23.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Обеспечить право


Пожалуй, выборное законодательство одно из самых динамично развивающихся. Время не стоит на месте, и закон идет в ногу с ним, ведь главная задача – обеспечить гражданам возможность реализации их конституционного права избирать и быть избранными. Об этом как раз последние предложения, прозвучавшие в том числе от президента. Какими новеллами планируют дополнить избирательное законодательство, читайте в нашем материале.

Забота о соотечественниках

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 9 декабря 2021 года. В частности, глава государства поручил федеральному правительству совместно с администрацией президента и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации проанализировать практику реализации активного избирательного права граждан России, не имеющих регистрации по месту жительства на территории страны и получивших гражданство РФ в упрощенном порядке.

Как сообщается на официальном сайте Кремля, при необходимости нужно представить предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в этой области. Срок исполнения поручения – до 1 июня 2022 года. Ответственные лица – премьер-министр РФ Михаил Мишустин, первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко и председатель ЦИК России Элла Памфилова.

– Появление такого поручения – очевидное свидетельство того, что Россия всё больше заботится о своих соотечественниках и готова на деле, а не на словах обеспечивать их права, в том числе, избирательные, – считает Заслуженный юрист РФ, профессор Российского института управления РАНХиГС, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Сергей Юсов.

Он предположил, что ответственным за исполнение поручения президента придется разрешать проблему метода нормативного определения возможности реализации избирательных прав для граждан, не зарегистрированных по месту жительства на территории страны.

– Вопрос о безусловном избирательном праве таких граждан не является дискуссионным. Однако и законодатели, и избирательные комиссии, соглашаясь полностью с такой правовой позицией, пока находятся в поиске надежного юридического инструмента обеспечения прав этой категории граждан, который исключал бы многократное голосование одним лицом, – обращает внимание эксперт.

Три методики

По мнению Сергея Юсова, очевидным препятствием на пути решения этой проблемы является невозможность определить принадлежность такого гражданина к конкретному избирательному округу, если таковым не является вся территория России (выборы президента, депутатов Государственной Думы по партийным спискам).

Для людей, получивших гражданство России в упрощенном порядке, принадлежность к конкретным городам и районам необходима для определения их избирательных округов, в том числе на выборах депутатов Госдумы с использованием мажоритарной избирательной системы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

– На первый взгляд, методики может быть три: либо приписка территорий постоянного проживания за рубежом к субъектам Российской Федерации, как уже практиковалось на федеральных выборах, либо создание отдельных округов, либо инновационный заявительный характер приписки к выбранному населенному пункту в России. При любой выбранной методике создание личного кабинета на портале «Госуслуги» должно предполагаться как обязательное, – считает профессор.

По его словам, огромную роль, в создании гарантий реализации как активного, так и пассивного избирательного права должны сыграть новые технологии, активно развиваемые Центризбиркомом. В первую очередь речь идет о позитивно зарекомендовавшем себя дистанционном электронном голосовании. Для граждан России, получивших гражданство в упрощенном порядке, возможность голосовать в любом месте с помощью гаджета будет особенно удобна.

– Могу предположить, что необходимость реализации конституционного принципа всеобщности выборов для таких граждан ускорит внедрение дистанционного электронного голосования, расширит географию его применения. Конечно, с учетом предложений о большей открытости и общественной подконтрольности системы, – добавил Сергей Юсов.

Права вахтовиков

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона по совершенствованию законодательства о выборах в части реализации избирательных прав граждан, привлекаемых к работе вахтовым методом.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает формирование на участке, образованном в вахтовом поселке, участковой комиссии из числа вахтовиков, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий. Это, как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, связано с тем, что избиратели, работающие вахтовым методом, проживают в труднодоступных и малонаселенных местностях, где, как правило, нет населения, которое могло бы послужить основой для формирования составов участковых комиссий.

Также в проекте закона предусматривается, что на участках, на которых ожидается большое число избирателей, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, количество бюллетеней может быть увеличено.

Порог для партий

Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов предложил повысить требования к регистрации партий, направив письмо на имя главы комитета Совета Федерации по государственному строительству Андрея Клишаса.

В обращении политолог отметил, что весной 2012 года вступили в силу новые положения законодательства, снижающие минимально допустимое число членов политических партий до 500. Однако, по его мнению, многочисленные новые микропартии с количеством членов в несколько сотен не имеют возможности нормально функционировать и выполнять свое основное предназначение – участвовать в выборных кампаниях.

«Абсолютно все данные политические организации не приобрели ни узнаваемости, ни электоральной поддержки хоть у какой-то зримой части общества», – считает Орлов.

Многие из них, не выполнив требования об участии в выборах в течение семи лет, были ликвидированы в соответствии с законодательством. При этом действующие нормы не запрещают данным организациям повторно регистрироваться в обозримые сроки после ликвидации, более того, под прежним наименованием.

«В этой связи прошу вас оценить целесообразность внесения изменений в федеральное законодательство в части повышения минимально допустимого числа членов партии с 500 до 5 тысяч человек», – говорится в обращении Антона Орлова.

По материалам kremlin.ru, duma.gov.ru, nom24.ru, russian.rt.com

Фото с сайта tvkrasnodar.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости