29.03.2024

Новости

29.03.2024 Вестник №3

29.03.2024 Шелехов. Программа обучения

29.03.2024 Иркутский район. Прием предложений

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

Без повторного голоса


В своей статье доктор юридических наук, заслуженный юрист России Владимир Лысенко рассказывает о зарубежном опыте борьбы со множественным голосованием избирателей, отмечая, что эта мера важна для государств, в которых законодательство предусматривает набор различных форм волеизъявления на выборах. По его мнению, любое неправомерное участие в голосовании может изменить итоги, что недопустимо при проведении свободных и честных выборов.

Разные модели

Законодательство отдельных государств региона Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) допускает голосование избирателей только в день проведения выборов на избирательном участке и не предусматривает дополнительные формы участия граждан в выборах (Албания, Сербия).

В ряде государств созданы централизованные электронные базы данных о зарегистрированных избирателях и интерактивные электронные списки избирателей, распределенные по каждому участку. В них делаются отметки об участии граждан в выборах, не позволяющие избирателю повторно проголосовать (Лихтенштейн).

Некоторые страны в процессе реформирования избирательного процесса переходят от одной модели борьбы со множественным голосованием избирателей к другой, основанной, в частности, на современных биометрических информационных технологиях (Албания, Киргизия). Либо они вводят пакет информационных и иных электоральных технологий, направленных на недопущение множественного голосования.

Например, в Армении практикуются биометрическая регистрация и верификация избирателей, проверка по единой электронной базе данных факта участия гражданина в голосовании. В паспорте избирателя проставляется отметка о его участии в выборах.

Невидимые чернила

В ряде государств перед выдачей бюллетеня проводится предварительная проверка участия в голосовании граждан, включенных в список избирателей, по единой централизованной базе данных (Армения, Иордания, Литва, Лихтенштейн, Норвегия, Румыния). В Армении, Афганистане, Албании, Боливии, Бразилии, Йемене, Киргизии применяется предварительная биометрическая регистрация избирателей и последующая их идентификация при выдаче бюллетеня в помещении избирательного участка.

В некоторых странах предусмотрена маркировка пальцев руки избирателя несмываемыми или невидимыми в течение определенного времени чернилами (Афганистан, Грузия, Иордания, Македония, Монголия, Тунис). В Австрии, Нидерландах, Словакии, Швейцарии у избирателя изымают ранее выданную ему персональную карточку-приглашение либо открепительное удостоверение.  

В отдельных государствах в документе, удостоверяющем личность избирателя, проставляют отметки о том, что тот принял участие в голосовании (Аргентина, Армения, Багамские Острова, Бахрейн, Бельгия, Венгрия, Иран, Италия, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдова, Палестина, Румыния, Франция).

Иногда можно

Меры против множественного голосования избирателей имеют определенные негативные последствия для избирателей. В частности, в законодательстве некоторых государств предусмотрено положение о том, что отказ избирателя от маркировки пальца является достаточным основанием для того, чтобы не допускать к голосованию.

Так, в Малайзии на досрочных парламентских выборах 5 мая 2013 года использовали специальные несмываемые чернила для маркировки пальцев рук избирателей (указательного пальца левой руки), в том числе при проведении досрочного голосования (чернила не смываются по меньшей мере в течение трех дней).

Если избиратель отказывался от маркировки, член участкового избирательного органа не имел права выдавать ему бюллетень, а также обязан был внести сведения о нем в специальную форму об избирателях, отказавшихся от участия в голосовании.

Если после заполнения формы гражданин изъявлял желание проголосовать и соглашался на маркировку, то председатель участкового избирательного органа должен был аннулировать заполненную ранее форму и выдать избирателю бюллетень.

Законодательство некоторых государств региона ОБСЕ всё же предусматривает возможность многократного голосования на одних и тех же выборах, но при условии, что последующее голосование отменяет результат предыдущего (Андорра, Исландия, Латвия, Эстония). Правило также работает при участии избирателя в голосовании в день общего голосования, если он первоначально подавал заявление на участие в «досрочке», но фактически не воспользовался этим правом (Португалия). Данное положение распространяется как на голосование с использованием бумажного избирательного бюллетеня, так и электронного, в том числе при интернет-голосовании (Эстония). При этом юридически значимым является только последнее по времени голосование избирателя (Андорра, Исландия, Латвия, Эстония).

Идентификация личности

В Армении на парламентских выборах 2 апреля 2017 года в день голосования избиратели идентифицировались в помещении для голосования при помощи соответствующего технического средства, которое также содержало электронную версию списка избирателей.

При этом сканировалось удостоверение личности гражданина для установления факта включения избирателя в электронный список (регистрации его в качестве избирателя) и факта его возможного голосования на каком-либо избирательном участке. Сканировались также отпечатки всех пальцев рук граждан на предмет их соответствия отпечаткам, содержащимся в централизованном электронном регистре биометрических сведений об избирателях.

После проверки и выдачи бюллетеней в электронный и бумажный списки избирателей вносились соответствующие отметки об участии гражданина в голосовании. Кроме того, для усиления общественного контроля за списками избирателей и участием в голосовании граждан, в том числе зарубежных, после проведения выборов ЦИК Армении впервые официально обнародовала сканированные списки избирателей с содержащимися в них отметками избирателей, принявших участие в голосовании. На досрочных парламентских выборах 20 июня 2021 года также применялись указанные избирательные технологии и процедуры.

Внимание на экран

В Иордании на досрочных парламентских выборах 20 сентября 2016 года использовались новые электронные информационные технологии. Так, член участковой комиссии проверял по списку избирателей на бумажном носителе и в электронном виде включение граждан в список на соответствующем участке. На большой монитор, установленный напротив места, где размещались национальные (общественные) наблюдатели, выводились сведения об избирателе, его фотография и имя.

После голосования один из пальцев руки избирателя обязательно маркировался специальными чернилами для недопущения множественного голосования. При подсчете голосов на мониторе отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня.

Для информирования лиц, находившихся за пределами помещения, в котором производился подсчет голосов избирателей, на экране другого монитора также отображалось содержание каждого избирательного бюллетеня. Центры для голосования были связаны с Избирательной комиссией Иордании единой компьютерной сетью.

Двойная защита

В Литве при проведении 9 октября 2016 года очередных парламентских выборов в день голосования в помещении избирательного участка при выдаче бюллетеня член участковой избирательной комиссии проверял по электронному национальному списку избирателей факт неучастия (участия) гражданина в голосовании. В случае неучастия в голосовании ему выдавали бюллетень.

На очередных парламентских выборах 11 октября 2020 года обновленное законодательство предусматривало наличие списков избирателей как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Компьютерная база данных об избирателях, включенных в список на соответствующем участке, была включена в единую национальную электронную базу данных об избирателях и соединена с автоматизированной информационной системой (национальным электронным регистром избирателей) Главной избирательной комиссии Литвы, с территориальным электронным списком избирателей соответствующего муниципалитета.

Законодательство предусматривало обязательное применение на избирательных участках системы контроля подсчета избирателей, принимающих участие в голосовании, сопряженной со списком избирателей. Идентификация граждан проводилась в рамках единой централизованной электронной базы данных о зарегистрированных избирателях, единого электронного списка избирателей.

Так, при голосовании избирателя, в том числе досрочно, на дому, в национальном и ином электронном регистре избирателей (списке избирателей) в режиме реального времени членом участковой избирательной комиссии перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проставлялась электронная отметка о его участии в голосовании.

При этом как избиратель, так и соответствующий член участковой избирательной комиссии должны были поставить свою подпись в получении (выдаче) избирательного бюллетеня в бумажном экземпляре списка избирателей. Таким образом, законодательно была предусмотрена система двойной защиты от недопущения множественного голосования.

Штрихкод избирателя

В Лихтенштейне на парламентских выборах 7 февраля 2021 года для идентификации избирателя и недопущения множественного голосования использовалась единая компьютерная система с соответствующей территориальной фрагментацией. Компьютер при помощи специальной программы считывал индивидуальный код избирателя, нанесенный в виде штрихкода на карточку-приглашение.

Карточка-приглашение вместе с бюллетенями и иными избирательными материалами направлялась каждому избирателю по почте не позднее чем за две недели до дня голосования. Она содержала, в частности, адрес места жительства избирателя, адрес и номер избирательного участка, персональный номер избирателя, индивидуальный штрихкод.

После получения подтверждения о неучастии избирателя в голосовании на других избирательных участках ему выдавался бюллетень, а в электронном списке проставлялась отметка о его участии в голосовании.

Отметка на удостоверении

В Норвегии при проведении 11 сентября 2017 года очередных парламентских выборов избиратель вправе был проголосовать на любом избирательном участке, расположенном на территории муниципалитета, где он проживает. В рамках единой централизованной электронной системы регистрации избирателей и электронных списков избирателей каждого муниципалитета член участкового избирательного органа перед выдачей бюллетеня проверял сведения о включении избирателя в список избирателей на территории муниципалитета, о факте его неучастия в голосовании на данных выборах.

На основании результатов проверки избирателю выдавался бюллетень, в электронном списке проставлялась отметка о том, что гражданин принял участие в голосовании.

В Румынии на парламентских выборах 11 декабря 2016 года была разработана и использовалась электронная система регистрации избирателей и списков избирателей, в рамках которой при голосовании гражданин предъявлял члену участкового избирательного бюро удостоверение личности. Оно проверялось с помощью централизованной электронной системы, и затем на удостоверении проставлялась отметка о том, что избиратель проголосовал.

Скан пальцев

В Армении, Афганистане, Албании, Бразилии, Йемене, Киргизии используются современные информационные регистрационные технологии, в частности, биометрическая регистрация избирателей и составление биометрических списков избирателей, выдача удостоверений избирателя, а также включение в бумажные (традиционные) списки избирателей фотографий избирателей.

В Албании при проведении 25 апреля 2021 года очередных парламентских выборов предусматривалась экспериментальная биометрическая идентификация избирателей в день голосования в помещении участка. В 2017 году использовалась маркировка пальцев одной из рук избирателя.

В день голосования перед выдачей бюллетеней у каждого гражданина должны быть отсканированы отпечатки пальцев рук, а также сделаны копии основного документа, удостоверяющего личность. Эти сведения в электронном виде загружаются в централизованную базу данных.

До прихода к власти радикального религиозно-политического военизированного движения «Талибан» (запрещенная в России организация. – Прим. ред.) в Афганистане развивались технологии использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев. Впервые биометрическая регистрация избирателей применялась при проведении в октябре 2018 года парламентских выборов, при этом сканировались отпечатки только двух пальцев одной из рук.

В преддверии проведения 28 сентября 2019 года президентских выборов Независимая избирательная комиссия Афганистана приняла решение об использовании сканеров отпечатков пальцев избирателей с обновленным программным обеспечением. При этом сканироваться должны были отпечатки не двух, а всех 10 пальцев рук избирателя.

Бразильская система

В Бразилии также развивается технология использования биометрических показателей избирателей, в том числе отпечатков пальцев. Новая технология впервые использовалась при проведении выборов в 2008 году. Устройства для электронного голосования с функцией биометрического считывания отпечатков пальцев избирателей в экспериментальном порядке применялись в трех муниципалитетах разных штатов Бразилии. Кроме того, каждого избирателя фотографируют, и его фотография также может использоваться при идентификации граждан.

Планировалось, что к 2020 году все штаты Бразилии должны были перейти на биометрическую систему регистрации (идентификации) избирателей, однако в связи с пандемией завершение работ по ее внедрению и верификации избирателей было приостановлено, в том числе при проведении в 2020 году муниципальных выборов.

При этом рассматривается вопрос о переходе от контактной биометрической регистрации и верификации избирателей к бесконтактной, в частности, такой, как распознавание лиц, биометрические платежные карты, сканирование вен ладони и пальцев, а также бесконтактные датчики отпечатков пальцев.

Регистрация избирателей

В Йемене при проведении парламентских выборов в 2014 году биометрическая регистрация избирателей проводилась в экспериментальном порядке в избирательном округе №10 города Саны – столицы Йемена. Организация и проведение биометрической регистрации избирателей осуществлялись соответствующими органами под руководством Избирательной комиссии по выборам и референдумам Йемена.

Лицо могло зарегистрироваться в качестве избирателя по месту своего проживания, по месту проживания семьи, по месту трудовой деятельности (при непрерывном трудовом стаже на соответствующей территории не менее шести месяцев). Мужчины при регистрации должны были предъявить один из документов, удостоверяющих их личность: удостоверение личности, военный билет, свидетельство о браке (семейном положении), паспорт. При отсутствии этих документов можно было представить письменное свидетельство территориального представителя службы безопасности.

Женщины могли предъявить свидетельские показания двух женщин, проживающих на одной территории с ними. После идентификации избирателя заполнялась соответствующая регистрационная форма, в которой гражданин оставлял отпечаток большого пальца левой руки. Затем члены регистрационного центра изготавливали карточку избирателя с фотографией.

Карточка избирателя содержала фотографию, полное имя избирателя, дату рождения, информацию о его удостоверении личности либо о письменном свидетельстве территориального представителя службы безопасности, либо о двух женщинах-свидетельницах (для избирателей-женщин), адрес места жительства избирателя, дату регистрации и номер регистрации избирателя, номер избирательного округа и избирательного участка, подпись сотрудника и печать соответствующего отделения регистрационного центра. В список избирателей избирательного участка могли быть включены в среднем 350 избирателей.

По материалам журнала «Гражданин. Выборы. Власть»

Фото с сайта www.jornaltornado.pt

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости