумажный подтвердитель волеизъявления.

К примеру, в Монголии в соответствии с законодательством около 50% избирательных бюллетеней, использованных при голосовании с помощью технических средств подсчета, подлежат повторному контрольному ручному подсчету.

В США в 34 штатах и федеральном округе Колумбия законодательно предусмотрено проведение повторного выборочного аудиторского подсчета голосов избирателей, проголосовавших с использованием технических средств подсчета голосов, до сертификации итогов голосования и результатов выборов.

Сенсорные комплексы

Модель электронного голосования избирателей на основе использования сенсорных технических средств голосования (аналогом в Российской Федерации являются такие технические средства подсчета голосов, как комплексы для электронного голосования – КЭГ) применяется в ряде зарубежных государств.

В Австралии электронное голосование проводится с 2001 года. При этом акт о выборах содержит отдельный раздел, посвященный процедуре электронного голосования и подсчета голосов избирателей, в соответствии с которым на территории всех штатов Австралии должны использоваться одни и те же системы электронного голосования.

Одной из решающих предпосылок к ускоренному внедрению системы электронного голосования послужил электоральный конфуз на парламентских выборах 1998 года, когда два кандидата набрали практически равное число голосов избирателей и при нескольких повторных подсчетах голосов перевес оказывался попеременно то в пользу одного, то в пользу другого кандидата, что привело в дальнейшем к принятию решения о разработке и применении на парламентских выборах системы электронного голосования.

Прозрачный отбор

Процесс технической модернизации избирательного процесса в Австралии был полностью прозрачен – от участников конкурса до состава жюри по определению победителя конкурса.

Система электронного голосования впервые была использована при проведении парламентских выборов в октябре 2001 года и повторно применялась на парламентских выборах в октябре 2004 года.

При проведении голосования применялись стандартные персональные компьютеры в качестве так называемых терминалов (пунктов) для голосования. Практически на каждом избирательном участке было установлено до 10 персональных компьютеров. Все они были подключены посредством локальной сети к серверу, установленному на этом же избирательном участке; таким образом, голоса избирателей не передавались и не принимались через интернет.

В марте 2010 года Избирательная комиссия штата Виктория сообщила о новом этапе в развитии технологического обеспечения электронного голосования избирателей – о внедрении Linux-терминалов, представляющих собой киоски сенсорного голосования с монитором размером 19 дюймов, источником бесперебойного питания, Ethernet-портом, термопринтером, встроенным USB-картридером.

Процедура электронного голосования, подсчета голосов избирателей определяется Комиссией по выборам Австралии, которая должна иметь копии всех электронных данных, полученных на избирательном участке, и обеспечивает их сохранность до назначения и проведения следующих парламентских выборов.

При проведении голосования каждому избирателю выдается персональный штрихкод. Избиратели голосуют с помощью электронной карточки, которая содержит необходимые персональные данные. Избиратель вставляет электронную карточку в терминал (киоск, пункт для голосования), на экране монитора появляется электронный избирательный бюллетень, соответствующий виду и уровню выборов.

Право на бюллетень

Наряду с электронными избирательными бюллетенями на некоторых избирательных участках, которые не оснащены персональными компьютерами, используются традиционные бумажные избирательные бюллетени.

На большинстве избирательных участков избиратели имеют право выбора – голосовать с помощью электронной системы голосования (персонального компьютера) либо посредством заполнения и опускания в стационарный ящик для голосования стандартного бумажного избирательного бюллетеня.

Система электронного голосования включает не только подачу голоса избирателя с помощью персонального компьютера, установленного в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, но и электронный подсчет всех поданных голосов избирателей, в том числе поданных с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней.

Данные о волеизъявлении избирателей, которые приняли участие в голосовании с помощью стандартных бумажных избирательных бюллетеней, вводятся операторами в ручном режиме через рабочую станцию; введенные голоса избирателей поступают на сервер подсчета, где суммируются с данными электронного голосования, и на этой основе формируется протокол об итогах голосования на избирательном участке.

По окончании выборов Комиссия по выборам представляет отчет о проведении выборов за подписью всех ее членов. Так, в итоговом отчете 2001 года отмечалось, в частности, что электронный подсчет голосов избирателей уменьшил количество технических ошибок, значительно ускорил процесс подсчета голосов избирателей, при этом он стал более безопасным, при его проведении было зафиксировано уменьшение количества испорченных избирательных бюллетеней.

Бельгийский расклад

В Бельгии в начале 1990-х годов в некоторых муниципалитетах при проведении муниципальных выборов стали использоваться сенсорные устройства для голосования избирателей. Электронное голосование в начале 2000-х годов охватывало 49% избирателей этой страны.

Сама система голосования устроена следующим образом. Перед выборами МВД Бельгии сертифицирует технологию электронного голосования, при этом программное обеспечение сертифицируют частные компании, которых определяет производитель из перечня, утверждаемого МВД Бельгии. Перечень содержит определенные критерии отбора таких компаний, в частности, независимость от производителя, наличие профессионального опыта.

Электронное голосование организуют участковые избирательные бюро, председатели которых, как правило, являются юристами. Председатель выполняет все начальные операции по активации электронного голосования. Представители парламентских политических партий имеют право доступа к кодам КЭГ для осуществления контроля.

КЭГ работает, если избиратель использует карандаш (ручку) для того, чтобы на экране монитора сделать свой выбор. Сначала избиратель выбирает язык электронного избирательного бюллетеня, затем – политическую партию, за которую собирается проголосовать. Наконец дается подтверждающая команда о выборе избирателя. КЭГ позволяет проголосовать, «опустив» и незаполненный электронный избирательный бюллетень.

Подсчет происходит так: информация записывается на два диска, кроме того, члены участкового избирательного бюро и наблюдатели подписывают бумажный протокол. Всё вкладывается в конверты и транспортируется в вышестоящую избирательную комиссию.

МВД Бельгии, получая файл в одном формате .txt, форматирует его в .pdf, возвращает в счетный центр, там он визируется и после этого возвращается в МВД Бельгии.

Список ответственных

При проведении 25 мая 2014 года парламентских выборов электоральные функции осуществлялись:

1) МВД Бельгии;

2) 11 главными окружными избирательными комитетами (осуществляют, в частности, суммирование итогов голосования на своей территории);

3) 209 кантональными избирательными комитетами при поддержке 589 муниципалитетов (организуют электронное голосование избирателей и суммирование итогов голосования на своей территории);

4) 10750 участковыми избирательными бюро;

5) 6800 специальными счетными центрами (члены специальных счетных центров назначаются кантональными избирательными комитетами; счетные центры не образуются в тех провинциях, где проводится электронное голосование избирателей).

В списки избирателей на избирательных участках может быть включено от 150 до 800 избирателей, а на избирательных участках, оснащенных техническими средствами подсчета голосов, – до 2000 избирателей.

При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится с 8 до 14 часов – на избирательных участках, использующих бумажные бюллетени, и с 8 до 16 часов – на участках с электронным голосованием. Такое короткое время для голосования связано с особенностями применяемой избирательной системы, основанной на преференциальном голосовании избирателей, а также спецификой подсчета голосов избирателей.

Подсчет бумажных избирательных бюллетеней осуществляется в счетных центрах: один счетный центр охватывает три участковых избирательных бюро (численность до 2400 избирателей).

Зарубежные избирательные бюллетени подсчитываются в специальных центрах в каждом избирательном округе, при этом избирательные бюллетени путем случайной выборки для подсчета направляются в разные счетные центры.

Протоколы передаются на провинциальный уровень, вводятся в компьютер и в электронном виде передаются на вышестоящий уровень, вплоть до МВД Бельгии.

Два вида устройств

При проведении указанных парламентских выборов применялись два вида дисплейных технических средств подсчета голосов: «магниточитаемая карта избирателя» и «кодовый с бумажным подтверждением».

Первый вид дисплейных технических средств подсчета голосов – «магниточитаемая карта избирателя» – основан на использовании магнитной карточки избирателя, на которую техническое средство записывает результат его волеизъявления. Затем гражданин вставляет указанную карточку в слот считывающего устройства технического средства подсчета голосов – электронный ящик для голосования, которое записывает результат волеизъявления избирателя в память технического средства подсчета голосов.

Второй вид дисплейных технических средств подсчета голосов – «кодовый с бумажным подтверждением» – основан на компьютерной бумажной распечатке волеизъявления избирателя с последующим кодовым подтверждением результатов голосования. Гражданин, введя код, полученный им до начала голосования, сравнивает электронное и бумажное заполнение избирательного бюллетеня, подтверждает результат своего волеизъявления и затем опускает распечатанный избирательный бюллетень в техническое средство подсчета голосов, которое считывает данные и учитывает голос избирателя.

В провинциях, на избирательных участках которых применяется электронное голосование, счетные центры не образуются: электронный подсчет голосов производится непосредственно МВД Бельгии в рамках единой компьютерной системы подсчета электронных голосов избирателей.

МВД Бельгии осуществляет официальное обнародование (опубликование) результатов парламентских выборов в разрезе каждого избирательного округа, провинции, муниципалитета, но не избирательных участков.

При проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов в Бельгии также применялись сенсорные технические средства подсчета голосов избирателей (ими было охвачено 44% электората). Все они имели справочный ленточный бумажный подтвердитель волеизъявления избирателя, в том числе в виде QR-кода.

В двух муниципалитетах – и это являлось одним из технологических новшеств – были размещены аудиовизуальные гиды для сопровождения участия избирателей с ограниченными физическими возможностями (по зрению) в самостоятельном голосовании с использованием сенсорных технических средств подсчета голосов.

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов

Фото с сайта educadora909.com.br

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости