26.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Политика женщин


По данным ООН, женщины занимают должности глав государств и правительств только в 21 стране. Из них 10 – это главы государств, 13 – главы правительств. Как женщины оказались отрезаны от принятия важных политических решений, что сегодня мешает им занимать высокие посты и почему недопредставленность женщин во власти – это проблема, которую нужно решать? Узнаете из нашего материала.

Патриархатный порядок

Женщины составляют приблизительно 50% населения Земли, но часто исключаются из политической жизни и не участвуют в принятии решений, которые напрямую влияют на их жизнь. Расширение политического участия – ключевой механизм реализации их прав. Более того, женщины являются агентами изменений, они способны разрушать стереотипы и влиять на других женщин.

Исследования показывают, что более длительное участие женщин в политике повышает качество жизни всего общества и их самих: больше женщин выходят на рынок труда, появляются меры господдержки незащищенных групп населения, и расширяются другие социальные функции государства.

До недавнего времени женщины слабо были представлены в исследованиях политического поведения. Это связано с тем, что ранее политическими науками занимались в основном мужчины, которые делали исследования о мужчинах и для мужчин.

А в «реальной» политике женщины недостаточно представлены на уровне принятия решений, потому что женщина всегда подразумевалась как «другой». Впрочем, и сейчас женщины нередко исключены из процесса принятия политических и государственных решений, поскольку в сохраняющемся патриархатном порядке значительную роль играют неформальные, «мужские» практики, такие как баня, охота и рыбалка.

Гендерный рейтинг

Женщины могут быть проводниками перемен. Хотя в масштабе развития цивилизации вопрос о положении женщин в политике – тема относительно новая. Да, сегодня женщины имеют право голоса во всех странах мира: первым государством, предоставившим избирательное право женщинам, стала Новая Зеландия (1893 год), последним – Саудовская Аравия (2015 год).

Сегодня мировое сообщество обращает на этот аспект особое внимание: одним из ключевых пунктов при составлении рейтингов гендерного равенства является представленность женщин именно на уровне принятия политических решений.

Однако, когда эксперты говорят о женщинах во власти, они учитывают главным образом публичных политиков и представленность женщин в правительствах и парламентах. Иными словами, подразумеваются лишь случаи, когда им разрешено участвовать в предвыборных кампаниях, избираться и быть избранными.

Но если взглянуть на сферу публичного управления шире, можно заметить, что большинство в бюрократическом аппарате составляют именно женщины, которые занимаются рутинной, зачастую невидимой бумажной работой. К примеру, в России женщин-бюрократов более 70%.

Таким образом, рейтинги, показывающие низкую представленность женщин во власти, требуют уточнения: важно учитывать не только число женщин в публичном секторе, но и то, какие позиции они в нем занимают. Так, в России только 13% лидеров публичного сектора – женщины, согласно специализированному всемирному индексу.

Стеклянный потолок

Подобная ситуация наблюдается во многих странах. Численное преимущество женщин в госаппарате не приводит к решению «женского вопроса», и они по-прежнему подвергаются дискриминации. Это связано с тем, что большинство из них занимают низшие ступени во властной иерархии и не участвуют в создании программ и выработке политики, тогда как руководящие позиции обычно занимают мужчины. В литературе это обозначают термином «гендерная пирамида».

На первый взгляд кажется, что работа в госорганах – это социальный лифт, позволяющий в дальнейшем сделать политическую карьеру, но далеко не у всех женщин это получается. Случаи успешных женщин-политиков единичны, и каждый из них рассматривается под микроскопом. Важно отметить, что женщины, добившиеся высокого положения во власти, редко прикладывают усилия для решения женского вопроса.

Скорее наоборот: они стараются мимикрировать под мужской тип лидерства и не включаются в женскую повестку. Тогда как мужчина, делающий карьеру в такой мужской сфере, как публичная политика, обладает изначальным преимуществом уже в силу своей гендерной принадлежности: из двух кандидатов, если это мужчина и женщина, мужчину с более высокой степенью вероятности выберут на руководящий пост. Женщина вынуждена работать в два раза интенсивнее.

В России, как и в других странах, женщины, делающие карьеру в сфере госуправления, сталкиваются с невидимыми барьерами, прежде всего «стеклянным потолком» – ограничениями, не связанными с квалификацией или профессиональными качествами. Они застревают на низких, неруководящих должностях, будучи лишены возможности подняться по карьерной лестнице. В научной литературе существуют и другие метафоры, описывающие гендерную сегрегацию в политической сфере: «стеклянные стены», «стеклянный утес», «стеклянный эскалатор».

Неприятие своих

В Российской империи женщины получили политические права по итогам революции 1905 года. Однако Манифест об усовершенствовании государственного порядка не давал женщинам права на получение должности в системе исполнительной власти, что спровоцировало появление огромного числа женских организаций.

В то же время технически женское избирательное право в России (в тот момент Российской империи) впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, входившего в то время в состав Российской империи.

Право избирать и быть избранными на всей территории Российской империи женщины получили весной 1917 года, и соответствующее решение приняли отнюдь не большевики, как многие ошибочно полагают, а Временное правительство. Большевики долгое время вообще не рассматривали женский вопрос как серьезную проблему: они считали, что победа социалистической революции сама по себе уравняет положение представителей обоих полов.

Активное участие женщин в политике стало возможным после февраля 1917 года, когда Софья Панина была назначена заместителем министра государственного призрения, а позднее – заместителем министра народного просвещения Временного правительства. Затем были кандидатки в Учредительное собрание: самовыдвиженки, а также представительницы женских организаций, которые потерпели поражение на выборах. Это было обусловлено неготовностью общества к активному участию женщин в политике.

Первые женщины

Впрочем, в этот период решение женского вопроса уже назрело. Общество двигалось в сторону равноправия постепенно, а большевикам удалось воплотить в жизнь то, что давно витало в воздухе. Александра Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром: в 1917 году она возглавила наркомат призрения. После Коллонтай в СССР лишь несколько женщин занимали министерские посты. Самая известная из них – Екатерина Фурцева – отвечала за культуру в 1960–1974 годах.

Менее популярными и незаслуженно забытыми являются дважды министр здравоохранения Мария Ковригина (1950–1953 и 1954–1959 годы) и Полина Жемчужина (жена Вячеслава Молотова) – нарком рыбной промышленности (19 января – 21 ноября 1939 года). При этом ни одна женщина не удостоилась чести войти в состав Политбюро ЦК КПСС (Фурцева была лишь кандидатом). И это несмотря на существовавшие в стране гендерные квоты.

Начиная с 1991 года в российском кабинете министров было в общей сложности 10 женщин, но не более трех одновременно, а иногда и ни одной. В правительстве Михаила Фрадкова (2004–2007 годы) министрами были только мужчины.

Больше представительства

В России из 32 членов кабинета министров только три женщины (два вице-премьера и министр культуры), то есть 9%. Из 85 губернаторов лишь одна женщина – глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова.

Больше женщин работают в Федеральном Собрании. Например, в Совете Федерации их 36 (21,18%). Из 85 регионов только 26 (чуть более 30%) имеют женщин-представителей в верхней палате российского парламента. Средний возраст женщин-сенаторов – 56 лет. Председателем Совета Федерации с 2011 года является Валентина Матвиенко.

В Государственной Думе восьмого созыва из 450 депутатов только 74 – женщины. Это всего 16% от общей численности народных избранников. К слову, в предыдущем созыве их было 15,8%. Данный факт свидетельствует о возрастании у женщин интереса к политике и о том, что всё больше избирателей готовы отдать свои голоса за политиков-женщин.

Увеличение числа женщин в Госдуме также связано с возвращением к смешанной избирательной системе, поскольку почти 50% женщин, избранных в нижнюю палату парламента, победили в одномандатных округах. Последние дают больше шансов на попадание в Госдуму, нежели участие в выборах в составе партийных списков, где женщины зачастую оказываются на непроходных местах.

Среди лидеров фракций женщин нет вовсе. Такое положение дел весьма типично для подавляющего числа стран, где большинство в структурах власти по-прежнему принадлежит мужчинам. Более того, в последнее время ситуация стала еще хуже, так как пандемия коронавируса существенно замедлила политическую эмансипацию женщин.

Эшафот и трибуна

Гендерные предрассудки всегда оказывали сильнейшее воздействие на распределение обязанностей между полами и в целом на рынок труда. Представления о «естественных» ролях мужчин и женщин в тех или иных сферах жизни и деятельности формировались тысячелетиями. Испокон веков считалось, что основным добытчиком и защитником является мужчина, в то время как женщине надлежит заниматься домом и потомством.

Современная история политической эмансипации ведет свой отсчет с Великой французской революции. В 1791 году писательница и общественный деятель Олимпия де Гуж опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки», ставшую своеобразным ответом на вышедшую двумя годами ранее «Декларацию прав человека и гражданина». В своем манифесте де Гуж сформулировала идею равенства полов: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну».  

На последующий этап этой борьбы значительное влияние оказали уже англичанки. Пожалуй, именно британские суфражистки (от англ. suffrage – голос, избирательное право) внесли решающий вклад в дело предоставления женщинам избирательных прав, хотя в их собственной стране соответствующий закон вступил в силу лишь в 1928 году, когда возможность избирать и быть избранными уже имели гражданки как минимум полутора десятков государств.

Продвижение лидерства

Вторая половина XX века ознаменовалась переосмыслением положения женщин во всем мире. После Второй мировой войны женщины массово вышли на рынок труда, и стало очевидно, что повышение их участия в политической жизни и процессе принятия решений имеет основополагающее значение для развития отдельных сообществ и человечества в целом.

На наднациональном уровне были приняты документы, которые в большой степени определяют права и возможности женщин и девочек и в наши дни. Среди них Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированная СССР в 1981 году, Венская декларация и Программа действий (1993 год), Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993 год), Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2011 года.

Для объединения усилий всех стран в вопросе защиты женщин, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, а также продвижения женского лидерства была создана «Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин», более известная как «ООН-женщины». Это подразделение появилось в 2010 году благодаря решению Генеральной ассамблеи.

Тем не менее говорить о женщинах в политике, игнорируя роль в ней мужчин, было бы неверно. Правильнее исходить из постулата о том, что каждый из нас имеет право на свое политическое высказывание независимо от пола и гендера.

Именно эту мысль поставила во главу угла своей знаменитой речи на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине (1995 год) Хиллари Клинтон. «Права женщин – это права человека», – заявила она с высокой трибуны. Этот тезис остается актуальным и по сей день.

Тройная нагрузка

Гендерные предрассудки являются и основной причиной недопредставленности женщин в политике. Ввиду исторически предписываемых им определенных норм поведения, не предполагающих яркой демонстрации лидерских качеств, женщины вынужденно остаются на второстепенных ролях, требующих в первую очередь исполнительности. После массового выхода женщин на рынок труда эта ситуация изменилась лишь в некоторой степени, поскольку к домашним обязанностям, от которых их никто не освобождал, добавились карьерные устремления. Таким образом, на их плечи легла двойная нагрузка.

Сегодня эксперты говорят уже о тройной нагрузке, имея в виду, что в дополнение к дому и работе женщина должна оставаться женщиной и выглядеть привлекательно. Мало кто при этом обращает внимание на то, что обязанности по ведению домашнего хозяйства (закупки, готовка, уборка, уход за детьми и так далее) ставят женщину в заведомо проигрышное положение по сравнению с мало или вовсе не вовлеченными в этот процесс мужчинами, имеющими возможность полностью посвятить себя профессиональной карьере.

Немаловажную роль играет и финансовая составляющая. Несмотря на все усилия, женщины по-прежнему зарабатывают заметно меньше мужчин. В частности, в России эта разница может достигать 30%. А наличие двойной или даже тройной нагрузки делает женщин менее конкурентными. Это верно и для бездетных семей, где на женщин зачастую ложатся обязанности по уходу за больными или пожилыми родственниками. Внутрисемейные ограничения, нехватка денег и свободного времени ведут к тому, что женщина вынуждена отказываться от успешной карьеры, превращаясь по сути в «обслуживающий класс».

Общественный остракизм

Не следует забывать и о таком явлении, как дискриминация молодых женщин по принципу этнической или национальной принадлежности. Жертвы подобного отношения также недопредставлены на всех уровнях власти. Тем примечательнее карьера Александрии Окасио-Кортес, самой молодой американской конгрессвумен (1989 года рождения). В силу своего пуэрто-риканского происхождения Окасио-Кортес с детства сталкивалась с дискриминацией.

Тот факт, что ей удалось преодолеть общественный остракизм и получить место в конгрессе, стал значительной вехой в сознании многих американок: теперь на Окасио-Кортес равняются многие девочки из семей мигрантов, для которых ее пример стал свидетельством того, что даже с «неправильным» цветом кожи можно добиться столь многого.

Половая принадлежность является препятствием для женщин в самых разных сферах деятельности. Например, женщина может возглавить отдел в министерстве труда, но, скажем, не в минобороны, поскольку военное дело априори считается занятием для мужчин. На женщину легко списать неудачи в любом деле и профессии, которые принято относить к мужским. Виной тому опять же гендерные стереотипы, искусственно ограничивающие карьеру женщины и существенно сужающие выбор доступных для нее профессий.

Нельзя исключать, что негативным образом на положении женщин в политике скажутся также экологические проблемы и долгосрочные климатические изменения. В первую очередь это отразится на бедных странах, благополучие которых тесно связано с земледелием. Скажем, длительная засуха способна привести к массовой безработице в этой сфере, и вместо политической карьеры женщинам из фермерских семей придется задуматься о том, как прокормить себя и детей.

Устойчивый рост

В рамках резолюции «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» 25 сентября 2015 года Генеральной ассамблеей ООН были приняты цели устойчивого развития. Одной из них является обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек, в том числе и в областях, где принимаются ключевые решения политического и экономического характера.

Несмотря на то, что страны – члены ООН обязаны отчитываться о своих достижениях в осуществлении этой задачи, в государствах, где наметился консервативный поворот, идеи гендерного равенства в политике не получают надлежащей поддержки. Еще хуже положение дел там, где общество подвергается тотальной исламизации, вовсе исключающей какое-либо участие женщин в политике.

Тем не менее гендерная статистика в целом демонстрирует устойчивый рост вовлеченности женщин в государственное управление. И тут очевидна положительная роль коллективных усилий мирового сообщества. Деятельность ООН, Всемирного банка и других влиятельных международных организаций во всем, что касается распространения прав и свобод женщин, таких как право на образование и экономическую независимость, привела к тому, что сегодня отношение к женской эмансипации коренным образом изменилось, и участие женщин в политических процессах стало неоспоримым фактом.

Стратегия действий

Немаловажную роль в поддержке гендерного равенства играют и меры «позитивной дискриминации». Например, законы, обязывающие партии включать женщин в списки на выборах в парламент. Так, для скандинавских стран в конце 1970-х годов квотирование стало решающим методом в борьбе против политического неравенства. Оно не только предоставило законное основание для вовлечения женщин в политику, но и способствовало созданию ролевых моделей. Появление на политической сцене женщин, которые могут участвовать в принятии важных для всей страны решений, дало свои результаты.

В нынешнем кабинете министров Швеции половину составляют женщины, а в соседних Финляндии и Дании женщины возглавляют правительство. Таким образом, квотирование на государственном уровне существенно облегчает решение женского вопроса, обеспечивая гендерное равноправие во всех сферах жизни, не исключая политику. Более того, оно создает социальные и карьерные лифты, с помощью которых женщинам легче попасть на вершину.

Дальнейшая борьба за равные возможности для женщин в политике требует разработки и практического осуществления стратегии, известной под названием гендерного мейнстриминга. Только она предоставит женщинам доступ к политическим процессам на всех уровнях. Примером может служить принятый в Канаде федеральный план обеспечения гендерного равенства – от местного до международного.

И тогда не только госструктуры, но и крупные корпорации, как это уже происходит в Великобритании, будут обязаны отчитываться о степени включенности женщин в руководство компаниями. Гендерночувствительный подход является залогом успеха женщин в политической деятельности, однако при реализации подобных мер критически важно учитывать специфику поддерживающих институциональных условий.

По материалам postnauka.ru

Фото с сайтов wpsovet.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости