25.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Избиркомы правомочны сообщить


Избирательные комиссии смогут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с просьбой пресечь распространение противозаконных агитационных материалов в интернете. Соответствующий законопроект в окончательном чтении на пленарном заседании 17 февраля утвердила Государственная Дума. В ноябре документ был внесен в парламент группой депутатов от «Единой России».

Действенный механизм

Изменения вносятся в законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как отмечали авторы поправок, сейчас у избирательных комиссий нет действенного механизма реагирования, если в Сети обнаружены информация либо агитационные материалы, которые нарушают требования избирательного законодательства.

Согласно принятому законопроекту, избиркомы теперь смогут сообщить в Роскомнадзор о нарушении порядка агитации в интернете. Затем это ведомство потребует от владельцев ресурса временно ограничить доступ к конкретным материалам и удалить их. Если сведения не удалили в течение суток, то могут заблокировать весь сайт, где они размещены.

ЦИК России получает право инициировать такие меры во время проведения выборов и референдумов федерального уровня, а избиркомы субъектов Федерации – в период региональных избирательных кампаний. В рамках второго чтения законопроекта принята важная поправка о том, что нововведение распространяется на закон о выборах депутатов Госдумы.

Право на позицию

При обсуждении документа некоторые депутаты не согласились с предложенными нормами. Например, представитель КПРФ Валерий Рашкин считает, что они создают возможность для политической цензуры в интернете.

– Простые граждане на своих страницах в социальных сетях будут лишены возможности высказывать личные политические предпочтения либо мнения о партии или кандидате, – опасается он.

Однако один из авторов закона Ольга Савастьянова подчеркнула, что избирком любого уровня не имеет права запрещать людям выражать свое мнение.

– У граждан было и остается право на свою позицию, мнение, комментарий, в том числе на агитацию, которые установлены ранее принятыми федеральными законами, – отметила парламентарий.

Суть инициативы заключается в том, что положения действующего законодательства предлагается распространить исключительно на интернет.

Документ не создает никаких дополнительных ограничений и новых требований в части подготовки агитационных материалов, не ужесточает правила их размещения, добавила Ольга Савастьянова.

– Нам необходимо создать единый подход и единые правила для всех информационных ресурсов. На сегодняшний день всё, что касается системы интернета, не регулируется федеральным законом. Это законодательная пустота, которую мы должны заполнить, – сказала она ранее.

Пояснения ЦИК

Какая именно агитация в Сети будет считаться незаконной, разъяснили в Центральной избирательной комиссии России.

– Речь идет о пресечении спланированных, незаконно финансируемых акций. По закону все затраты должны проходить через избирательный фонд. Вместе с тем подчеркиваем, что все решения должны приниматься очень взвешенно и осторожно, – пояснила секретарь ЦИК Майя Гришина.

При этом бесплатно поддерживать кандидатов в интернете можно: «Конституционный Суд постановил, что граждане могут агитировать в безденежных формах. Поэтому, например, за комментарий под постом никого не накажут и доступ к сайту не ограничат».

Под запрет попадут материалы, изготовленные с нарушением законодательства. Например, если к агитации привлекут несовершеннолетних или иностранцев.

Что касается порядка блокировки, то после принятия законопроекта процесс значительно ускорится. До сих пор ограничить доступ к незаконной агитации было возможно лишь по решению суда.

– Понятно, что такой формат совершенно недейственный в связи с тем, что судебные решения принимаются и вступают в силу не так быстро, – добавила Майя Гришина.

Смежные запреты

Председатель Российского общественного института избирательного права, сопредседатель мониторинговой группы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов необходимость правового регулирования распространения агитации в интернете поддерживает.

При этом, по его словам, нужно пресекать противоправную деятельность не только в рамках законодательства о выборах, но и в смежных отраслях права. Например, не исключил Игорь Борисов, возможно распространение данных об избирателях, которые проголосовали или не проголосовали досрочно, или персональных данных членов УИК, которые якобы «подтасовывают» результаты.

– Также, бывает, распространяется информация с целью опорочить гражданина, являющегося кандидатом. Оперативно пресекать в Сети подобные «избирательные технологии», запрещенные законодательством, должна иметь возможность соответствующая избирательная комиссия, – говорит эксперт.

Актуальный вопрос

Игорь Борисов считает, что опасения, высказываемые отдельными политиками относительно нарушения законопроектом прав избирателей на агитацию, не обоснованы, а непринятие законопроекта может привести к хаосу при организации выборов и ущемлению избирательных прав граждан.

– Люди имеют право проводить предвыборную агитацию в законных формах, в том числе самостоятельно распространять агитационные материалы, не требующие финансирования. Но если допустить свободу агитации в интернете, то в качестве физических лиц выступят заинтересованные акторы, нацеленные на политический результат, и избирательная кампания превратится в анархию, а не в свободный и осознанный выбор народа, – отметил правозащитник.

При этом для правоприменителя остается актуальным вопрос о размещении физическими лицами в интернете агитационных материалов, изготовление которых требует финансовых затрат.

В связи с этим необходимо подготовить соответствующие разъяснения о порядке размещения агитационных материалов без оплаты за счет средств избирательного фонда, а также о том, каким образом следует определять затраты на изготовление и размещение агитационных материалов в интернете, как их оплачивать и маркировать.

Ставки вырастут

Нарушителей правил предвыборной агитации в России уже штрафуют, но санкции предлагают увеличить. На это направлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, принятые также Госдумой в окончательном чтении 17 февраля.

Так, штраф для граждан за размещение печатных агитационных материалов в запрещенных местах либо без разрешения собственников объектов составит от 5 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч, для юрлиц – от 100 до 500 тысяч рублей. 

Максимальные санкции за незаконное изготовление или распространение «агиток» увеличатся для граждан с 1,5 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – с 3 до 50 тысяч, а для юридических лиц – с 100 до 500 тысяч рублей.

Также законодатели намерены повысить штрафы за продвижение политиков вне агитационного периода, например, в «день тишины». Сейчас максимальные санкции за это для граждан составляют полторы тысячи рублей, для должностных лиц – 5 тысяч, для юрлиц – 100 тысяч рублей. Теперь они вырастут до 5–20 тысяч, 30–50 тысяч и 100–500 тысяч рублей соответственно.

По материалам pnp.ru, roiip.ru, rg.ru

Фото с сайта get.pxhere.com

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости