17.05.2024

Новости

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

13.05.2024 Учет эфирного времени

Жизнь прекрасна в Нидерландах…


Политолог Алексей Петров в составе международной миссии наблюдателей побывал в Нидерландах и удивился, насколько демократично там организованы выборы. Более того, он предположил, что если с русским подходом смотреть на избирательные процессы за рубежом, то многое покажется необычным, странным и даже противозаконным.

– Чем удивили вас, опытного наблюдателя, голландцы?

– Первое, что бросилось нам в глаза, – полная открытость избирательных участков. Любой избиратель может зайти и наблюдать за ходом голосования. Это закреплено в законодательстве. Но голландцы не стремятся в наблюдатели, ведь в целом доверие к институту выборов очень велико. В среднем явка на выборах в Нидерландах составляет 70%. Мы встречались с представителями МВД и МИДа, и те сказали, что надеются на явку в 75%, поскольку «каждый голос для нас имеет значение». Честно скажу, от этой фразы на меня сразу повеяло чем-то родным. Международное наблюдение для голландцев в новинку. Впервые иностранные наблюдатели там присутствовали на парламентских выборах в 2012 году, это была миссия ОБСЕ из пяти человек.

Не нужно думать, что европейские институты наблюдают за выборами только на постсоветском пространстве. Нет, им интересны и электоральные процессы внутри ЕС.

В этот раз было 70 иностранных наблюдателей. Во-первых, это связано с тем, что были некоторые сигналы о возможных проблемах на выборах парламента Нидерландов. Во-вторых, большой интерес к этим национальным выборам, поскольку они стали индикатором общеевропейских настроений. Через месяц будут выборы во Франции, а в сентябре – в Германии. Европейский политический истеблишмент опасается усиления популистских партий и движений, победа которых может положить конец евроинтеграции. Опять же может разразиться миграционный кризис, если те же Нидерланды откажутся принимать беженцев.

– Кто был в составе вашей миссии?

– Всего трое россиян – по одному из Екатеринбурга, Барнаула и Иркутска, а также представители Литвы и Германии. Я знаю, что большой блок наблюдателей был от международной студенческой ассоциации и движения за права женщин.

– Помимо рекордной для Европы явки, что еще удивило на этих выборах?

– Я впервые оказался наблюдателем на выборах в стране, где сохранилась монархия. К королю в Нидерландах особенное отношение, во многих местах размещены его портреты. На все разговоры об упразднении монархии голландцы болезненно реагируют, они очень гордятся своими историческими традициями и трепетно относятся к королевской семье.

В Нидерландах часто проходят парламентские выборы, а фактически на протяжении ста лет ни разу ни одна партия не занимала 50% мест в парламенте (всего избирают 150 депутатов). Партия-победитель для дальнейшей работы и формирования правительства создает коалицию с другими политическими силами. Если же коалиция распадается, то правительство уходит в отставку и назначаются новые выборы. В нулевые годы с завидной регулярностью проводились парламентские выборы из-за краха коалиций. Нынешнее правительство Марка Рютте одно из немногих, которое полностью отработало свой срок.

– А почему день голосования был в среду?

– Потому что, согласно законодательству, голосование проходит после регистрации всех кандидатов на 44-й день, в этот раз дата выборов пришлась на среду, 15 марта. Поскольку это рабочий день, то работодатели обязаны были предоставить сотруднику время для голосования. Но далеко не все стремятся воспользоваться такой льготой.

Когда мы пришли на избирательный участок (участки работают с 7:30 до 21 часа), там была толпа. Избиратели до начала рабочего дня старались проголосовать.

Кстати, публика в Нидерландах очень продвинутая. Большинство бабушек и дедушек активно пользуются интернетом, там, наряду с телепередачами, черпают информацию о партиях и кандидатах. Зато на улицах отсутствуют билборды и плакаты с кандидатами. Только на некоторых остановках мы видели небольшие буклетики партий.

Хотя один баннер о выборах я в городе заметил: там были логотипы и названия всех 28 политических партий, участвовавших в выборах. Это единственный вариант, и то не агитационных, а информационных печатных материалов, который удалось встретить. По сути, вся агитационная кампания сводится к дебатам на телевидении, интервью в газетах, материалам на сайтах и в соцсетях.

Как раз в день нашего прилета по телевидению шли дебаты, в которых участвовали представитель крайне правых сил Герт Вилдерс (он выступает за закрытие границ для мигрантов) и премьер-министр Марк Рютте. Рейтинг телеканала взлетел, много людей смотрели трансляцию.

– В парламентских выборах участвовало 28 партий. В Нидерландах очень либеральное партийное законодательство, раз такое разнообразие политических сил?

– Да, там процесс регистрации нового политического объединения очень прост и имеет уведомительный характер. Для участия в парламентских выборах партии требуется внести избирательный залог в сумме 12400 евро в Министерство внутренних дел и затем зарегистрироваться в каждом избирательном округе (всего их 20), с этой целью в каждом округе нужно собрать по 30 подписей избирателей в участковых комиссиях, по сути, члены УИК являются свидетелями сбора подписей. Важный момент: избирательный залог возвращается, если партия набирает 45 тысяч голосов.

– При таком количестве партий каким же был избирательный бюллетень?

– Огромным! Он напоминал складную карту города. У каждой из 28 партий в бюллетене были указаны порядка 30 кандидатов. Избирателю же требовалось отметить одного понравившегося, заштриховав клеточку напротив фамилии красным карандашом. Если этого не было сделано, то бюллетень относили к числу «воздержавшихся», у нас бы он был признан недействительным.

– Кто обладает избирательным правом?

– Голосовать в Нидерландах имеют право те, кому исполнилось 18 лет. А стать кандидатом может и более молодой человек, хотя, если за него проголосуют, он не станет депутатом, а уступит свое место кандидату, стоящему ниже по списку. В этот раз самому молодому кандидату было 16 лет, а самому пожилому – 92. Из-за открытых границ в Евросоюзе избирать парламент страны имеют право лица, прожившие на территории Нидерландов не менее 10 лет.

Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке в пределах своего муниципалитета. И мы заметили, что в центральных районах города – шквал голосующих, а на окраинах – тишина. Так как выборы в будний день, то люди едут на работу и голосуют по пути, особенно много народа на участках, образованных на вокзалах. Мы видели очереди из ста и более желающих проголосовать на вокзалах в Гааге и Роттердаме.

– Интересно, как построена логистика по доставке избирательных бюллетеней? Как просчитать, сколько избирателей будет на определенном участке?

– Во-первых, уже наработан опыт, где и сколько людей голосует. Во-вторых, там расстояния по нашим меркам небольшие, из головной комиссии к нужному участку бюллетени могут быть быстро доставлены. Во всяком случае, прецедентов, что кому-то не хватило бюллетеня, не было.

– Как организовано голосование?

– Как таковых списков избирателей в нашем понимании на участках нет. Каждый гражданин за 14 дней до выборов получает именной избирательный талон, где указан специальный идентификационный номер, присвоенный этому избирателю. В день голосования человек приходит на участок с этим талоном и ID-картой. Член комиссии проверяет, значится ли избиратель в этом муниципальном образовании (на талоне имеется QR-код для ускорения проверки). Затем выдает бюллетень, а этот талон изымает. Примечательно, что на избирательных участках в Гааге, где мы побывали, QR-код не считывался, и члены комиссий «вручную» проверяли наличие избирателя в общей электронной базе.

Если человек за 14 дней до выборов не получил приглашение на выборы (специальный талон), он должен написать заявление в муниципалитет, и не позднее чем за пять дней до выборов ему должны выдать этот документ. Та же процедура в случае утери специального избирательного талона.

В Нидерландах очень развито голосование по доверенности. Если по каким-то причинам человек сам не может проголосовать в день выборов, он заполняет на обороте своего избирательного талона графы, в которых указывает, кому доверяет за себя проголосовать. В нашем понимании это несусветное нарушение избирательных прав, а там такой механизм – в порядке вещей. Одному человеку может быть доверено проголосовать не более чем за двух избирателей, причем само доверенное лицо тоже должно проголосовать.

При отсутствии голосования по открепительным и «досрочки» в Нидерландах активно используется голосование по доверенности и по почте (последнее предусмотрено для граждан, проживающих за пределами страны). Говорят, на выборах в 2012 году голосование по доверенности составило 30% от числа участвовавших в выборах.

– Есть какое-то специальное технологическое оборудование на участках?

– Нет. Кабины для голосования – это небольшие отгороженные пространства. Избиратель не скрывается за шторкой, а подходит к этому месту (все видят его спину), заполняет бюллетень, складывает его в несколько раз и сбрасывает в ящик для голосования, непрозрачный и более всего похожий на наши мусорные баки.

– Насколько отличается от нашего процесс подсчета голосов?

– После закрытия участка в 21 час начинается подсчет голосов. Из-за размеров избирательных бюллетеней и открытых списков этот процесс часто затягивается. Каждая комиссия сдает в муниципалитет в результате четыре пакета документов: с действительными избирательными талонами, с неиспользованными и недействительными талонами, с бюллетенями и неиспользованными бюллетенями.

По закону в 10 утра через день после голосования проходит заседание избирательного совета страны, на котором объявляются официальные результаты выборов. В этот раз выборы прошли в среду, а уже в пятницу огласили окончательные итоги. Три месяца дается на подачу жалоб, избирательные бюллетени хранятся в этот период в муниципалитете, а затем уничтожаются.

В Нидерландах для партий нет порога при прохождении в парламент. В этом году партия, получившая 0,67% голосов, уже проводила своего представителя в парламент.

– Каким образом устроена избирательная система?

– Она четырехуровневая: есть избирательный совет (аналог нашей ЦИК), который формируется МВД, муниципальные, районные и участковые комиссии. Муниципальные комиссии возглавляют мэры, они же и руководят организацией голосования. У нас бы сразу заговорили об административном ресурсе, а в Нидерландах очень большое доверие к институтам и ни у кого даже мысли не возникает, что может что-то быть сфальсифицировано.

Специфично организована работа участковой комиссии. Председатель должен обязательно присутствовать на открытии участка. Из пяти членов комиссии одна часть работает до 16 часов, другая с 16 до 21 часа. Уникальный момент прописан в законе: в каждый из отрезков на участке должны работать три члена комиссии, если кого-то не хватает, председатель может назначить члена комиссии из числа избирателей, находящихся на участке. Нас этот механизм поразил. Мы пока до такой демократии не созрели.

– А как там с обеспечением прав инвалидов?

– Голландцы уделяют много внимания формированию доступной среды. По закону минимум 25% избирательных участков должны быть оборудованы для маломобильных групп граждан. Но, как нам разъяснили, уже почти на 100% участков стремятся обеспечить возможность проголосовать этой группе избирателей.

– Если упомянуть итоги выборов, они были прогнозируемые?

– На самом деле все боялись победы популистов. В итоге всё же голландцы предпочли здравый смысл и отдали свои голоса праволиберальной Народной партии за свободу и демократию во главе с Марком Рютте, партия займет 33 из 150 мест в парламенте.

На второй строчке (20 мест в парламенте) – крайне правая Партия свободы под руководством Герта Вилдерса. Но еще до дня голосования все партии заявили, что не войдут с ней в коалицию, опасаясь осложнения отношений с Евросоюзом. Третье и четвертое место разделили партии «Христианско-демократический призыв» и «Демократы-66», получившие по 19 мест.

Всего в голосовании приняли участие 10,5 млн избирателей. Явка составила 81,9% – это рекордный показатель начиная с 1986 года. В новый состав Генеральных штатов (нижняя палата парламента) вошли представители 13 партий.

Это интересно

  • В избирательном законодательстве Нидерландов нет прямого запрета на фотографирование на участках. Нельзя фотографировать людей без их согласия, там очень трепетно относятся к личной свободе. Зато можно свободно снимать общую обстановку, ящики для голосования и т.п.
  • Специальная электронная система голосования (ОSV) в Нидерландах функционирует с 2009 года. В этом году от ее использования отказались за две недели до голосования, потому что поступила информация, что русские хакеры могут ее взломать и поставить под сомнение итоги голосования по всей стране.
  • Избирательному совету Нидерландов в этом году исполняется 100 лет. Он был создан в 1917 году. Сейчас в состав совета входят семь судей, которые собираются раз в месяц. Всю информацию о деятельности совета публикуют в СМИ.
  • Главные темы избирательной кампании 2017 года в Нидерландах: вопросы миграции, образования, здравоохранения, самоидентификации («Кто ты, голландец?»), безопасности, общенациональных ценностей.
  • Право голоса имеют все, даже заключенные в тюрьмах, но они голосуют не сами, а передоверяют это своим родственникам. Лишены права голоса в Нидерландах официально 24 человека за действия, совершенные в годы Второй мировой войны.
  • Из беседы Алексея Петрова с руководством избирательного совета: «В нашем законе не написано, что члены избирательной комиссии должны быть нейтральны и не выказывать предпочтение какой-либо партии, кандидату. У нас и так все нейтральны. Когда будут другие примеры, мы внесем поправки в законодательство. К стопроцентной явке мы не стремимся, потому что у нас право голосовать, а не обязанность».
  • На парламентских выборах в Нидерландах бывали случаи, когда партия получала больше мест в парламенте, чем у нее кандидатов, тогда оставшиеся места передавались кандидатам следующей партии, набравшей более других голосов.

Беседовала Алёна Сабирова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости