6.07.2022

Новости

06.07.2022 Порядок аккредитации СМИ

06.07.2022 Саянск. Рабочие встречи

05.07.2022 Конкурс в аппарат избиркома

05.07.2022 Кандидаты на муниципальных выборах

05.07.2022 Уточнение границ избирательных участков

04.07.2022 Плюс одна кампания

04.07.2022 Заседание осинского теризбиркома

04.07.2022 Усть-Илимский район. Количество подписей

08.06.2022 Обучение председателей теризбиркомов

08.06.2022 Круглый стол Центризбиркома

Деформация чувств


Кандидат философских наук Марина Федорова изучает очень непростую тему: как меняется религиозное сознание россиян в период пандемии коронавируса. Автор исследования считает, что апокалиптическому настроению во время ковида свойственны игровой характер, склонность к ажиотажу, акцент на индивидуальных переживаниях.

Отличие кризисов

Система кризисов 2020 года, актуализированная вспышкой ковида, затронула все сферы общественной жизни. Ощущения страха, собственной смертности, чувства одиночества и тревоги – переживания, которые составляли основу рефлексии экзистенциализма, – снова начинают восприниматься особенно глубоко.

Разумеется, экзистенциально-цивилизационные кризисы в истории человечества отнюдь не новы. Можно привести множество примеров эпидемий, войн, масштабных природных катаклизмов, после которых жизнь возвращалась в прежнее русло. Однако именно пандемия ковида выявила ряд новых факторов, которые нуждаются в тщательном и всестороннем анализе.

– Это связано с тем, что кризисное состояние, которое мы наблюдаем сейчас, может трактоваться в контексте теории самоорганизации как точка бифуркации, в которой прогноз дальнейшего развития системы имеет неопределенный и непредсказуемый характер, – отмечает автор.

К подобного рода факторам, отличающим современный глобальный кризис от всех предыдущих, можно отнести ускоренную и вынужденную цифровизацию всех сторон социальной жизни человека из-за перехода на дистанционный и виртуальный формат коммуникации.

Кроме того, наблюдается усиление пессимистических настроений и когнитивный диссонанс, порожденные режимом самоизоляции и влиянием массовых, неконтролируемых потоков информации. Следствием данных факторов стал рост протестных настроений и апокалиптических ожиданий по всему миру.

Концепция реинкарнации

Проблема смерти взаимосвязана с религиозными вероучениями: ни одна религия не может обойти вопрос о смерти и посмертного воздаяния. Незнание основ православной традиции и истории русской культуры, которое наблюдается сейчас в молодежной среде, привело к тому, что изменился и образ смерти в глазах молодых россиян.

Наиболее популярной идеей среди современных молодых людей становится идея о продолжении жизни после смерти. Она присутствует не только у верующих, но и у тех, кто отнес себя к атеистам (17,3%), и у тех, кто вообще не верит в сверхъестественные процессы и явления (15,8%).

Показательно, что идея загробной жизни трактуется довольно широко: от веры в реинкарнацию до возможности зомби-апокалипсиса и т.д. При этом в тезис о переселении душ верят 26,11% православных, 31,4% внеконфессиональных верующих и 20% атеистов.

Очевидно, что приоритет жизненных ценностей приводит к популяризации в общественном сознании молодежи концепции реинкарнации, которая часто трактуется молодыми людьми как идея вечной жизни.

Неприличная тема

Для российской культуры всегда было характерно амбивалентное отношение к смерти. В контексте народной культуры долгое время сохранялось принятие смертности, отсутствие страха перед собственным концом. И, напротив, в интеллектуальной отечественной мысли господствовали непримиримое отношение к смерти, попытки борьбы с ней.

Исследование ценностных ориентаций молодежи, проводимое с 2006 по 2019 год, показало, что для нее страх перед смертью был не характерен. Рассуждения о смерти строились в основном вокруг аспектов биоэтики: эвтаназия, трансплантация, сокрытие диагноза.

Наличие большого количества молодежных субкультур определяет и множественность образов смерти. Некоторые группы, например, идеализируют и романтизируют смерть.

Основной установкой по отношению к смерти, которая существовала до начала пандемии, являлся не страх, а стыд, выраженный в стремлении игнорировать вообще танатологическую проблематику.

– Так, проведенный в 2020 году опрос среди студентов высших учебных заведений показал, что тема смерти лидирует среди неприличных для обсуждения тем, оказываясь более неуместной, чем политические взгляды, сексуальная ориентация и конфессиональная принадлежность, – говорит автор.

 

Игра в ковид

Пандемия до определенной степени изменила отношение населения к смерти. С начала распространения заболевания бурно развивалась ковидофобия, в основе которой лежал страх заболеть и умереть. Конечно, в большей степени это касается людей за 30 лет, которые уже столкнулись с переживанием конечности собственного бытия.

Однако с появлением коронавируса молодые люди в возрасте 18–21 года стали всё чаще задумываться о бренности своего существования. Анкетирование, проведенное в сентябре 2020 года, показало, что количество молодых людей, которые стали бояться смерти, увеличилось на 26%. Для примера: в 2017 году их было всего 36%, сейчас – 62%.

Однако страх этот носит не конкретный характер, а описывается скорее как тревога и депрессия, вызванная, по мнению большинства опрошенных, не столько болезнью, сколько режимом самоизоляции и количеством неконтролируемых слухов. Также выяснилось, что значительное число молодых людей верят в теорию заговора (69,3%).

Кроме того, у молодежи наблюдается некая игровая установка применительно к ситуации с ковидом. С одной стороны, она проявляет интерес к модели распространения болезни и ее симптомам. С другой – у молодых людей нет эмпатии к заболевшим, они отрицают реальные угрозы для человеческого общества.

– Причиной такой игры в ковид в молодежной среде можно считать наличие некоторых компьютерных симуляций, эксплуатирующих тематику эпидемий. Сама постановка игровой цели не вызывает никаких моральных дилемм в молодежном сознании. Это подтверждает наличие еще одной черты ценностного сознания молодого поколения: отсутствия осознания связи между смертностью и грехом, – рассуждает автор.

Желанный грех

Взаимосвязь греха и смерти – это центральная идея христианства. Смерть пришла в наш мир вследствие греха, и после смерти человека ожидает суд за грехи. В современном молодежном сознании понятие «грех» теряет свою негативную коннотацию. Грех воспринимается как что-то запретное, но желаемое и абсолютно не страшное.

Идея загробного воздаяния, являющаяся краеугольным камнем христианской эсхатологии, нивелируется под воздействием популяризации научных идей об отсутствии жизни после смерти или концепции реинкарнации.

Если в 1997 году вера в рай и ад, грех и воздаяние была свойственна почти 50% опрошенных, то в 2014-м эту веру разделяли всего 34,6%, а в 2019 – 28,5%.

Это свидетельствует о деформации религиозных чувств, поскольку вера в догмат о Божьем суде является, по мнению некоторых исследователей, индикатором религиозности и морального сознания.

– Пандемия не способствовала росту религиозности среди молодых людей. Напротив, зафиксированы снижение религиозной активности среди молодежи, рост недовольства церковью в период самоизоляции, – обращает внимание Марина Федорова.

Есть незначительный рост внецерковных верующих. Изучение динамики внеконфессиональной религиозности молодежи с 2014 по 2020 год показывает незначительные колебания в пределах 14–17%.

Ожидания народа

Рост религиозности и апокалиптических ожиданий в эпоху пандемии свойственен поколению людей в возрасте от 40 лет. К теме апокалипсиса обращаются как официальные представители Российской православной церкви (РПЦ) в своих блогах и каналах, так и ковид-диссиденты.  

Апокалиптическая тематика характерна для людей, которые отрицают серьезность ковида и выступают против официальной политики как государственной, так и церковной власти.

– Из известных ковид-диссидентов, выступающих с эсхатологическими идеями, стоит назвать скандально известного бывшего схиигумена Сергия. У него много сторонников среди простого населения. Это очевидно как из комментариев, которые люди оставляют в социальных сетях, так и по тегам, которые сопровождают информацию, – отмечается в исследовании.

Популярность взглядов Сергия в российском обществе свидетельствует не только об отсутствии единства в РПЦ, но и о росте протестных настроений в обществе, выраженных в апокалиптических и мессианских ожиданиях.

Состояние «вне»

В современном сознании ожидание Мессии присутствует постоянно, но именно в настоящий момент наблюдается реализация бескомпромиссного мессианического принципа, согласно которому в дни прихода Мессии слабое и незначащее возобладает над тем, что мир считает сильным и важным.

Действительно, первоначальный шок общественности вызывала сама идея о том, что невидимый вирус смог полностью перекроить жизнь в цивилизованном обществе, давно, казалось бы, победившем страшные болезни.

Состояние, называемое некоторыми учеными «быть в Мессии» и порождающее отрицание мирских ситуаций, нивелирование каких-либо форм идентичности, является одним из основных постулатов христианской эсхатологии. Это особое состояние «вне»: состояние отрицания истории, культуры, социума и т.д.

– В современном обществе оно не нашло глобального воплощения, но нам представляется, что человечество приблизилось к нему на шаг, когда осознало, что перед болезнью стираются все социальные условности, что заболевают люди разных социальных статусов и материального положения, – считает автор.

Из трагедии в комедию

На наше время пришелся пик насмешек над Мессией. Он выражается в феномене современной визуальной культуры – интернет-мемах. Мемы с Христом представляют собой отдельную большую группу в интернете.

Все мемы, созданные в русскоязычном интернете, можно разделить на такие блоки, как отношение политиков к ковиду, самоизоляция и ее последствия, РПЦ и ковид, пандемийный год и конец света.

Отдельной темой для создания вирусных медиаобъектов стала тема «Задержание Иисуса», основанная на факте ареста человека по имени Иисус Воробьев на Патриарших прудах за нарушение режима самоизоляции.

– Бурная реакция Рунета, связанная с этим событием, выразившаяся в мемах, шутках, пародиях, сатирических стихах и песнях, хорошо отразила момент перехода пафоса трагедии, присущей апокалиптическому сознанию, в комедийное русло. Это способствовало нивелированию эсхатологической проблематики, подмене ее другими, приземленными, смыслами, – пишет исследователь Марина Федорова.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайта racelessgospel.com

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 53






Видеоновости