23.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Победила молодость


В Чили завершились президентские выборы, которые, пожалуй, стали самыми важными со времени возвращения страны к демократии в 1990 году. В силу резкой поляризации чилийского общества после массовых протестов двухлетней давности против социального неравенства во втором туре выборов 19 декабря сошлись представители леворадикального и крайне правого флангов политического спектра.

В итоге кандидат от широкого левого блока «Я выбираю достоинство» 35-летний Габриэль Борич одержал уверенную победу с 56% голосов и станет самым молодым президентом в истории Чили. Его соперник, кандидат от Христианского социального фронта Антонио Каст, заручился поддержкой 44% избирателей и сразу поздравил Борича с триумфом.

В первом туре выборов Каст получил 28% голосов и на 3% опередил Борича. Это стало шоком для многих чилийцев. Ультраконсерватор Каст, которого сравнивают с бразильцем Болсонару, выступал за резкое снижение налогов для крупного бизнеса, за ужесточение и так строгого законодательства об абортах и за укрепление северной границы для борьбы с незаконной миграцией (главным образом из Венесуэлы и Гаити). В Чили его называют «андским Трампом» – так же как и его идеал из США, он называет себя «политически некорректным». В частности, Каст никогда не скрывал, что является поклонником Аугусто Пиночета. В конце 1980-х годов он выступал против демонтажа диктаторского режима, а его брат был министром в правительстве Пиночета. Недавно стало известно, что отец Каста, выходец из Германии, был членом НСДАП. Вероятно, ожившие воспоминания о темном чилийском прошлом подтолкнули многих абсентеистов первого тура к голосованию. Во втором туре явка достигла 56%, причем Боричу удалось расширить свою электоральную базу за пределы Сантьяго и других крупных городов и привлечь голоса сельских избирателей.

Габриэль Борич, происходящий из семьи хорватских иммигрантов, получил юридическое образование в университете в Сантьяго. В 2011 году он возглавил масштабные студенческие протесты в стране, а в 2014 году был избран в палату депутатов. В ходе президентской кампании Борич обещал «похоронить» неолиберальную экономическую модель, оставшуюся от диктатуры генерала Пиночета, и повести решительную борьбу с социальным неравенством. Он выступал за создание более доступных систем образования и здравоохранения, за преобразование частной пенсионной системы в государственную. Средства для этого Борич предлагает получить за счет повышения налогов для сверхбогатых. Кроме того, он выдвигал лозунги гендерного равенства, расширения прав коренных народов и усиления мер по защите окружающей среды. Амбициозная цель Борича состоит в том, чтобы построить в Чили полноценное социальное государство по европейскому образцу. При этом Борич разделяет ценности парламентской демократии и, в отличие от поддерживающей его компартии Чили, воздерживается от выражения солидарности с левоавторитарными режимами континента вроде кубинского и венесуэльского. Также он подчеркивает, что предстоящие изменения будут постепенными и не должны подрывать бюджетную устойчивость.

Борич получит президентские полномочия в марте 2022 года. В том же году в Чили должен пройти референдум по новой конституции, которая сейчас готовится и придет на смену конституции, принятой при Пиночете. Другими словами, Чили на пороге глубоких изменений. Совершенно очевидно, что осуществление задуманных реформ будет для Борича непростым. У него нет большинства в Национальном конгрессе, не закончена борьба с пандемией, еще дольше придется бороться с ее экономическими последствиями. Тем интереснее будет наблюдать за ходом нового левого эксперимента, который начинается в Чили почти через 50 лет после предыдущего.

Пока мало кто может предсказать результаты этого левого поворота Чили. Ранее огромные успехи страны были достигнуты во время правления крупных политических блоков – правоцентристских и левоцентристских. Три десятилетия после ухода Пиночета были годами «экономического чуда» (milagro economico), а сама страна – витриной демократии на континенте. С 1990 по 2018 год ее экономика росла на 4,7%, что значительно выше, чем в среднем в Латинской Америке. Индекс бедности, по данным Всемирного банка, снизился за этот период с 40% до 10,8%.

В Чили была независимая демократическая печать, которая не снилась ни одной другой стране Латинской Америки, действовали сильные политические институты. В 2005 году президент Рикардо Лагос предложил радикальную реформу, по которой президентский срок был снижен с шести до четырех лет, без права немедленного переизбрания. Было решено, что четырех лет достаточно, чтобы президент мог показать себя.

Но при этом все эти годы страна жила по экономической модели, внедренной Пиночетом и по его конституции. Диктатор, придя к власти, пообещал вырвать «раковую опухоль марксизма» Чили, которая, по его словам, пустила метастазы в годы Альенде с его социалистическими реформами. Но сейчас, по прошествии времени, большинство чилийцев, выбирая между условными Пиночетом и Альенде,  выбрали последнего.

По материалам newizv.ru

Фото с сайта media.cnnchile.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости