25.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Через огонь и воду


У избирательной системы Иркутской области женское лицо. Сами посудите, из 45 территориальных избирательных комиссий (ТИК) Приангарья 32 возглавляют представительницы прекрасной половины человечества. Накануне 8 Марта мы не смогли пройти мимо такого факта, ведь наши председательницы не только самые красивые и умные. Они стойкие и отважные. Через какие только испытания им не пришлось пройти за годы работы! Вспоминаем их в нашем материале.

Без паники

Председатель Иркутской городской №1 ТИК Марина Шуленина – человек опытный, в избирательной системе работает очень давно. Удивить ее чем-либо достаточно сложно, но вот выборы депутатов Законодательного Собрания в 2004 году она запомнила навсегда. Шутка ли: в день голосования в милицию поступил звонок о том, что два избирательных участка, расположенных в Ленинском округе Иркутска, заминированы. Тогда голосование длилось до 22 часов, а о минировании сообщили около восьми вечера. Стражи порядка оперативно оцепили территорию, а людей эвакуировали.

– Меня пропустили за оцепление только после того, как я показала удостоверение председателя комиссии. Я шла к избирательным участкам, находившимся в здании школы. Вокруг пусто… Было очень неприятно. К чести сотрудников правоохранительных органов, они не допустили паники, помогли вывезти избирательную документацию и наблюдателей, – вспоминает Марина Шуленина.

После этого все переместились в здание вокзала Иркутск-Сортировочный, и голосование продолжалось там. Не было ни жалоб, ни нареканий. Более того, сами граждане во время эвакуации не поддались на выкрики некоторых персон, стремившихся дестабилизировать работу двух участковых избирательных комиссий (УИК).

– Теперь накануне каждых выборов мы утверждаем план эвакуации. И в ходе обучающих семинаров я рассказываю про этот случай членам участковых комиссий, чтобы они психологически были готовы и к таким ситуациям, – говорит председатель ТИК.

Осторожно, медведи!

Ожидание – довольно-таки томительное мероприятие. В настоящее испытание оно превратилось для председателя Чунской ТИК Татьяны Чичулиной на выборах в Заксобрание и совмещенных с ними муниципальных выборах в 2018 году. Большое волнение в ночь после голосования у нее вызвало ожидание членов участковой комиссии, расположенной в селе Бунбуй.

– Это село находится в 80 километрах от поселка Чунский, дорога до него плохая, гравийная. Мы узнали, что на трассу стал выходить медведь. И когда члены участковой комиссии к нам поехали, я сильно переживала, все три часа напряженно ждала их прибытия. И когда увидела коллег усталых, но радостных, хотелось всех обнимать. Сдали документы они хорошо, быстро и отправились в обратную дорогу. И вновь три часа волнений и ожидания телефонного звонка, – вспоминает Татьяна Чичулина.

Встреча с иконой

Председателю Усть-Кутского теризбиркома Юлии Хачатрян пришлось поволноваться при организации «досрочки» на выборах депутатов Заксобрания в 2018 году из-за пропажи вертолета с геологами.

– Тревожно было, когда узнали, что потерялся вертолет. У нас как раз в этот день было голосование, а на следующий забирали документы. Успокаивала членов комиссии, говорила им, что всё будет хорошо. Люди все опытные, надежные, волновались, но работа есть работа, – подчеркивает Юлия Хачатрян.

Аналогичные переживания испытывала и председатель Казачинско-Ленской ТИК Галина Мельникова, вспоминая, как уговаривала членов комиссии садиться в вертолет.

– У нас же новости распространяются молниеносно. Тут как услышали, что пропал вертолет, сразу все всполошились: не избиркомовский ли? У меня телефон разрывался, звонили знакомые, спрашивали. Нет, вертолет был не наш, а геологов. Вскоре узнали, что он потерпел крушение. И как своих отправлять в полет после таких вестей? Честно скажу, провожала и встречала их с иконой, – вспоминает руководитель ТИК.

Ночной переворот

Выборы в Бодайбинском районе не обходятся без приключенческих сюжетов. Здесь сама суровая природа Севера ставит организаторов выборов в непростые условия. Елене Моштаковой, председателю Бодайбинской ТИК, президентская кампания трехлетней давности запомнится томительным ожиданием приезда председателей УИК в ночь после выборов.

– В ночь на 19 марта на трассе перевернулся наливник (автоцистерна для перевозки жидкого топлива. – Прим. ред.) золотодобытчиков, перегородил всю дорогу. Пока пришла техника и его оттащили, все автомобили были заблокированы. Члены участковых комиссий из Маракана, Угахана и Высочайшего не могли к нам доехать. А мобильная связь не везде ловит. Мы ждем, ждем, вроде вот же должны уже прибыть, а людей всё нет. Для меня самым главным было то, чтобы все доехали живыми и здоровыми… Наконец к трем часам ночи все добрались. Я такого прилива счастья давно не чувствовала, – призналась Елена Моштакова.

Всё хорошо, прекрасная маркиза…

Истории, связанные с Бодайбинским теризбиркомом, такие же суровые, как сам северный край. Эта случилась на выборах мэра района в 2007 году на избирательном участке в поселке Нерпо. Когда члены участковой комиссии прилетели туда проводить голосование, на лицах встречавших читалась растерянность.

Коллег они встречали словами: «Вы только не волнуйтесь, у нас в общем-то всё нормально, голосование мы обязательно проведем». Оказалось, здание библиотеки, в котором располагался избирательный участок, ночью горело. Но информационные стенды и мебель уцелели. Всё перенесли в другое помещение. Зато явка выдалась стопроцентной: голосовать пришли все 39 зарегистрированных избирателей. Вот такие героические усилия иногда приходится прилагать, чтобы обеспечить людям право выбора.

Всё, что нажито

Конечно, все мы помним неспокойное лето 2019 года, когда в Иркутской области случилось наводнение. Затопленными оказались тысячи домов и объекты инфраструктуры, не обошлось без человеческих жертв. Пострадали помещения участковых и территориальных комиссий. И это в самый разгар муниципальных кампаний.

В Тулуне и Тулунском районе масштаб бедствия был колоссальный. Всё началось 27 июня 2019 года. Сначала в воде оказались населенные пункты Тулунского района, где 8 сентября ожидались выборы главы Октябрьского МО. После случившегося туда можно было добраться только на лодке, паром не ходил: сорвало трос. Участковые комиссии этого муниципалитета в зону затопления не попали. В здании, где располагается Тулунская районная ТИК, хоть и была вода, но помещение осталось в норме, оборудование не пострадало. Первый кандидат принес документы на выдвижение только 9 июля.

– Всего по району подтопило пять участковых избирательных комиссий, пострадали помещения и оборудование, кабины для голосования и ящики для бюллетеней пришли в негодность, – вспоминает председатель Тулунской районной ТИК Людмила Беляевская.

Но самое главное не это, говорит она. Пострадали люди. Многие потеряли всё, что нажили. У Людмилы Владимировны затопило дом, вода достигала крыши, он был признан непригодным для проживания. Какое-то время ей пришлось пожить у родственников.

Пострадавший «Лучик»

Уже 29 июня 2019 года под водой оказалась треть Тулуна. Всё происходившее напоминало апокалипсис: нет питьевой воды, света, связи, дороги затоплены, в магазинах очереди за продуктами. Гуманитарную помощь для пострадавших собирали всем миром.

– Еще 28 июня я сидела на работе. Ко мне зашли работники администрации около пяти часов вечера и говорят: «Скоро перекроют мост. Не попадешь домой!» Мы сразу же подняли оборудование с пола, поскольку мой кабинет и кабинет системного администратора ГАС «Выборы» находятся на первом этаже здания администрации. Слава богу, вода до нас так и не дошла. Мы не пострадали. Всё оборудование и документы остались невредимыми, – вспоминает председатель Тулунского городского теризбиркома Светлана Цезарева.

В Тулуне в единый день голосования выбирали мэра города и депутатов думы. В зону подтопления попали восемь участковых избирательных комиссий. Одна из них (УИК №1425 в здании филиала детского сада «Лучик») сильно пострадала.

– Когда детсад подтопило, пострадало и помещение, где хранилось технологическое оборудование – ящики и кабины. Члены участковой комиссии с сотрудниками МЧС спасали упакованные кабины, – рассказала Светлана Владимировна.

Работа продолжается

Несмотря на сложную моральную обстановку, комиссия работала в штатном режиме.

– Несколько дней я добиралась до работы по железной дороге, на электричке. Автомобильная дорога была затоплена. Люди шли в администрацию оформлять документы, получать компенсацию, заглядывали и к нам, потому что пункт помощи был с нами на одном этаже. Мы, как могли, всех успокаивали, выслушивали, где-то помогали заполнить необходимые бумаги. Параллельно принимали кандидатов, опровергали слухи, что из-за паводка отменят выборы, – поясняет Светлана Цезарева.

Было решено собрать заседание комиссии, чтобы принять дополнительные меры, связанные с подготовкой к муниципальным выборам, провести консультации.

– Многие наши коллеги по теризбиркому потеряли жилье, у кого-то полностью смыло потоком воды дачу, все насаждения, участок удалось опознать только по уцелевшей старой березе. Морально было очень тяжело видеть всю эту разруху. Тем не менее мы в избиркоме принимали кандидатов и усиленно готовились к выборам, – признается Светлана Владимировна.

Те выборы в Тулуне прошли даже с более высокой явкой, чем обычно. Люди четко осознали, что от их выбора зависит, как будет строиться дальнейшая жизнь в городе.

Вот с какими трудностями при организации голосования приходится сталкиваться, кажется, хрупким женщинам, руководителям теризбиркомов. Они в пиковые моменты забывают обо всех невзгодах, не замечают преград и действительно делают порой невозможное, чтобы участки открылись в срок и избиратели получили возможность выразить свою волю.

Фото Казачинско-Ленской ТИК

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости