29.03.2024

Новости

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

26.03.2024 Отчеты партий

26.03.2024 Итоги конкурса публикаций о выборах

25.03.2024 Юбилей теризбиркома

Избиратели под защитой


Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова представила доклад об итогах своей деятельности в 2020 году. В частности, отдельная глава посвящена общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, единому дню голосования 13 сентября, а также вопросам совершенствования законодательства о выборах. Омбудсмен подчеркивает, что в пандемийный год были созданы все условия для реализации гражданами своих избирательных прав.

Здоровье избирателей

Общероссийское голосование стало новым институтом, введенным для одобрения предложенных президентом России Владимиром Путиным поправок в основной закон страны. Оно имело свою специфику в сравнении с уже ставшими традиционными институтами референдума и выборов и отличную от них правовую природу.

Одной из основополагающих задач при организации голосования стала защита жизни и здоровья избирателей в условиях распространения коронавирусной инфекции. Во время общероссийского голосования для безопасности граждан перед входом на избирательные участки измерялась температура. Участковые комиссии были обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, санитайзерами, одноразовыми ручками. Специальная разметка на полу устанавливала социальную дистанцию для голосующих.

В рамках подготовки и проведения единого дня голосования 13 сентября меры, направленные на профилактику рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции, для участников выборов определялись индивидуально в каждом регионе с учетом рекомендаций, выработанных территориальными органами Роспотребнадзора.

Оценка преимуществ

Противодействие распространению коронавируса послужило дополнительным импульсом для совершенствования законодательства о выборах. Одно из наиболее значимых нововведений, отмечает в докладе Татьяна Москалькова, – многодневное голосование.  Этот инструмент впервые был апробирован во время общероссийского голосования (с 25 июня по 1 июля), что позволило уменьшить риски распространения инфекции за счет снижения количества одновременно голосующих на участке людей.

С учетом этого опыта был принят федеральный закон, наделивший избирательные комиссии, организующие выборы и референдумы, правом проводить выборы в течение нескольких дней подряд, но не более трех. Новинку успешно применили уже в рамках проведения сентябрьских кампаний в 41 регионе. Это позволило обеспечить максимально комфортные условия для реализации гражданами их избирательных прав, считает уполномоченный.

Предпринят целый ряд шагов для более широкого использования в избирательном процессе современных информационных технологий. В частности, введено дистанционное электронное голосование. На общероссийском голосовании такая опция была доступна в Нижегородской области и в Москве.

В единый день голосования преимущества дистанционного голосования смогли также оценить жители Курской и Ярославской областей. Новый институт получил одобрение значительной части избирателей. В общей сложности для участия в электронном голосовании зарегистрировались более 1,5 млн человек. Из них проголосовали свыше 90%.

– Во время социологических опросов, проведенных в июле, значительное число респондентов (50%) высказали одобрение формату дистанционного электронного голосования, отмечая среди его достоинств отсутствие необходимости выходить из дома, экономию времени, удобство, – говорится в докладе.

Подписи и перенос выборов

Наряду с введением норм о дистанционном электронном голосовании федеральный законодатель предоставил кандидатам возможность собирать подписи избирателей через портал «Госуслуги» (если такую норму введет региональный законодатель). Это касается подписей, необходимых для регистрации кандидата или списка кандидатов, для назначения референдума. Также уточнены требования по заполнению подписных листов. В частности, гражданин самостоятельно вписывает туда свои имя, отчество и фамилию, а не только ставит подпись.

Одновременно закреплено право избирателя подавать через «Госуслуги» заявление о голосовании вне помещения. Эта норма приобретает особую значимость при реализации избирательных прав маломобильными гражданами. Для удобства и защиты здоровья избирателей, снижения рисков распространения инфекционных заболеваний также предусмотрена возможность «отсрочки» выборов избирательными комиссиями при введении режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности. В связи с этим ряд выборных кампаний, запланированных на период с 5 апреля по 21 июня, был перенесен на более поздний срок.

– Уполномоченный принимает активное участие в защите избирательных прав граждан. Векторы этой деятельности определило заключенное в 2016 году соглашение с Центральной избирательной комиссией России о взаимодействии в период избирательных кампаний и кампаний референдума, в рамках которого на протяжении пяти лет осуществлялась работа по обеспечению соблюдения прав граждан во время избирательных кампаний, – отмечается в докладе.

В 2020 году в связи с возникновением принципиально нового института – общероссийского голосования – было подписано соглашение о взаимодействии уполномоченного и ЦИК России, предусмотревшее взаимный обмен информацией, совместные мероприятия, проверку сообщений о нарушениях.

Избиратели сообщают

Из года в год в преддверии и в ходе голосования в аппарате омбудсмена действует мониторинговая рабочая группа, которая анализирует поступающие обращения, публикации в СМИ. Для мониторинга соблюдения прав граждан в ходе голосования 13 сентября проводились выезды на избирательные участки. Открывались горячие линии, куда мог обратиться любой гражданин, столкнувшийся с несправедливостью или трудностями при реализации своих прав.

Всего за прошедший год к уполномоченному поступило 756 обращений по вопросам реализации избирательных прав граждан и права на участие в общероссийском голосовании, из них 93 – письменные, 663 – устные на горячие линии. По сравнению с предыдущими годами количество письменных обращений несколько увеличилось (в 2018 году – 81, в 2019 году – 51). Это связано с проведением общероссийского голосования, имевшего особый статус и значение для страны.

Наибольшее количество обращений касалось вопросов получения и распространения информации о порядке проведения общероссийского голосования и выборов (524). Граждане просили разъяснить порядок волеизъявления по месту нахождения, особенности электронного голосования, уточнить адрес участковой избирательной комиссии.

Значительное количество обращений поступило по вопросам формирования и организации деятельности избирательных комиссий (162). Заявителей интересовало голосование на дому, придомовых территориях, в медицинских учреждениях. По вопросам выдвижения и регистрации кандидатов поступило 27 обращений.

Чаще всего обращения по вопросам защиты избирательных прав и права на участие в голосовании поступали из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ульяновской, Московской, Ростовской и Свердловской областей, Республики Татарстан. По результатам рассмотрения письменных обращений и сообщений, поступивших на горячую линию, в ЦИК России и правоохранительные органы направлено 61 ходатайство о проведении проверок.

Взаимная помощь

В субъектах Федерации мониторинг соблюдения избирательных прав граждан вели региональные уполномоченные, которые взаимодействовали с избирательными комиссиями, наблюдателями, проверяли помещения для голосования, организовывали горячие линии, просветительские мероприятия.

В единый день голосования 13 сентября в адрес региональных омбудсменов поступило более 600 обращений и звонков на горячую линию. По большинству из них требовались разъяснения норм действующего избирательного законодательства. Повышению эффективности мониторинга соблюдения избирательных прав способствовало сотрудничество федерального и региональных уполномоченных.

Трудности на избирательных участках, работа общественных наблюдателей, голосование в социальных и закрытых учреждениях становились предметами обсуждений уполномоченного с региональными коллегами по видео-конференц-связи как при организации общероссийского голосования, так и в ходе подготовки выборов.

Доступные выборы

До сих пор не нашли окончательного решения проблемы обеспечения доступности избирательных участков для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– В этом направлении проводится большая работа. Реализуется государственная программа «Доступная среда», действие которой продлено до 2025 года. Принимаемые меры позволили снизить напряженность и сказались на статистике обращений в адрес уполномоченного. В 2020 году вопросы доступности избирательных участков для лиц с ограниченными возможностями здоровья в поступивших жалобах не затрагивались, – отмечает Татьяна Москалькова.

Это, прежде всего, связано с расширением возможностей для инвалидов и маломобильных групп граждан голосования на дому, а также в электронном формате. Тем не менее анализ поступающих обращений, а также мониторинг законодательства и правоприменительной практики свидетельствуют о ряде проблем.

В ходе подготовки и проведения общероссийского голосования омбудсмен неоднократно поднимала этот вопрос в своих официальных выступлениях, в том числе во время подведения итогов голосования в Центризбиркоме. Региональным властям рекомендуется усилить внимание к обеспечению на избирательных участках доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, необходимо исключить размещение избирательных участков на вторых этажах и выше в зданиях, не оборудованных лифтами.

Одним из аспектов проблемы обеспечения для избирателей с ограниченными возможностями здоровья доступной среды является отсутствие централизованного изготовления трафаретов для заполнения бюллетеней с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Такие трафареты изготавливаются избирательными комиссиями субъектов Федерации, но только в пределах бюджетных средств, выделенных для подготовки голосования. Нехватка средств может создать угрозы для реализации избирательных прав слабовидящими гражданами, говорится в докладе.

– Полагаем возможным рекомендовать ЦИК России разработать механизм организации централизованного изготовления (закупки) трафаретов для инвалидов по зрению, поскольку отсутствие у избирательных комиссий регионов необходимых для этого финансовых средств приведет к тому, что указанные лица фактически будут лишены избирательных прав, – заявила Татьяна Москалькова.

Доработать и защитить

В связи с введением электронного голосования возник целый ряд вопросов, связанных с развитием нормативно-правового регулирования. Несмотря на то, что такая форма голосования зарекомендовала себя в качестве удобного инструмента реализации гражданами избирательных прав, механизм контроля за данным способом волеизъявления граждан нуждается в совершенствовании.

Системы передачи информации по интернету уязвимы с точки зрения потенциальных компьютерных сбоев и атак хакеров, обращает внимание омбудсмен. Кроме того, результат голосования определяется с помощью электронно-вычислительных средств без участия членов избирательных комиссий. Это позволяет устранить ошибки, связанные с человеческим фактором, но одновременно затрудняет возможность проверки достоверности полученных результатов.

Указанные пробелы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования избирательного законодательства, включая разработку дополнительных механизмов проверки результатов электронного голосования, а также защиты персональных данных избирателей.

Совместить «досрочки»

Еще одна проблема, сказывающаяся на удобстве избирателей при голосовании, – коллизия законодательного регулирования в части определения периодов времени, в течение которых избиратель может проголосовать досрочно.

По общему правилу «досрочка» проводится по решению избирательной комиссии, организующей выборы, не ранее чем за 10 дней до дня выборов (референдума). При этом законами могут устанавливаться случаи проведения досрочного голосования в более поздние сроки (от девяти до трех дней перед днем голосования).

В результате избиратели сталкиваются с ситуацией, когда периоды досрочного голосования на выборах разных уровней не совпадают и, придя на избирательный участок, граждане не имеют возможности в полной мере реализовать свое избирательное право. Например, тем избирателям, кто пришел раньше и проголосовал на муниципальных выборах, необходимо прийти еще раз для досрочного голосования на региональных выборах.

– Представляется целесообразным синхронизировать указанные периоды. Решением вопроса мог бы стать отказ от досрочного голосования при одновременном использовании голосования в течение нескольких дней, предусмотренного действующим законодательством, – считает уполномоченный.

Кроме того, на общероссийском голосовании возникали сложности при волеизъявлении в обсерваторах и «красных зонах», стационарных медицинских учреждениях, о чем сообщали региональные уполномоченные. Для решения обозначенной проблемы омбудсмен предлагает внести поправки в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части уточнения порядка организации голосования в подобных местах в период чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением опасных инфекционных заболеваний.

Письменные доказательства

Имеются отдельные сложности в судебной защите прав участников избирательных кампаний. В частности, суды не выработали единую позицию относительно допустимых доказательств при обжаловании решений избирательных комиссий, которыми подписи в поддержку кандидата признаны недействительными.

Возникают ситуации, когда по результатам почерковедческой экспертизы избирательной комиссией часть подписей признается недействительной, несмотря на то, что данные подписи заверены нотариально либо граждане, поставившие их, в дополнение приложили собственноручно написанные заявления, которыми подтверждали их подлинность. К сожалению, суды отказывают в удовлетворении требований о привлечении граждан в качестве свидетелей, а их заявлений – в качестве письменных доказательств.

Так, суды в своих решениях отмечают, что проверка действительности подписей избирателей какими-либо иными средствами, кроме тех, которые установлены избирательным законом, не отвечала бы провозглашенному в нем принципу равенства прав и обязанностей кандидатов.

Письменные объяснения избирателей в качестве доказательства в суде недопустимы на том основании, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Данная позиция также находит свое отражение в практике Верховного Суда.

Вместе с тем Конституционный Суд указывает, что положения избирательного законодательства не могут рассматриваться как препятствующие вызову в суд свидетелей, их допросу, совершению иных процессуальных действий по доказыванию или оценке и проверке доказательства, включая заявление ходатайств и назначение судебных экспертиз.

Сжатые сроки

Еще одной проблемой, связанной с обжалованием решений избирательных комиссий, является риск пропуска срока обращения в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства (КАС), в случае если ранее заявитель обжаловал решение в вышестоящей избирательной комиссии.

Срок подачи административного искового заявления на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата составляет 10 дней с момента принятия такого решения. Срок обжалования данного решения в вышестоящей избирательной комиссии также составляет 10 дней. В случае если гражданин воспользуется такой возможностью, он фактически лишается права на судебную защиту.

В 2020 году данная проблема стала предметом рассмотрения Конституционного Суда, который признал соответствующую норму неконституционной. Во исполнение постановления Конституционного Суда в Государственную Думу правительством Российской Федерации внесен законопроект, устанавливающий гарантии права граждан на судебную защиту по данной категории дел, который 18 ноября 2020 года принят в первом чтении. Уполномоченный выражает надежду на его скорейшее утверждение.

Рекомендации не учтены

Не решен также вопрос защиты избирательными объединениями своих прав в порядке административного судопроизводства. Ранее положения КАС были признаны Конституционным Судом неконституционными в той мере, в какой они не позволяют избирательному объединению обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, если кандидаты от этого объединения не были зарегистрированы в результате незаконных действий должностных лиц избирательной комиссии.

Однако законопроект, внесенный правительством России с целью реализации соответствующего постановления Конституционного Суда и принятый в первом чтении 6 ноября 2019 года, до настоящего времени не рассмотрен в окончательном виде.

Пока не нашли реализацию некоторые рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства, ранее высказанные уполномоченным. В частности, они касаются недопущения членства в одной избирательной комиссии близких родственников, закрепления систематического непосещения заседаний избиркомов без уважительной причины в качестве основания для освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока его полномочий.

По материалам ombudsmanrf.org

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости