20.04.2024

Новости

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

16.04.2024 Общероссийская тренировка

Электоральные шаблоны


В чем кроются причины появления негативных электоральных стереотипов и как они влияют на правовую культуру избирателей? Это в своей статье разбирает кандидат юридических наук, председатель Избирательной комиссии Республики Бурятия Александр Акчурин. Автор рассматривает понятие и виды электоральных стереотипов, исследует процесс их формирования с учетом уровня правовой культуры избирателей, предлагает способы борьбы с данным явлением.

Вместо объективного

Как известно, стереотипы живут в каждом. Термин «стереотип» обозначает формирование и воспроизведение в сознании человека устойчивого, упрощенного образа того или иного объекта и его отношение к данному объекту. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Формирование и использование стереотипов с точки зрения психологии человека позволяют экономить собственные усилия и ресурсы в попытках понять сущность происходящих событий или окружающих вещей. Это очень важно в современной реальности.

Помимо экономии усилий еще одной причиной, по которой человек следует стереотипам вместо более объективного взгляда на вещи, является то, что стереотипы могут служить ядром личной традиции, способом защиты.

В этом и состоит сложность их разрушения, создания новых стереотипов, основанных на необходимости переосмысления современной действительности с учетом развития и совершенствования технологий, изменения общественных отношений и, как следствие, социальных норм.

К электоральным стереотипам относится сложившееся в определенной социальной группе отношение к избирательной кампании или ее отдельным проявлениям. Именно оно обуславливает форму практического поведения отдельных избирателей.

Каждый избиратель относится и относит себя к определенной референтной группе, а нередко – ко многим референтным группам сразу, каждая из которых (семья, род, этнос, религиозная принадлежность, производственный коллектив, группы по самым различным интересам и многое другое) является источником социальных установок и норм поведения.

Поведение человека, таким образом, может строиться исходя из ценностей и ориентиров группы, к которой он себя относит. При этом стереотип зачастую складывается под воздействием определенной информации, передаваемой от одного к другому в качестве «проверенной», не требующей получения собственного социального опыта.

Для личных целей

В современном информационном поле существует ряд распространенных негативных электоральных стереотипов. Самые популярные из них: «От голоса избирателя ничего не зависит», «Все выборы фальсифицируются», «Результаты выборов зависят не от того, как голосуют избиратели, а от того, как считают бюллетени», «Кто бы ни пришел к власти, ничего не изменить» и так далее.

Их существование подогревается участниками политических отношений, которые используют влияние данных стереотипов в своих целях, направленных на снижение уровня поддержки своих конкурентов. С помощью стереотипов объясняют свое поражение на выборах, желание пересмотреть результаты голосования и тому подобное.

«Негативные электоральные стереотипы, очевидно, отрицательно сказываются на отношении избирателей к институту выборов и, как следствие, к избранным посредством прямых выборов представителям публичной власти, к принимаемым ими впоследствии решениям, влияют на уровень доверия граждан к государственной политике в целом», – считает исследователь.

Негатив и позитив

Особую актуальность вопрос формирования и действия электоральных стереотипов приобретает в условиях развития современных технологий, их внедрения в избирательный процесс, применения новых форм голосования, расширения возможностей участия граждан в выборах для обеспечения безопасности личности.

Применение такого передового способа, как дистанционное электронное голосование, с учетом его новизны и технической сложности может сопровождаться появлением стереотипа о непрозрачности процедуры определения его результатов. Это, в свою очередь, может вызывать опасения избирателей в использовании такой процедуры с мотивировкой «Мой голос может быть украден или изменен».

Другой пример – новая форма голосования избирателей на придомовой территории, позволившая в ходе общероссийского голосования и отдельных выборов многим гражданам, не планировавшим посещать участки, реализовать свое право голоса, а также избежать скоплений людей в непростой эпидемический период. Она стала характеризоваться отдельными лицами как «голосование на пеньках» в целях намеренной дискредитации этого института и создания в обществе определенного негативного электорального стереотипа.

Но существуют и сложившиеся позитивные стереотипы, действующие в сознании многих активных избирателей, такие как «Выборы влияют на нашу жизнь и могут изменить ее к лучшему», «Выборы – это важное социальное мероприятие», «Ходить на выборы нужно всей семьей», «Судимый на выборах не пройдет», «От нашего депутата зависит благоустройство округа», «Неработающий глава вновь не изберется» и многие другие.

Такие установки положительно влияют на развитие избирательной системы, повышая ее востребованность и результативность. При этом позитивные установки должны формироваться на основе реальной практики и соответствующей информационно-разъяснительной деятельности.

К основным причинам появления негативных электоральных стереотипов следует отнести недостаточной уровень правовой культуры избирателей, направленную деятельность субъектов политических отношений, а также низкое качество общедоступной информации, касающейся избирательного процесса.

«Правовая культура личности основывается на правосознании и отражает, прежде всего, систему знаний правовых норм и целей их установления, личное отношение лица к правовым институтам. При высоком уровне правовой культуры гражданин не только формально соблюдает режим законности и правопорядка, но и проявляет нетерпимое отношение к правонарушениям, активную гражданскую позицию, реализует свое субъективное право, не злоупотребляя им. Он не использует право вопреки его цели», – считает исследователь.

Высокий уровень правовой культуры проявляется и в желании участвовать в общественно-правовой жизни, защите прав и интересов человека и гражданина на различных юрисдикционных и неюрисдикционных уровнях.

При этом недобросовестные субъекты политической деятельности, используя недостаточные знания избирателей в своих интересах, формируют определенное отношение к отдельным институтам избирательного права, результатам их применения или выборам в целом.

Искаженная реальность

Один из распространенных способов создания негативных стереотипов – подача массовой непроверенной, неточной либо намеренно искаженной информации. Это так называемые фейковые новости. Недостоверная информация может быть подана по причине недостаточной квалификации ее автора или распространителя.

В этой связи большое значение приобретает соответствующая подготовка лиц, уполномоченных на распространение информации. Это обеспечит им необходимый уровень знаний законодательства и правоприменительной практики, позволит правильно использовать специальную терминологию, отслеживать тесную связь с первоисточником.

Например, такая подготовка даст возможность верно оценить информацию о «вбросах» в комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) после окончания голосования, которая в действительности может оказаться установленной законом процедурой опускания бюллетеней избирателей, проголосовавших вне помещения с использованием переносного ящика.

Однако встречается и намеренно искаженная, ложная информация, нацеленная на обвинение оппонентов в фальсификации выборов, иных нарушениях в ходе избирательного процесса. Мотивы подачи такой информации могут быть как политическими, так и чисто коммерческими, направленными на раскрутку определенных информационных ресурсов и получение прибыли.

Указанные технологии применяются для внедрения через эмоции людей определенных негативных установок в общественное сознание. Среди них, например, неэффективность системы гарантий избирательных прав граждан, техническое несовершенство избирательной системы, преобладание потенциальных или реальных нарушителей среди членов избирательных комиссий и прочее.

Фейковые новости и формируемые ими негативные электоральные стереотипы, предполагая свою монополию на истину, направлены на определенных субъектов избирательного процесса, которыми зачастую являются организаторы выборов. Такие субъекты позиционируются в глазах общества в роли «обвиняемой» стороны.

В этой связи перед организаторами выборов стоит задача сопротивления негативному информационному фону и действиям участников избирательного процесса. Необходимо давать опровержения не соответствующей действительности информации либо безосновательно экстраполированным выводам, а также надуманным предположениям участников избирательного процесса по принципу «докажите обратное».

Известен афоризм: «В политике ложь, не опровергнутая в течение 24 часов, становится правдой». Поэтому такая информация для нейтрализации ее воздействия на общественное сознание должна быть опровергнута официально, аргументированно и своевременно.

Нередко ложная информация распространяется после дня голосования как реакция проигравшей стороны в целях поставить под сомнение результаты состоявшихся выборов. Подобные обвинения важно рассматривать исключительно в правовом русле, с рекомендацией представить в избирательную комиссию либо в суд юридически подтвержденные факты в установленном порядке и обязательно довести информацию о результатах проверки до широкой общественности.

Адекватная реакция

Распространению негативных стереотипов способствует и практика отдельных нарушений, транслируемая на неопределенный круг отношений и их субъектов, в том числе в будущем. Нарушения – спутник любой избирательной кампании. Их допускают люди по различным причинам субъективного характера, в силу незнания, забывчивости, эмоционального состояния, в силу корыстных мотивов и других причин.

Но необходима адекватная реакция на допущенные нарушения. Важно, чтобы они вообще были установлены и оценены с точки зрения наступивших или возможных последствий, а также чтобы в нарушении с участием нескольких лиц не оставался виновным только один. Оставаясь без своевременной и полной правовой оценки, факт нарушения может транслироваться на иные отношения со ссылкой на конкретный пример.

В этом случае широкая позитивная практика значения иметь не будет в силу своей обыденности. Общественное внимание будет приковано к случаю нарушения с экстраполяцией на другие подобные ситуации.

Так, факт незаконной выдачи бюллетеня избирателю в результате запланированной провокации может способствовать негативному общественному резонансу и недоверию к членам избирательной комиссии, невзирая на сотни случаев законного получения бюллетеня на соседних избирательных участках.

В таких ситуациях важна своевременная реакция, которая должна выражаться не только в официальном подтверждении факта допущенного нарушения, но и в привлечении к ответственности, причем не только члена комиссии, но и устроившего провокацию лица или группы лиц, несмотря на провозглашаемые ими мотивы провокации.

Практика оперативного реагирования на нарушения и неотвратимого привлечения к ответственности должна стать предметом пристального внимания избирательных комиссий и правоохранительных органов.

Провокации и злоупотребления правами должны пресекаться вне зависимости от наступления негативных последствий и не должны оправдываться попытками поиска уязвимых мест в функционировании избирательной системы.

Проработать нормы

С точки зрения противодействия закреплению в общественном сознании негативных стереотипов и развития позитивного правосознания важно повышение качества правовых норм с учетом практики их применения, уточнение формулировок, восполнение пробелов.

Кроме того, необходимо создание законодательных ограничений, направленных на противодействие злоупотреблениям правом, то есть явлениям недобросовестного использования своего субъективного права в политических целях. Среди них, например, использование схожей до степени смешения агитации, выдвижение лиц со схожими личными данными без цели избрания и прочее.

– Следует отметить, что уровень совершенства законодательства в юридической литературе также рассматривается как элемент правовой культуры общества. Можно предложить в этой связи корректировку отдельных норм законодательства об ответственности участников избирательных отношений, – считает Александр Акчурин.

Так, например, сам факт незаконного получения избирательного бюллетеня должен признаваться самостоятельным нарушением. Рассмотрение этого обстоятельства не может зависеть от целей получения бюллетеня или его использования лицом в ходе голосования.

Такой подход требует соответствующей корректировки положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих в настоящее время административную ответственность за неоднократное получение избирательного бюллетеня.

К числу примеров несовершенства правовой основы избирательного процесса, влияющих на формирование соответствующего отношения избирателей к выборам, можно отнести норму федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о необходимости указания в избирательном бюллетене информации о смене в течение года до назначения выборов фамилии, имени или отчества кандидата в случае, если у двух и более кандидатов они полностью совпадают.

Данная норма не применяется к ситуации смены кандидатом только фамилии или фамилии и имени, хотя очевидна необходимость доведения до избирателей информации такого рода в качестве противодействия попыткам недобросовестного ведения избирательной кампании.

Еще один пример – юридическая возможность участия в новых досрочных выборах лица, полномочия которого на выборной должности были прекращены досрочно в связи с вступлением в силу приговора суда, учитывая ограничения, установленные статьями 4 и 32 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Отсутствие соответствующего правового регулирования может негативно отражаться на доверии граждан к избирательному процессу и способствовать созданию в обществе стереотипов о применении недобросовестных технологий на выборах.

Позитивные стереотипы нуждаются в формировании и развитии не только с целью ограничения распространения их антиподов – негативных стереотипов, но и с целью культивации позитивной деятельности в обществе, направленной не на отрицание, а на совершенствование.

Это особенно важно с учетом развития науки и технологий, возникновения новых явлений в общественной жизни. Этому, в частности, может способствовать расширение практики экспериментов с привлечением граждан.

Особую актуальность приобретает разъяснительная информационная деятельность не только о самих правовых институтах, но и о практике их применения, в том числе о практике привлечения к ответственности правонарушителей.

Вектор сопричастности

Учитывая общественный статус большинства избирательных комиссий и условия их работы, возникает потребность в создании позитивных стереотипов применительно к самим организаторам выборов. Примером является реагирование членов избирательной комиссии на факт нарушения законодательства другим членом данной или нижестоящей избирательной комиссии.

Это способствовало бы закреплению стереотипа о том, что члены избирательных комиссий сами выявляют факты фальсификации избирательных документов, незаконной выдачи избирательных бюллетеней и обеспечивают пресечение противоправных действий со стороны отдельных своих членов и иных лиц. При этом очень важно, чтобы нарушения пресекались при наличии возможности именно самой комиссией, а не иными лицами.

Такая концепция позволит кардинально изменить вектор сопричастности избирательных комиссий к нарушениям избирательного законодательства и избавить их от голословных обвинений. В противном случае единичный факт нарушения при отсутствии оперативных мер и должной реакции на него может повлечь обвинение не только в адрес самой комиссии, но и в адрес всей избирательной системы, в том числе в ходе последующих выборов.

Закрепление правил в сознании

Не менее актуальной продолжает оставаться деятельность по культивации и закреплению стереотипа о важности участия граждан в выборах всех уровней. Это возможно только при совместных усилиях государственных и общественных институтов.

Таким образом, электоральные стереотипы формируются и подпитываются соответствующей общедоступной информацией в условиях политической конкуренции субъектов, участвующих в выборах.

«В распространении стереотипов большое значение имеют достигнутый уровень правовой культуры избирателей, правосознания иных участников избирательного процесса, состояние законодательства и формирование правоприменительной практики», – убежден автор статьи.

В этой связи органы публичной власти, избирательные комиссии, институты гражданского общества, объединенные с целью повышения доверия к институту выборов, при помощи правовых инструментов и доступных информационных ресурсов должны обеспечить создание и закрепление в сознании граждан позитивных электоральных стереотипов.

По материалам rcoit.ru

Фото с сайта fb.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости