16.04.2024

Новости

16.04.2024 Общероссийская тренировка

16.04.2024 Легко ли быть мэром?

16.04.2024 Баяндаевский район. Навстречу выборам

15.04.2024 Усть-Уда. Подготовка к выборам

15.04.2024 Лучший урок

15.04.2024 Поправки в закон

12.04.2024 Муниципальные выборы в Слюдянском районе

12.04.2024 Конкурс эссе о выборах

12.04.2024 Усть-Кут ищет «дублеров»

11.04.2024 Проверка однократности получения бюллетеня

Единые правила ДЭГ


Законопроект, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и регулирующий дистанционное электронное голосование (ДЭГ), был внесен в Госдуму 16 декабря прошлого года. Авторами поправок выступают депутаты от «Единой России» Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «опыт применения ДЭГ на выборах в 2019–2021 годах в экспериментальном режиме указывает на необходимость установления основных принципов и параметров проведения такого голосования, единых для всех выборов и референдумов на территории РФ».

Обязательные процедуры

В документе указывается, что «дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления».

В законопроекте предусмотрено, что при проведении ДЭГ обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах ДЭГ с учетом неизменности сохраняемых результатов и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления.

Авторы документа убеждены, что их инициатива призвана «способствовать созданию дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав граждан, а также определить направления дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования избирательного процесса и внедрению современных технологий».

Спор о деталях

Координационный совет Общественной палаты РФ по общественному контролю за голосованием 21 января провел общественные слушания по проекту этого федерального закона. К участию были приглашены представители руководства ЦИК России, политических партий, депутаты Госдумы, независимые эксперты.

Член Общественной палаты РФ Максим Григорьев в своем выступлении отметил: «На наш взгляд, эта форма (ДЭГ. – Прим. ред.) востребованная. Остановить научно-технический прогресс невозможно. Для многих людей это удобно – я сам голосовал в электронной форме. Конечно, эта практика уже устоялась, и количество людей, голосовавших электронно на прошлых выборах в Госдуму, а это миллионы человек, показывает, что граждане поддерживают эту инициативу. Естественно, эта технология будет применяться и в будущем. Что касается оценок, конечно, это стало неким постоянным элементом проходящих выборов, к этому привыкли. И если в прошлые годы это делалось в экспериментальном режиме, то сейчас настало время переводить это в элемент законодательства, делать это в стандартном режиме».

Заместитель председателя Центризбиркома Николай Булаев сообщил, что в законе важно определить концептуальные, рамочные вещи, а не детально расписывать всю процедуру ДЭГ: «Допустимы отсылочные нормы, дающие право, например, ЦИК России принимать документы в развитие и по реализации данного законопроекта».

При этом он подчеркнул, что ДЭГ в обозримом будущем не станет основным способом голосования при проведении выборов различного уровня: «108 миллионов избирателей – нет ни одной информационной системы внутри страны, боюсь, даже в мире, которая позволила бы одномоментно провести транзакции такому количеству людей. Причем, когда они голосуют еще не по одному бюллетеню, а по девяти, то выдержать такую нагрузку – дело, на мой взгляд, невероятно сложное».

В развитие обсуждения Максим Григорьев озвучил, что Общественную палату интересует вопрос общественного контроля за ДЭГ. «У нас, во многом благодаря Центризбиркому, на прошлых выборах были необходимые для этого инструменты. Здесь работала специальная группа из числа экспертов, которые получили полный доступ к системе и могли проверять все вопросы в режиме онлайн, это большой плюс. Кроме того, у нас был цифровой сейф-пакет Общественной палаты, то есть мы каждый день делали снимок всего содержимого блокчейна, а затем проверяли, не было ли каких-то изменений или модификаций», – подчеркнул Максим Григорьев.

Николай Булаев рассказал, что новая версия ГАС «Выборы» даст системе ДЭГ абсолютно новое развитие и новые возможности для организации наблюдения и обучения наблюдателей.

Алгоритм контроля

Член президентского Совета по правам человека Александр Брод предложил четко прописать в законе алгоритм общественного контроля за ДЭГ. Нужно также, по его словам, обобщить имеющийся в регионах опыт и разработать новые предложения по общественному контролю за ДЭГ.

У московских властей такие предложения, как выяснилось, уже есть. Об этом рассказал начальник управления по развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко. По его словам, уже к муниципальной кампании 2022 года на столичной платформе будет подготовлен новый функционал, который позволит любому гражданину без каких-либо специальных знаний стать наблюдателем. Он пояснил, что это будет сделано на базе федеральной технологии «Цифровой сейф-пакет» (сохранение всех транзакций в течение дня голосования и сверка данных после расшифровки). «Мы доработали его немножко, чтобы можно было сохранять транзакции в любом интернет-браузере любому пользователю. То есть зашли на портал, нажали кнопочку “Хочу стать электронным наблюдателем” – и с этого момента стали гарантом тех выборов, которые проходят», – разъяснил Артем Костырко.

Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов, который на прошлогодних выборах в Госдуму был заместителем председателя территориального избиркома по ДЭГ, считает, что уже опробованные инструменты наблюдения, как тот же «Цифровой сейф-пакет», должны быть институализированы и внесены в порядок ДЭГ, а базовый закон должен содержать ссылку на них, чтобы закрепить гарантии их присутствия.

Депутат Дмитрий Ламейкин в ходе слушаний подчеркнул, что внесенный законопроект – это «идеологический посыл и начало работы», а его одобрение в первом чтении вовсе не будет означать, что документ не изменится ко второму чтению.

В итоге участники общественных слушаний по законопроекту о единых правилах применения ДЭГ поддержали концепцию документа, рекомендовав внести поправки в части организации общественного наблюдения во втором чтении. Об этом говорится в резолюции, принятой по итогам слушаний. Документ содержит рекомендации поправок, в соответствии с которыми при проведении ДЭГ кандидаты, избирательные объединения, субъекты общественного контроля получат право назначать наблюдателей в избирательную комиссию. Особенности участия в выборах таких наблюдателей могли бы определяться Центральной избирательной комиссией России по согласованию либо по итогам консультаций с Общественной палатой.

На заседании Государственной Думы 26 января проект закона был рассмотрен и принят в первом чтении. Срок приема поправок ко второму чтению установлен до 24 февраля.

По материалам sozd.duma.gov.ru, gazeta.ru, tass.ru, cikrf.ru, газеты «Коммерсантъ»

Фото с сайта old.kingisepplo.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости