29.03.2024

Новости

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

26.03.2024 Отчеты партий

26.03.2024 Итоги конкурса публикаций о выборах

25.03.2024 Юбилей теризбиркома

Конкурентная «трехдневка»


Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила доклад, посвященный итогам выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва. Кампания проходила в условиях пандемии и принципиального изменения избирательного законодательства. Этот факт во многом определил ход выборной гонки. О ее особенностях и результатах читайте в материале.

Важные перемены

Парламентским выборам предшествовал ряд новелл, внесенных в избирательное законодательство и направленных на защиту суверенитета России, расширение возможностей граждан реализовать активное избирательное право. Одним из главных изменений стало многодневное голосование.

Серьезным фактором обеспечения общественного контроля на выборах стало увеличение числа наблюдателей из расчета по два человека на каждый день голосования. Это дало возможность партиям, кандидатам, субъектам общественного контроля задействовать до шести наблюдателей на участке.

Часть новаций составили нормы, действие которых направлено на повышение требований к кандидатам на выборные должности, совершенствование механизмов защиты государства и общества. Одним из ключевых элементов данных мер является расширение перечня преступлений, совершение которых влечет за собой ограничение пассивного избирательного права. Ограничения коснулись осужденных к лишению свободы и имеющих на день голосования неснятую или непогашенную судимость за преступления средней степени тяжести. До истечения пятилетнего срока со дня снятия или погашения судимости такие лица не имеют права участвовать в выборах.

– Жесткость закона в их отношении свидетельствует о стремлении сделать российский избирательный процесс в максимальной степени открытым, прозрачным и легитимным, подотчетным государству и обществу, а результаты выборов – объективным отражением волеизъявления российского избирателя, – говорится в докладе.

Защита от вмешательства

Важным элементом совершенствования законодательства стали меры, направленные на противодействие внешнему вмешательству в российский избирательный процесс. Так, были внесены изменения, касающиеся физических и юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Установлен запрет на участие в выборах депутатов Госдумы для лиц, причастных к экстремистской деятельности. Норма призвана предотвратить возможность участия в выборах граждан, имеющих отношение к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанных судом экстремистскими или террористическими организациями.

В связи с развитием интернет-технологий в избирательное законодательство был внесен комплекс поправок, связанных с особенностями правового регулирования агитации в Сети. В условиях многодневного голосования не применялось требование о «дне тишины», когда агитация запрещена.

Существенно расширились права ЦИК России по определению особенностей голосования, включая установление порядка голосования в течение нескольких дней, порядков электронного дистанционного голосования и видеонаблюдения. Несомненное влияние на принятие решений оказывала эпидемиологическая ситуация в стране и мире.

Летом 2020 года Роспотребнадзор представил первые рекомендации по голосованию в неблагоприятных эпидемиологических условиях. Тогда и было сформулировано предложение о многодневном голосовании для снижения нагрузки на избирательные участки.

Ведомство рекомендовало разграничить потоки избирателей за счет отдельных входов и выходов в участковых избирательных комиссиях, использовать средства индивидуальной защиты, соблюдать санитарную дистанцию, регулярно проводить дезинфекцию помещения.

В 2021 году Роспотребнадзор выпустил новые рекомендации по проведению выборов в Госдуму в условиях коронавирусной инфекции. К ранее использовавшимся мерам защиты добавилась рекомендация всем участникам избирательного процесса пройти вакцинацию.

Тотальное наблюдение

На выборах в Госдуму значительно расширился масштаб применения средств видеонаблюдения как по охвату избирательных участков, так и по общей продолжительности трансляции видеосигнала.

Видеонаблюдение с возможностью онлайн-трансляции на служебный портал в интернет было организовано из помещений 50 тысяч участковых и территориальных избирательных комиссий.

Кроме того, 5,6 тысячи таких объектов оборудовали видеонаблюдением с офлайн-трансляцией, еще 36,2 тысячи объектов – видеорегистраторами (устройствами видеофиксации с сохранением записей).

В общей сложности видеонаблюдение охватывало 91,8 тысячи участковых и территориальных избиркомов. Средствами видеонаблюдения и видеофиксации было оборудовано 96% избирательных участков.

Для ускорения обработки информации и защиты данных на 98% избирательных участков протоколы участковых избирательных комиссий сформировали с использованием QR-кода.

С 17 по 19 сентября на избирательных участках применялось 14 тысяч комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), программно-технологическое оснащение которых было адаптировано под эксплуатацию в режиме многодневного голосования.

Чтобы обеспечить гарантию реализации прав избирателей на участие в выборах, гражданам предоставили возможность проголосовать по месту нахождения. Всего с использованием механизма «Мобильный избиратель» было подано более 3,5 миллиона заявлений избирателей.

Ликвидация и создание

Накануне кампании правом на участие в выборах обладали 32 партии, при этом половина из них была освобождена от сбора подписей избирателей, что свидетельствует об их политической состоятельности. В связи с объединением партий «Справедливая Россия», «Патриоты России» и «За правду» количество партий, имеющих льготу, составило 14.

– Партийно-политическая динамика предвыборного года была достаточно оживленной. В 2020–2021 годах общая численность политических партий имела тенденцию к уменьшению. Это было связано с прекращением деятельности политических партий, массово созданных в 2012–2013 годах, но не нашедших своего избирателя и прекращавших деятельность в связи с длительным неучастием в выборах, – считают эксперты.

В этой связи сокращение числа партий носило естественный, конкурентный в своей основе характер, связанный с нахождением баланса спроса и предложения на политическом рынке.

Параллельно с уходом с политической сцены партий, не получивших своего развития, в системе возникали новые политические объединения: Партия прямой демократии, «Новые люди», «Зеленая альтернатива» и «За правду».

Планы и возможности

Сокращение числа политических партий перед стартом избирательной кампании не привело к снижению политической активности и политического многообразия. На выборах был представлен весь партийно-политический спектр – от крайне левых до крайне правых. В избирательной кампании 2021 года участие приняли 23 партии (77% от числа имевших право выдвигать кандидатов).

Важной особенностью избирательной кампании было минимальное за последнее время количество кандидатов (списков кандидатов), получивших отказ в регистрации. На выборах в Госдуму не был зарегистрирован только один партийный список, причем причина отказа бесспорна. Партия «Российский общенародный союз» не собрала необходимое количество подписей.

Для сравнения: на прошлых выборах не было зарегистрировано четыре списка. С 245 до 180 снизилось количество отказов в регистрации в одномандатных округах на выборах в Госдуму.

Число отказов в регистрации списков кандидатов на выборах региональных парламентов в 2021 году по сравнению с аналогичными выборами 2016 года сократилось вдвое. Все отказы в регистрации связаны исключительно с нарушением требований законодательства со стороны партий и их кандидатов: претенденты на выборные места не указывали информацию о своей судимости, наличие счетов в зарубежных банках, иностранное гражданство.

– Все процедуры отказа в регистрации полностью соответствовали нормам российского законодательства и не могли быть рассмотрены в качестве обстоятельств, препятствующих политической конкуренции и реализации гражданами избирательных прав, – говорится в отчете.

Общий масштаб

Выборы продемонстрировали высокий уровень конкуренции. Среди кандидатов, выдвинутых по партийным спискам в Государственную Думу, она достигла порядка 17 человек на мандат. На выборах в одномандатных округах конкуренция составила в среднем восемь-девять кандидатов на мандат.

– У любого политически активного гражданина в соответствии с законом была возможность предложить себя в качестве кандидата от какой-либо партии, а избирателю было из кого выбирать. В кампании отсутствовала предопределенность результата, – считают авторы доклада НОМ.

Конкуренция между партиями происходила и за неопределившегося избирателя, и за наиболее эффективную мобилизацию сторонников.

В 2021 году в выборах депутатов Государственной Думы впервые участвовали общественные наблюдатели. Более 75 тысяч человек находились в помещениях для голосования, постоянно поддерживали связь с ситуационным центром Общественной палаты РФ и региональными общественными штабами, передавая оперативную информацию с избирательных участков.

В целом по стране развернутая сеть непосредственного контроля и наблюдения на участках включала более полумиллиона человек, представлявших интересы гражданского общества и конкурирующих политических сил.

На избирательных участках 17–19 сентября присутствовали 491435 наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Были аккредитованы 14574 представителя от 2981 средства массовой информации.

Данные цифры лишь частично отражают общий масштаб общественного контроля, поскольку не учитывают резервный состав привлеченных наблюдателей, волонтеров общественных горячих линий, а также граждан, имевших доступ к видеонаблюдению в центрах общественного наблюдения (ЦОН).

Работа ЦОН

Общественный контроль за ходом голосования осуществлялся и на участках за рубежом. В 51 стране эту работу вели более 200 соотечественников, направленных Общественной палатой РФ.

В ситуационном центре Общественной палаты России более 40 волонтеров в режиме реального времени получали информацию от наблюдателей из всех регионов страны, на его площадке также работала горячая линия. В присутствии журналистов разбирались конкретные ситуации с возможностью обратной перемотки и просмотра происходившего на участках.

Для доступа к видеонаблюдению было развернуто 86 ЦОН. Наблюдение осуществлялось в круглосуточном режиме с использованием средств видеонаблюдения, трансляции изображения, а также средств коллективного пользования, применяемых для отображения информации, поступавшей из участковых и территориальных избирательных комиссий.

В работе ЦОН участвовали члены общественных палат, Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченные по правам человека, наблюдатели, представители партий и кандидатов, граждане РФ, представители аккредитованных СМИ, международные наблюдатели и эксперты.

С полной гарантией

Еще на этапе разработки порядка дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в апреле 2021 года в ЦИК была создана рабочая группа экспертной оценки системы с участием IT-экспертов.

Позднее Общественной палатой РФ была образована отдельная рабочая группа по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием. Такой контроль за ДЭГ был организован на базе ситуационного центра. Там работала техническая группа, которая имела доступ к системе блокчейн и могла оценить проходящие процедуры в режиме онлайн. Для проверки целостности системы ДЭГ использовался механизм «Цифровой сейф-пакет Общественной палаты РФ». В присутствии общественности и СМИ ежедневно копировался весь объем блокчейна.

По окончании голосования было произведено сравнение копий в «сейф-пакете» с информацией, которая содержалась в системе в момент подсчета голосов.

На площадке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина в период с 17 по 19 сентября функционировал ситуационный центр Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». Он был организован совместно с корпусом «За чистые выборы» при поддержке Ассоциации юристов России.

На протяжении трех дней голосования специалисты центра вели прием, обработку и проверку всей информации, поступавшей от наблюдателей и иных участников избирательного процесса.

Каждое сообщение проходило многоуровневую проверку, затем специалисты связывались с наблюдателями на участках, электоральными экспертами, ЦОН в регионах для верификации данных о возможных проблемах. К каждому сообщению добавлялся правовой комментарий с разъяснениями, а также ему присваивался соответствующий статус. Наблюдатели и иные участники процесса имели возможность отправлять сообщения через мобильное приложение НОМ или специальную форму на портале Ассоциации.

За весь период голосования на портал НОМ поступило более 158 тысяч сообщений, из них о ходе выборов – 157916, о нарушениях – 684 сообщения.

В случае подтверждения фактов нарушений избирательного законодательства или процесса представители Ассоциации НОМ держали данные ситуации на особом контроле до момента принятия соответствующих решений.

Прогнозы и результаты

Выборы депутатов Государственной Думы прошли в острой борьбе при высокой степени конкуренции и существенной электоральной интриге, связанной с количеством партий, которые преодолеют избирательный барьер и сформируют фракции в парламенте.

Результаты выборов продемонстрировали достаточно высокую явку избирателей – 51,68%, что на 3,8% больше, чем в 2016 году. Результаты оказались соответствующими прогнозам.

По итогам выборов в российский парламент нового созыва прошло пять политических сил, включая молодую партию «Новые люди» и «Справедливую Россию – Патриотов – За правду», созданную в результате слияния трех партий.

Этот факт явно демонстрирует обновление партийной системы, ее открытость. Кроме парламентских целый ряд непарламентских партий по итогам выборов 2021 года получил свое представительство в региональных парламентах.

«Многодневка» на будущее

Использование в 2021 году многодневного голосования было обусловлено пандемией, поскольку распределение избирателей по дням голосования способствует соблюдению норм социального дистанцирования в сложных санитарно-эпидемиологических условиях. Вместе с тем голосование в течение нескольких дней имеет и ряд других преимуществ по сравнению с традиционным однодневным.

Прежде всего, это возможность проголосовать тем категориям избирателей, которые не могут это сделать в воскресенье, повышение комфортности и удобства процедуры для всех остальных избирателей.

Практика проведения выборов в 2020–2021 годах показала, что в условиях многодневного голосования возможно обеспечить прозрачность избирательных процедур, надежность хранения избирательной документации. В связи с этим имеет смысл сохранить возможность применения указанной формы и в будущем.

Работа ЦОН продемонстрировала эффективность и действенность подобной модели организации видеонаблюдения.

– Система центров общественного наблюдения дала возможность сконцентрировать в одном месте видеонаблюдение, экспертное сопровождение, позволила размещать в этих центрах группы оперативного реагирования, – говорится в докладе.

Узаконить нормы

Выборы в очередной раз показали эффективность и действенность мобильных групп, выезжавших на избирательные участки для анализа проблемных и конфликтных ситуаций.

Однако их активная работа существенно сдерживается отсутствием данной формы общественного контроля в действующем законодательстве. Авторы доклада считают, что целесообразно закрепить в избирательном законодательстве правовой статус представителей субъектов общественного контроля, работающих в составе мобильных групп.

Необходимо продолжать в экспериментальном режиме дальнейшее масштабирование дистанционного электронного голосования как перспективной формы голосования на основе единства технологических требований и унификации процедуры голосования на всей территории применения ДЭГ. Одновременно нужно использовать показавшие свою эффективность инструменты общественного контроля за ДЭГ.

По итогам прошедшей кампании целесообразно перенести ряд оправдавших себя норм из постановлений ЦИК на уровень норм закона.

– Общественным палатам необходимо продолжать работу по повышению правовой культуры, совместно с политическими партиями координировать усилия по обеспечению чистоты и прозрачности выборов. Также нужно совершенствовать программы обучения наблюдателей на выборах, – резюмируется в докладе.

По материалам nom24.ru

Фото с сайта midag.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости