19.04.2024

Новости

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

16.04.2024 Общероссийская тренировка

16.04.2024 Легко ли быть мэром?

16.04.2024 Баяндаевский район. Навстречу выборам

15.04.2024 Усть-Уда. Подготовка к выборам

План Сперанского


Большинству из нас Михаил Сперанский известен как сибирский генерал-губернатор. А знаете ли вы, что он стоял у истоков принятия принципа разделения властей в России и впервые выступил за создание системы дум во главе с Государственной? О том, какую роль сыграл Михаил Михайлович в формировании парламентаризма в российском государстве, читайте в материале доктора исторических наук Юрия Петрова.

Приверженность курсу

К началу XIX века относится очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма. После дворцового переворота 1 марта 1801 года, в результате которого император Павел I был убит, на престол вступил его старший сын Александр, любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием.

Александр взошел на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами и намерениями. В изданном 12 марта 1801 года Манифесте он объявил, что будет управлять «Богом врученным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей императрицы Екатерины Великия», тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II. 

Однако Александр I не мог не считаться с новым духом времени, в первую очередь с влиянием Французской революции на умы своих подданных. В первые годы царствования перед ним стояли задачи усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных преобразований.

Не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, он стремился найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы времени. Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов.

Блестящая карьера

Наиболее выдающимся государственным деятелем «дней Александровых прекрасное начало», как назвал это время Александр Пушкин, был Михаил Сперанский. Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру.

Службу он начал еще при Павле I, с 1803 года стал директором одного из департаментов Министерства внутренних дел, а в 1808 году был назначен членом Комиссии составления законов и товарищем министра юстиции. Никто не мог с таким блеском и логикой подготовить доклад, проект, оформить текст закона. Все важнейшие законы начиная с 1802 года составлялись или редактировались Сперанским.

Он глубоко воспринял философские идеи века Просвещения. В своих политических проектах выступал сторонником естественно-правовой теории, происхождение государства рассматривал как следствие общественного договора. В конце 1808 года Александр поручил Сперанскому разработку плана политического преобразования России. Тот, по его свидетельству, «изучил все существующие в мире Конституции» (своды основных законов государства), ежедневно встречался с императором, обсуждая с ним каждый раздел плана.

Стройная система

Осенью 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» Сперанский представил императору. Во вводной части проекта он подчеркивал неотложность преобразований. Для предотвращения потрясений, подобных Французской революции, необходимы, указывал он, радикальные преобразования, а не поправки, ибо возможность «исправить зло частными мерами миновала».

Вывод автора проекта звучал вполне определенно: «Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа... настало время переменить ее и основать новый вещей порядок». Но эти реформы должны были не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть царя. План Сперанского был нацелен на превращение страны в «истинную монархию» на основе октроированной Конституции (дарованной монархом. – Прим. ред.), которая должна быть, по его мнению, «не следствием воспаления страстей и крайности обстоятельств», а обязана своим рождением «благодетельному вдохновению верховной власти». 

Согласно хорошо ему известным принципам государственно-правовой теории Монтескье и Руссо Сперанский в своем плане провел принцип разделения властей – законодательной, исполнительной (высший орган – министерства) и судебной (высший орган – Правительствующий Сенат) – при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреждений четырех степеней, основанная на принципе разделения властей.

Три состояния

Для законодательной деятельности предлагалось создать Государственную Думу, которая должна была рассматривать законопроекты, представляемые правительством. При этом Сперанский не предлагал вводить в России всеобщие либо сословные выборы. Автор проекта считал правомерным «разделение состояний» людей с различным уровнем их гражданских и политических прав. В основу этого деления был положен имущественный ценз.

В соответствии с этим Сперанский устанавливал такое «разделение состояний»: дворянство (владельцы земли с поселенными на ней крестьянами), «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Дворяне обладали всеми гражданскими и политическими правами, «среднее состояние» – только гражданскими, но при приобретении недвижимой собственности могли получить и политические права. «Народ рабочий» не имел ни политических, ни гражданских прав.

Намеченный в плане Сперанского процесс формирования Думы включал три промежуточных этапа. Сначала создавались низшие волостные думы, затем окружные и, наконец, губернские. Депутатский корпус от окружного до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее.

Статус Думы

Сперанский сформулировал и основной принцип нового государственного порядка: никакой новый закон не мог быть издан «без уважения Думы». Реформатор хотел так устроить «законодательное сословие», чтобы его постановления нуждались в утверждении «державной власти», но «чтоб мнения его были свободны и выражали собою мнение народное».

Решение по законопроекту в Думе принимались простым большинством голосов. В то же время право самостоятельного редактирования законопроектов, а также право законодательной инициативы Думе не предоставлялось. Собрание депутатов, созываемое осенью, должно было заседать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в Думу законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Думу.

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Он должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императором.

Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского не затрагивала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог прервать сессию Государственной Думы, распустить ее и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором.

Жертва недовольства

Александр I признал проект «удовлетворительным и полезным». Сперанский составил и календарный план претворения в жизнь своего проекта. Однако его идеи встретили упорное сопротивление сенаторов, министров и других высших сановников, считавших преобразования слишком радикальными и опасными. Аристократическая элита была уязвлена и тем, что первым после императора лицом в государстве стал человек незнатного происхождения – провинциальный «попович».

На него посыпались доносы c обвинениями в шпионаже в пользу Франции. Александр I, столкнувшись с сильным противодействием со стороны правящих кругов, отклонил одобренный им ранее план Сперанского. Император был убежден в невиновности Сперанского, но принес его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами. Система дум во главе с Государственной так и не родилась.

Единственное, что воплотилось в жизнь из плана Сперанского, это учреждение 1 января 1810 года Государственного совета, законосовещательного органа, который не имел права законодательной инициативы, а только обсуждал предложенные ведомствами проекты. Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императора. Если император присутствовал на заседаниях, то он занимал место председателя. В состав совета входили все министры, а также лица, назначаемые императором пожизненно из высших сановников.

При этом император мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Государственного совета или отвергнуть то и другое, приняв собственное решение. Как законосовещательный орган Государственный совет просуществовал до 1906 года, когда с появлением Государственной Думы ему были приданы права верхней законодательной палаты.

В марте 1812 года Александр I распорядился отправить Сперанского в ссылку в Нижний Новгород, затем по новому доносу его сослали в Пермь. Опала вызвала бурю восторга в придворных кругах. В 1814 году Сперанского вызвали из пермской ссылки, в 1816 году он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 году – сибирским генерал-губернатором, проведя на этом посту крупную административную реформу.

В 1821 году Сперанского возвратили в Санкт-Петербург, назначили членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. Но сломленный духовно реформатор не мог уже вернуть былого положения и провести в жизнь намеченные ранее преобразования.

Суровая критика

Недовольство аристократической элиты либеральными проектами Сперанского и вообще политикой Александра I в первое десятилетие его царствования нашло выражение в составленной для царя в 1811 году Николаем Карамзиным «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Главный смысл «Записки» заключался в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависели от могущества самодержавия: Россия процветала, когда оно было сильно, и падала, когда оно ослабевало.

Суровой критике великий историк подверг политику Александра I, поскольку проводимые им новшества могут ослабить самодержавие. Карамзин протестовал против «излишней любви к государственным преобразованиям», против «изобретения разных министерств и Советов».

Тем не менее проект Сперанского, несмотря на то, что не был ни разработан до конца, ни реализован полностью, стал важным шагом на пути Российской империи к конституционному государству европейского типа. Спустя почти столетие идеи Сперанского активно использовались при разработке Положения о Государственной Думе в 1905 году.

По материалам rcoit.ru

Фото с сайта infourok.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости