25.10.2021

Новости

22.10.2021 Проект закона облизбиркома внесен в Законодательное Собрание

22.10.2021 Отчеты партий о финансах

22.10.2021 Рассмотрение проектов «ДинаМИКи»

21.10.2021 Проверка однократности получения бюллетеня

21.10.2021 Избирательные фонды кандидатов

21.10.2021 Конкурс СМИ

20.10.2021 Прием финансовых отчетов завершается

20.10.2021 Викторина «Знаешь ли ты избирательное право?»

20.10.2021 Итоги конкурса «Выборы на моем избирательном участке»

19.10.2021 В думу без подписей

Деформация чувств


Кандидат философских наук Марина Федорова изучает очень непростую тему: как меняется религиозное сознание россиян в период пандемии коронавируса. Автор исследования считает, что апокалиптическому настроению во время ковида свойственны игровой характер, склонность к ажиотажу, акцент на индивидуальных переживаниях.

Отличие кризисов

Система кризисов 2020 года, актуализированная вспышкой ковида, затронула все сферы общественной жизни. Ощущения страха, собственной смертности, чувства одиночества и тревоги – переживания, которые составляли основу рефлексии экзистенциализма, – снова начинают восприниматься особенно глубоко.

Разумеется, экзистенциально-цивилизационные кризисы в истории человечества отнюдь не новы. Можно привести множество примеров эпидемий, войн, масштабных природных катаклизмов, после которых жизнь возвращалась в прежнее русло. Однако именно пандемия ковида выявила ряд новых факторов, которые нуждаются в тщательном и всестороннем анализе.

– Это связано с тем, что кризисное состояние, которое мы наблюдаем сейчас, может трактоваться в контексте теории самоорганизации как точка бифуркации, в которой прогноз дальнейшего развития системы имеет неопределенный и непредсказуемый характер, – отмечает автор.

К подобного рода факторам, отличающим современный глобальный кризис от всех предыдущих, можно отнести ускоренную и вынужденную цифровизацию всех сторон социальной жизни человека из-за перехода на дистанционный и виртуальный формат коммуникации.

Кроме того, наблюдается усиление пессимистических настроений и когнитивный диссонанс, порожденные режимом самоизоляции и влиянием массовых, неконтролируемых потоков информации. Следствием данных факторов стал рост протестных настроений и апокалиптических ожиданий по всему миру.

Концепция реинкарнации

Проблема смерти взаимосвязана с религиозными вероучениями: ни одна религия не может обойти вопрос о смерти и посмертного воздаяния. Незнание основ православной традиции и истории русской культуры, которое наблюдается сейчас в молодежной среде, привело к тому, что изменился и образ смерти в глазах молодых россиян.

Наиболее популярной идеей среди современных молодых людей становится идея о продолжении жизни после смерти. Она присутствует не только у верующих, но и у тех, кто отнес себя к атеистам (17,3%), и у тех, кто вообще не верит в сверхъестественные процессы и явления (15,8%).

Показательно, что идея загробной жизни трактуется довольно широко: от веры в реинкарнацию до возможности зомби-апокалипсиса и т.д. При этом в тезис о переселении душ верят 26,11% православных, 31,4% внеконфессиональных верующих и 20% атеистов.

Очевидно, что приоритет жизненных ценностей приводит к популяризации в общественном сознании молодежи концепции реинкарнации, которая часто трактуется молодыми людьми как идея вечной жизни.

Неприличная тема

Для российской культуры всегда было характерно амбивалентное отношение к смерти. В контексте народной культуры долгое время сохранялось принятие смертности, отсутствие страха перед собственным концом. И, напротив, в интеллектуальной отечественной мысли господствовали непримиримое отношение к смерти, попытки борьбы с ней.

Исследование ценностных ориентаций молодежи, проводимое с 2006 по 2019 год, показало, что для нее страх перед смертью был не характерен. Рассуждения о смерти строились в основном вокруг аспектов биоэтики: эвтаназия, трансплантация, сокрытие диагноза.

Наличие большого количества молодежных субкультур определяет и множественность образов смерти. Некоторые группы, например, идеализируют и романтизируют смерть.

Основной установкой по отношению к смерти, которая существовала до начала пандемии, являлся не страх, а стыд, выраженный в стремлении игнорировать вообще танатологическую проблематику.

– Так, проведенный в 2020 году опрос среди студентов высших учебных заведений показал, что тема смерти лидирует среди неприличных для обсуждения тем, оказываясь более неуместной, чем политические взгляды, сексуальная ориентация и конфессиональная принадлежность, – говорит автор.

 

Игра в ковид

Пандемия до определенной степени изменила отношение населения к смерти. С начала распространения заболевания бурно развивалась ковидофобия, в основе которой лежал страх заболеть и умереть. Конечно, в большей степени это касается людей за 30 лет, которые уже столкнулись с переживанием конечности собственного бытия.

Однако с появлением коронавируса молодые люди в возрасте 18–21 года стали всё чаще задумываться о бренности своего существования. Анкетирование, проведенное в сентябре 2020 года, показало, что количество молодых людей, которые стали бояться смерти, увеличилось на 26%. Для примера: в 2017 году их было всего 36%, сейчас – 62%.

Однако страх этот носит не конкретный характер, а описывается скорее как тревога и депрессия, вызванная, по мнению большинства опрошенных, не столько болезнью, сколько режимом самоизоляции и количеством неконтролируемых слухов. Также выяснилось, что значительное число молодых людей верят в теорию заговора (69,3%).

Кроме того, у молодежи наблюдается некая игровая установка применительно к ситуации с ковидом. С одной стороны, она проявляет интерес к модели распространения болезни и ее симптомам. С другой – у молодых людей нет эмпатии к заболевшим, они отрицают реальные угрозы для человеческого общества.

– Причиной такой игры в ковид в молодежной среде можно считать наличие некоторых компьютерных симуляций, эксплуатирующих тематику эпидемий. Сама постановка игровой цели не вызывает никаких моральных дилемм в молодежном сознании. Это подтверждает наличие еще одной черты ценностного сознания молодого поколения: отсутствия осознания связи между смертностью и грехом, – рассуждает автор.

Желанный грех

Взаимосвязь греха и смерти – это центральная идея христианства. Смерть пришла в наш мир вследствие греха, и после смерти человека ожидает суд за грехи. В современном молодежном сознании понятие «грех» теряет свою негативную коннотацию. Грех воспринимается как что-то запретное, но желаемое и абсолютно не страшное.

Идея загробного воздаяния, являющаяся краеугольным камнем христианской эсхатологии, нивелируется под воздействием популяризации научных идей об отсутствии жизни после смерти или концепции реинкарнации.

Если в 1997 году вера в рай и ад, грех и воздаяние была свойственна почти 50% опрошенных, то в 2014-м эту веру разделяли всего 34,6%, а в 2019 – 28,5%.

Это свидетельствует о деформации религиозных чувств, поскольку вера в догмат о Божьем суде является, по мнению некоторых исследователей, индикатором религиозности и морального сознания.

– Пандемия не способствовала росту религиозности среди молодых людей. Напротив, зафиксированы снижение религиозной активности среди молодежи, рост недовольства церковью в период самоизоляции, – обращает внимание Марина Федорова.

Есть незначительный рост внецерковных верующих. Изучение динамики внеконфессиональной религиозности молодежи с 2014 по 2020 год показывает незначительные колебания в пределах 14–17%.

Ожидания народа

Рост религиозности и апокалиптических ожиданий в эпоху пандемии свойственен поколению людей в возрасте от 40 лет. К теме апокалипсиса обращаются как официальные представители Российской православной церкви (РПЦ) в своих блогах и каналах, так и ковид-диссиденты.  

Апокалиптическая тематика характерна для людей, которые отрицают серьезность ковида и выступают против официальной политики как государственной, так и церковной власти.

– Из известных ковид-диссидентов, выступающих с эсхатологическими идеями, стоит назвать скандально известного бывшего схиигумена Сергия. У него много сторонников среди простого населения. Это очевидно как из комментариев, которые люди оставляют в социальных сетях, так и по тегам, которые сопровождают информацию, – отмечается в исследовании.

Популярность взглядов Сергия в российском обществе свидетельствует не только об отсутствии единства в РПЦ, но и о росте протестных настроений в обществе, выраженных в апокалиптических и мессианских ожиданиях.

Состояние «вне»

В современном сознании ожидание Мессии присутствует постоянно, но именно в настоящий момент наблюдается реализация бескомпромиссного мессианического принципа, согласно которому в дни прихода Мессии слабое и незначащее возобладает над тем, что мир считает сильным и важным.

Действительно, первоначальный шок общественности вызывала сама идея о том, что невидимый вирус смог полностью перекроить жизнь в цивилизованном обществе, давно, казалось бы, победившем страшные болезни.

Состояние, называемое некоторыми учеными «быть в Мессии» и порождающее отрицание мирских ситуаций, нивелирование каких-либо форм идентичности, является одним из основных постулатов христианской эсхатологии. Это особое состояние «вне»: состояние отрицания истории, культуры, социума и т.д.

– В современном обществе оно не нашло глобального воплощения, но нам представляется, что человечество приблизилось к нему на шаг, когда осознало, что перед болезнью стираются все социальные условности, что заболевают люди разных социальных статусов и материального положения, – считает автор.

Из трагедии в комедию

На наше время пришелся пик насмешек над Мессией. Он выражается в феномене современной визуальной культуры – интернет-мемах. Мемы с Христом представляют собой отдельную большую группу в интернете.

Все мемы, созданные в русскоязычном интернете, можно разделить на такие блоки, как отношение политиков к ковиду, самоизоляция и ее последствия, РПЦ и ковид, пандемийный год и конец света.

Отдельной темой для создания вирусных медиаобъектов стала тема «Задержание Иисуса», основанная на факте ареста человека по имени Иисус Воробьев на Патриарших прудах за нарушение режима самоизоляции.

– Бурная реакция Рунета, связанная с этим событием, выразившаяся в мемах, шутках, пародиях, сатирических стихах и песнях, хорошо отразила момент перехода пафоса трагедии, присущей апокалиптическому сознанию, в комедийное русло. Это способствовало нивелированию эсхатологической проблематики, подмене ее другими, приземленными, смыслами, – пишет исследователь Марина Федорова.

По материалам cyberleninka.ru

Фото с сайта racelessgospel.com

Голосование

Как вы относитесь к возможности голосования на выборах губернатора в течение трех дней?

Всего голосов: 47






Видеоновости