28.03.2024

Новости

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

26.03.2024 Отчеты партий

26.03.2024 Итоги конкурса публикаций о выборах

25.03.2024 Юбилей теризбиркома

Новый закон


Государственная Дума на пленарном заседании 9 ноября приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В случае его окончательного утверждения это будет новый закон, а не поправки в действующие нормы. Прежний федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» утратит свою силу.

Актуальное законодательство

Авторами проекта федерального закона являются председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Они уверены, что ограничиваться точечными изменениями не стоит, нужен именно новый закон. Подготовленный законопроект состоит из 11 глав и 65 статей.

– Действующий закон вступил в силу в тысяча девятьсот девяносто девятом году. За годы действия изменения в него были внесены ста восьмьюдесятью семью федеральными законами. Закон превратился, по сути, в лоскутное одеяло. Нетронутыми остались только десять статей, причем две из них технические – это переходный период и вступление в силу. Единство системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней власти как единого целого, – отмечает Павел Крашенинников.

При этом большинство статей претерпевало изменения неоднократно. Например, статья 18 «Высшее должностное лицо» менялась более 50 раз, статья 5 «Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» – около 30.

«Для перечисления имущества, необходимого для осуществления полномочий, не хватило русского алфавита, в действующем законе такие полномочия заканчиваются на абзаце «Я-5». С учетом реального положения дел было принято решение о разработке нового актуального законодательного акта», – добавил депутат. Он обозначил ключевые положения документа.

Закрепление принципов

Выстраиваются механизмы взаимодействия органов публичной власти (федеральных, региональных, муниципальных), действующих на территории субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией закрепляются принципы деятельности указанных органов. К ним, в частности, отнесены обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, верховенство Конституции РФ, государственная и территориальная целостность России, согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях, разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения полномочий, признание и гарантированность местного самоуправления.

Для наиболее эффективного решения общих задач в интересах граждан, проживающих в конкретном регионе, законопроектом определяется, что органы, входящие в единую систему публичной власти региона, содействуют развитию местного самоуправления, обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Основная задача готовящегося закона – отладить обратную связь между федеральной властью, регионами и муниципалитетами. Должна быть оперативная реакция на проблемные вопросы на местах. При необходимости разногласия могут быть вынесены на обсуждение Государственного совета в порядке, определенном уже действующим законом о Госсовете.

Четкая система

Статья 3 законопроекта посвящена обеспечению верховенства Конституции РФ и федерального законодательства.

– Мы исходим из того, что в нашей правовой системе, основанной на Конституции, не могут применяться правила международных актов, которые противоречили бы конституционным положениям. Такое противоречие устанавливается Конституционным Судом, – пояснил автор проекта закона.

Также предлагается обновить систему региональных органов власти. В систему органов государственной власти субъекта Федерации входят законодательный орган, высшее должностное лицо, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти региона, иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации.

Мировые судьи субъекта Федерации осуществляют свою деятельность на территории региона в соответствии с законодательством РФ о судебной системе. Система региональных органов власти становится более универсальной, четкой и понятной для граждан. Появляется разграничение полномочий, большая публичность и понятность действий властей, их ответственность перед гражданами.

Не губернатор, а глава

Согласно законопроекту высшее должностное лицо субъекта Федерации признается обязательным органом публичной власти в регионе и в силу единства публичной власти одновременно замещает и государственную должность РФ, и государственную должность субъекта.

Сейчас глава региона может быть высшим должностным лицом субъекта, руководителем высшего исполнительного органа или совмещает обе должности. При этом должность руководителя высшего исполнительного органа относится к государственным должностям РФ, а должность высшего должностного лица региона не является обязательной и отнесена к государственным должностям субъекта РФ. Если глава региона совмещает эти должности, то он одновременно замещает государственные должности РФ и субъекта РФ. В проекте закона предлагается единое регулирование этого вопроса.

Для унификации наименованием должности высшего должностного лица предложено «глава» с дальнейшим указанием субъекта РФ. При этом с учетом исторических, национальных и иных традиций конституцией (уставом) субъекта может быть предусмотрено дополнительное наименование должности.

– Это может быть губернатор, мэр или глава. Глава субъекта РФ не может быть президентом. В общем-то здесь ничего нового нет: недопущение использования слова «президент» в наименовании высшего должностного лица региона уже есть в действующем законе, – добавил Павел Крашенинников.

Аналогичные правила

Глава субъекта формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке. Он может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя регправительства, если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта. Председатель правительства организует работу высшего исполнительного органа.

Высшее должностное лицо представляет субъект в отношениях с президентом, правительством, Государственным советом, иными органами и организациями, как глава исполнительной власти в регионе обеспечивает взаимодействие исполнительных органов субъекта с иными органами, входящими в единую систему публичной власти.

– Аналогично действующим правилам глава субъекта избирается либо гражданами России, либо депутатами регионального законодательного органа из числа представленных президентом кандидатур по предложениям политических партий, – говорит парламентарий.

Без ограничений

Нормы о количестве сроков полномочий высшего должностного лица субъекта предложено исключить из федерального закона. Однако это не лишает регионы возможности с учетом своей специфики самостоятельно предусмотреть в уставах и конституциях правила по количеству переизбрания главы субъекта.

– В каждом регионе разные общественно-политические ситуации. Мы знаем примеры, когда губернаторы долгое время успешно справлялись со своей работой, – добавил Павел Крашенинников.

Сейчас норма, ограничивающая количество сроков для главы, содержится в статье 18 действующего федерального закона, которая подвергалась многочисленным изменениям. При этом до 1999 года ограничений по срокам на федеральном уровне не было. Кроме того, эта статья вообще была исключена из федерального закона в конце 2004 года.

– Тогда были исключены и прямые выборы глав регионов. Девять лет назад ограничение появилось опять. Глава прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом, – отмечает автор законопроекта.

С учетом выстраиваемого единства публичной власти, особого правового положения и круга решаемых главой публичных задач корректируется механизм ответственности главы субъекта. Он может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия. Решение президента об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности автоматически влечет за собой отставку председателя регионального правительства. В этом случае высший исполнительный орган региона продолжает действовать до сформирования нового правительства.

Статус врио

Определяется порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица (врио). Президент вправе своим указом назначить врио на период до вступления в должность вновь избранного главы. До назначения исполняющего обязанности главы, а также в случаях, если глава временно не может исполнять свои обязанности, функционал передается председателю регионального правительства, а при его отсутствии – заместителю высшего должностного лица.

Врио обладает правами и обязанностями главы региона. И таким образом, врио, назначенный президентом, полностью несет ответственность за принятые решения, является лицом, одновременно замещающим государственную должность РФ и госдолжность субъекта РФ. При этом статус лица, временно исполняющего обязанности на период краткосрочного отсутствия главы региона (председатель правительства, его заместитель и др.), определяется конституцией (уставом) субъекта.

– В любом случае врио не вправе вносить предложения об изменении конституции (устава), а также распускать законодательный орган субъекта, – пояснил депутат.

Логичное полномочие

Для обеспечения стабильности системы публичной власти предложено определить, что срок полномочий высшего должностного лица, а также законодательного органа составляет пять лет. Согласно действующим нормам, срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать пяти лет.

– На практике эти сроки и так устанавливаются в пять лет, в том числе и потому, что они связаны с формированием Совета Федерации, сроком полномочий сенаторов, – обратил внимание Павел Крашенинников.

Система органов исполнительной власти в регионах выстраивается более четко и в соответствии с подходами, определенными в Конституции и в законе «О Правительстве РФ», где указано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти.

В систему региональных органов исполнительной власти входят высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта (правительство региона). Предусматривается, что глава субъекта определяет систему и структуру региональных исполнительных органов в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Это полномочие главы логично следует из постулата о том, что он руководит исполнительной властью и, соответственно, несет общую ответственность за ее деятельность.

Для обеспечения единства публичной власти в проекте закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора.

– Здесь определены ключевые сферы, где такое участие особенно важно. Например, такое согласование предусмотрено Жилищным кодексом для руководителей органов государственного жилищного надзора и Градостроительным кодексом – для руководителей органов регионального государственного строительного надзора, – говорит парламентарий.

Формы работы

Депутат законодательного органа субъекта будет осуществлять свою деятельность в двух формах: на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. При этом законом субъекта РФ должно быть установлено число депутатов, работающих на профессиональной основе.

Все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии со статусом депутатов Госдумы и муниципальных депутатов предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте. Эти меры предлагаются за нарушение антикоррупционного законодательства, за несообщение о конфликте интересов, за осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти, а также региональные исполнительные органы, их руководители, а также представители муниципальных органов по приглашению законодательного органа региона выступают в региональном парламенте и отвечают на вопросы депутатов. Это одна из форм реализации принципов гласности и единства публичной власти.

При этом корректируется и механизм ответственности. Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, а указанный орган его не устранит в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава субъекта принимает решение о роспуске законодательного органа.

Облегчить коммуникацию

Проектом предусматривается ряд норм, направленных на совершенствование законодательного процесса, причем как федерального, так и регионального. Предполагается оптимизация процессов взаимодействия между региональными органами и федеральным парламентом.

Планируется уменьшить срок рассылки Госдумой в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Так, предлагается установить срок рассылки законопроектов до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас 30 дней). А если более 2/3 субъектов РФ выскажутся в поддержку законопроекта, то указанный срок может быть сокращен по решению Госдумы. Срок представления поправок ко второму чтению законопроектов по предметам совместного ведения также предлагается установить в 15 дней.

В то же время предусматривается, что законопроект, касающийся конкретных регионов, не может быть рассмотрен Госдумой без учета их мнения. Указывается, что парламент будет направлять проект федерального закона по предметам совместного ведения главе региона (сейчас – в высший исполнительный орган) и в законодательный орган.

По аналогии с федеральными законами для региональных законов предусмотрено общее правило, что они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу. Сейчас эта норма в ряде случаев отсутствует, что вызывает практические вопросы и споры о порядке вступления в силу соответствующих актов. Перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах предлагается дополнить прокурорами.

Укрупнение по сферам

Законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности государственного управления в регионах. Переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Сейчас их около 100 пунктов, многие носят отсылочный характер, указывая на иные федеральные законы, другие направлены на детализацию конкретного полномочия. На региональном уровне контролирующие органы требуют от субъектов Федерации дословного воспроизведения и исполнения формулировок указанных подпунктов. Иной подход рассматривается как нарушение закона или нецелевое расходование средств.

Действующие нормы не универсальны: либо очень общие, либо совсем узкие. Перечень собственных полномочий регионов по предметам совместного ведения пересмотрен и укрупнен по сферам, в которых они осуществляются, для исключения их некорректного истолкования на местах. Это позволит исполнительной власти в регионах более точно осуществлять свою деятельность.

Исключаются нормы, детально регулирующие бюджетный процесс, с тем чтобы не было пересечений и дублирований. В этой части предусмотрена отсылка к Бюджетному кодексу. Скорректированы положения по собственности субъекта РФ. Предложен универсальный подход в части, касающейся положений о собственности региона. Сейчас перечень имущества закрытый, а его предлагается сделать открытым. Регионы смогут иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления своих задач. При этом законопроектом определяются основы порядка учета имущества субъекта РФ. Действующий федеральный закон содержит «мертвую» норму о том, что порядок учета имущества субъекта определяется федеральным законом. Этого закона нет.

– Мы предлагаем непосредственно в законе основные правила учета имущества субъекта. В учет имущества включается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения об имуществе субъекта Федерации, а также внесение указанных сведений в реестр имущества субъекта. Детализация данного порядка будет осуществляться регионом самостоятельно, – отметил автор законопроекта.

Предусмотрена возможность дистанционного участия в заседаниях законодательного органа, а также дистанционного взаимодействия органов публичной власти.

Вступление в силу

Павел Крашенинников также отметил комплекс норм, посвященных обеспечению доступа населения к информации о деятельности региональных органов публичной власти. Это обеспечивается, в частности, путем опубликования нормативных актов на сайтах. Так же, как и законы, нормативные правовые акты главы субъекта, иных исполнительных органов субъекта подлежат официальному опубликованию (размещению), в том числе на официальных сайтах указанных органов.

Акты исполнительных органов подлежат официальному опубликованию только после их государственной регистрации в соответствии с региональным законом. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, считаются не вступившими в силу.

В случае принятие законопроекта ожидается, что основная часть положений вступит в силу уже с 1 июня 2022 года. Отдельные главы вступят в силу со дня официального опубликования закона. Главы, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, вступят в силу с нового финансового года – 1 января 2023 года.

По материалам rg.ru

Фото с сайта duma.gov.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости