20.04.2024

Новости

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

16.04.2024 Общероссийская тренировка

Педагогика выборов от Людмилы Кузнецовой


Давно известно, что самыми эффективными руководителями становятся люди, которые поднялись на управленческий олимп, пройдя все ступени карьерной лестницы. Они знают специфику работы, уважительно относятся к труду исполнителей и в то же время умеют расставлять приоритеты для коллектива. Всем этим характеристикам соответствует Людмила Кузнецова. Она стала организатором выборов еще в конце 1990-х годов, трудилась в участковой комиссии, затем – в территориальной, работала в облизбиркоме.

Теперь у Людмилы Александровны открывается новая страница биографии. На заседании областной комиссии 28 января ее назначили председателем Иркутского районного теризбиркома. Мы побеседовали с ней о жизни и работе, узнали о ее отношении к новинкам на выборах и к людям, игнорирующим голосование.

– Людмила Александровна, помните, когда впервые оказались в рядах организаторов выборов?

– Конечно! В 1997 году я работала в школе учителем математики и информатики в Свирске. Тогда к нам только привезли и установили компьютерный класс, появилась возможность набирать текст и печатать документы на принтере. Это существенно упрощало работу. Директор школы, которая на тот момент возглавляла участковую избирательную комиссию, позвала меня поработать на выборах, причем сразу на пост секретаря. Ведь именно секретарь ведет всю работу с документами. А я благодаря владению компьютером смогла существенно автоматизировать заполнение бумаг. У нас сформировалась хорошая команда, отработали мы без проблем.

Кстати, на тот момент Свирск был в административном подчинении Черемхова, так что после голосования все документы председатель и секретарь УИК везли сдавать туда в теризбирком для введения в ГАС «Выборы». Так что я на тех выборах сразу познакомилась с коллегами из Черемхова.

– Секретарю УИК необходимо много знать про избирательный процесс, чтобы четко организовать работу с документами, всё правильно оформить.

– В конце 1990-х было проще работать. Избирательное законодательство почти не менялось. К каждым выборам, как и сейчас, выдавали рабочий блокнот с пошаговыми инструкциями, что и как делать, и текст закона. Поэтому особых трудностей при проведении той кампании не возникло.

Для меня самым сложным и «переживательным» был и остается день голосования. И неважно, где я работала: в УИК, в ТИК или облизбиркоме. Когда наступало время подсчета голосов, я волновалась, всё ли в порядке, сойдутся ли контрольные соотношения, всегда перепроверяла, как правильно написать прописью все числительные в протоколе. И конечно, в период работы в УИК очень хотелось сдать документы без замечаний, чтобы не краснеть перед коллегами.

– Давайте продолжим изучать ваш путь в избирательной системе. Как же вышло, что учительница математики, которая безумно любила работу в школе с детьми, оставила это и пошла профессионально заниматься выборами?

– Всё менялось. В 2006 году Свирск стал самостоятельным муниципальным образованием. Была сформирована Свирская ТИК, которую возглавила Жанна Ярославовна Паславская, ранее работавшая в Черемховской ТИК. Она пригласила меня поработать в теризбиркоме, и снова я заняла в качестве стартовой позиции место секретаря. На тот момент я в общих чертах себе представляла работу теризбиркома, вся ответственность и нагрузка лежали на Жанне Ярославовне. Члены комиссии выполняли некоторые поручения технического характера: от набора текста до сортировки пригласительных. Мое представление о деятельности ТИК перевернула Ольга Ивановна Арефьева, возглавлявшая Иркутскую городскую №3 ТИК. Она приехала к нам по поручению облизбиркома для оказания методической помощи. Проанализировав нашу деятельность, Ольга Ивановна пригласила меня к себе в Иркутск, чтобы я ознакомилась, как у нее поставлено делопроизводство. Сейчас я понимаю, сколько недочетов она увидела и как деликатно смогла на них указать. Я к ней приехала, увидела, как у нее уютно в кабинете, как правильно и четко все документы подобраны, как распределена работа между членами ТИК. Она мне показала, как работать с номенклатурой дел, с архивом. Я ей очень благодарна до сих пор за то, что она щедро со мной поделилась своими знаниями.

Мы новым составом теризбиркома провели одни выборы, и руководитель нашей ТИК сообщила о своем уходе. Меня назначили на место председателя, и понеслась моя первая кампания.

– Прямо «понеслась»?

– Иначе и не скажешь, ведь это был референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. И важно учитывать, что на тот момент наш теризбирком действовал на общественных началах, то есть члены комиссии отрывались от основной работы для организации конкретной кампании. Деятельность ТИК курировала Людмила Ивановна Шавенкова. Она одна помогала теризбиркомам в вопросах проведения выборов и референдумов. Сейчас диву даешься, как она одна справлялась с таким объемом задач…

Параллельно на моей основной работе проходили тоже существенные изменения. В 2006 году в Свирске создали ресурсный центр – компьютерный центр в системе образования – и пригласили меня туда директором. Я возглавила коллектив из двенадцати человек. И наряду с этим продолжила вести математику и информатику в одном классе. Не смогла отказаться от своих детей, преподавала, пока их не выпустила. И это не громкие слова: все ученики того класса мне действительно родные. Я слежу за успехами всех своих выпускников. Хорошо, что есть соцсети, они помогают общаться. Я очень переживаю, если что-то у моих ребят не ладится, и продолжаю их называть «мои дети».

– И когда вы отказались от всех совмещений и полностью занялись только организацией выборов?

– В 2011 году, когда стала работать председателем теризбиркома на постоянной основе. Администрация Свирска выделила помещение для размещения комиссии, облизбирком обеспечил всю материально-техническую часть (мебель, компьютерное оборудование). А я постаралась организовать и устроить всё в теризбиркоме так, чтобы было приятно и комфортно работать.

– Что самое сложное в работе председателя ТИК?

– Выстраивание отношений с людьми.

– Речь идет о кандидатах или членах комиссии?

– Обо всех. Нужно найти общий язык с членами теризбиркома, несмотря на то, что они представляют разные политические силы. Не секрет, что в период избирательной кампании не все члены комиссий соблюдают нейтралитет, бывают и те, кто пытается отстаивать интересы своего избирательного объединения, выискивать недоработки в решениях комиссии. Кто-то на подобное поведение реагирует остро, я же всем этим людям благодарна, они учили меня работать лучше, качественнее, не допускать ошибок, всегда и во всем опираться только на закон.

С кандидатами тоже нужно уметь выстраивать работу. Мне запомнилась моя первая муниципальная кампания, когда выбирали мэра города. Документы подали несколько сильных кандидатов. Мы изучили все бумаги, стало понятно, что действовавшему на тот момент главе города придется отказать в регистрации. Все ждали, что сделает молодая, неопытная комиссия. Мы поступили по закону – отказали. И сам кандидат, признавая обоснованность наших аргументов, мне тогда сказал: «Я не буду подавать в суд». Это был такой тест, после которого все убедились, что наша комиссия не пойдет на нарушение закона.

– Как вы думаете, а на председателя теризбиркома можно выучиться или должны быть какие-то врожденные таланты?

– Нужно именно учиться, нарабатывать опыт, изучать документы, советоваться с коллегами. Я убеждена: председателем теризбиркома не рождаются, а именно становятся. Когда ты анализируешь свои ошибки, когда узнаешь, что не так сделали коллеги, изучаешь судебные решения, ты начинаешь улавливать тонкости. В избирательной системе ты должен следить за новинками постоянно, заниматься самообразованием. И это не высокие слова, а наши будни, ведь избирательное законодательство меняется ежегодно и весьма существенно.

– Как вы думаете, почему среди организаторов выборов много людей с педагогическим образованием?

– Так изначально сложилось. Посмотрите, участковые комиссии в основном располагаются в школах, и там не по одной, а по две-три комиссии. С советского времени в состав УИК включали много учителей, а председателями назначали директоров школ, завучей. И потом в поселках и деревнях самые грамотные люди кто? Конечно учителя.

– Сейчас в отдаленных территориях, я знаю, возникают трудности с формированием участковых комиссий. Как раз не хватает грамотных людей…

– Да, это так. Требования к членам комиссий всё возрастают. Так, недавно Центризбирком объявил, что на федеральных выборах рабочий блокнот будет электронным, никакой бумажной версии. Я знакомилась с его демоверсией, очень интересно, удобно. Но предвижу, что могут возникнуть трудности в территориях, особенно там, где нет современных компьютеров, да и без качественного высокоскоростного интернета работать будет сложно. Да что там интернет! У нас есть населенные пункты, в которых электричество дают на несколько часов в день с помощью дизель-генератора.

Вот тут вопрос, с одной стороны, к органам МСУ, чтобы они помогли оснастить УИК всем необходимым, с другой стороны, к областному и территориальным избиркомам. Я смотрю на эту ситуацию как учитель. Нужно обязательно системно и своевременно провести обучение.

– Вы сторонник очных форматов обучения или дистанционных?

– Ничто не заменит живое общение! Да, из-за пандемии мы активно применяли в 2020 году вебинары. Но теризбиркомы, по возможности, должны собирать членов УИК или хотя бы представителей «тройки» малыми группами и прорабатывать с ними все новации.

– Я знаю, что вы во время выездных семинаров с Ильей Владимировичем Дмитриевым разыгрывали целые сценки для членов УИК, отважно с ним спорили…

– Я обожаю очные семинары, когда глаза в глаза удается поработать с членами УИК, они могут сразу задать вопросы, где-то предложить свое решение той или иной ситуации. Когда Илья Владимирович был зампредом облизбиркома, он курировал направление обучения организаторов выборов и часто сам выступал на семинарах. Обычно во время моих лекций он садился в зал, а потом оттуда начинал спорить со мной по каким-то вопросам, связанным со списками избирателей или подсчетом голосов. Члены УИК замирали, наблюдая, как я спорю с начальником, а потом азартно сами включались. Рассказывали о своих случаях из практики, занимали мою сторону или Ильи Владимировича. Так мы обращали внимание на важные новеллы законодательства и помогали запомнить новшества.

Мое глубокое убеждение, что все члены теризбиркомов должны участвовать в обучении нижестоящих комиссий. Это позволяет, во-первых, самим детально разобраться в теме, во-вторых, поддерживать живую связь с членами УИК.

– Далеко не все члены ТИК с вами согласятся, есть такие, кто полагает, что работать нужно только в дни голосования, а обучение – головная боль руководства.

– С таким отношением надо активно бороться! Тем более недавно были переформированы 40 теризбиркомов. В их составы включены люди с юридическим образованием, многие имеют опыт в организации выборов. Нужно уходить от работы по старинке и внедрять новые технологии, особенно когда на законодательном уровне идет существенная реформа…

– Вы затронули важную тему, связанную с законодательством. Одни эксперты считают, что нужно совершенствовать избирательное законодательство, другие – что стоит не менять его в течение хотя бы пяти лет. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

– Мне очень интересно сейчас работать, нравится, что совершенствуется избирательная система. Единственное смущает, что всё происходит «с колес». Случается, что вводимые нормы можно толковать двояко. Я убеждена: кардинальные изменения нужно вносить не позднее чем за полгода до дня голосования, чтобы успеть всё организационно переварить, понять и доступно изложить для УИК.

– Что сейчас в избирательном законодательстве требует корректировки?

– Пожалуй, срок работы участковых комиссий в период избирательных кампаний. Его можно было бы увеличить до двух недель. Еще требует проработки тема с помещениями для голосования с учетом проведения голосования в течение нескольких дней. Это касается домов культуры, школ, где нужно развести учебный процесс и выборы…

– Какое время вы назвали бы оптимальным для проведения выборов?

– Период весенних каникул в школах. Во-первых, в школах бы не было учеников в эти дни, развели бы потоки учащихся и голосующих. Во-вторых, проще учителям, которые также являются членами комиссий. В-третьих, на «северах» еще стоит лед, и можно по зимнику завезти избирательную документацию и вернуть ее обратно.

– В вашей обширной практике есть кампания, которую вы назвали бы самой яркой?

– Хотя каждый раз на выборах происходит что-то новое, каждая кампания уникальна. Чаще всего люди вспоминают то, что было недавно. Я не исключение. Мне кажется, сложно найти аналоги нашим выборам губернатора, прошедшим в сентябре 2020 года. В ходе кампании потребовалось забыть о привычном. Вообще прошлый год заставил нас по-другому посмотреть на жизнь и работу. Мы все научились ходить в маске, использовать дезинфекторы для рук. Наши члены комиссий изучили механизм заботы о здоровье избирателей и в части применения СИЗов, и в разработке схем движения в помещении для голосования. А сколько всего было пережито с сейф-пакетами!

Если сконцентрироваться на позитивных эмоциях, то ничто для меня не сравнится по объему полученного позитива с референдумом 2006 года. Тогда удалось привлечь колоссальные ресурсы и организовать праздник для людей. Это сказалось на явке. На участках были толпы желающих принять участие в референдуме.

– А вам важно, чтобы выборы были праздником?

– Обязательно. Для меня день голосования – всегда праздник. И важно, чтобы всё было красиво и хорошо подготовлено. Когда работала в Свирской ТИК, мы к выборам изготавливали всем УИК одинаковые информационные стенды, закупали канцелярию, органайзеры, папки, чтобы документы оформлялись красиво и в должном виде. Сами члены УИК, да и ТИК, старались выглядеть празднично (наряды, прически). Сейчас, судя по видео с камер наблюдения, атмосфера праздника мало где создается, выборы приобретают рутинный характер. Очень многое зависит от председателя УИК, как он настраивает свой коллектив.

– Раз мы заговорили о человеческом факторе, ответьте, как вы оцениваете цифровизацию избирательного процесса? Будущее за дистанционным голосованием?

– Жизнь течет, меняется, не всегда человек способен заранее спрогнозировать, где будет находиться в дату выборов. С этой точки зрения дистанционное голосование кажется более удобным, на мой взгляд. Наверное, наступит время, когда все будут голосовать, где им удобно, с использованием гаджетов.

– Что вы говорите тем людям, которые не ходят голосовать?

– Я их стараюсь переубедить. Все мы хотим жить лучше, значит, во власти должны быть грамотные, профессиональные управленцы. Каждый избиратель должен прийти и показать, кому из кандидатов он доверяет. Если никому не доверяет, то тоже можно выразить свое мнение. Игнорировать выборы нельзя!

– Какими качествами должен обладать организатор выборов?

– Первое – это уметь работать с законом, с нормативными актами. Это обязательно! Второе – нужно быть психологом, чтобы уметь разрешать конфликтные ситуации. Третье – организатору выборов требуется решительность, чтобы сказать «нет!» на возможные провокационные и незаконные предложения. Четвертое – нужна дипломатичность, чтобы выстраивать конструктивное взаимодействие с органами МСУ в части материально-технического обеспечения УИК.

– Что вы больше всего цените в людях?

– Честность. Не люблю, когда лицемерят. Конечно, бывает, правду говорят так, как рубят, и подобной прямотой только всё портят. Я сама могу промолчать, если не хочу ранить человека правдой, но не буду врать.

– Я знаю, у вас очень близкие отношения с родителями. Это они в вас воспитали такую принципиальность и требовательность к себе?

– Мои родители и вся семья во всем меня поддерживают. Что касается воспитания, то родители всегда были для нас примером. Они сами очень трудолюбивые, честные люди, такие же качества воспитывали и в нас. Папе исполнилось 87, маме – 83, но, несмотря на возраст, они всегда внимательно изучают всё, что связано с выборами, ходят голосовать. Не боятся поспорить с теми, кто заявляет, что выборы ничего не решают.

– Кем бы вы хотели видеть ваших внуков?

– Я, наверное, начну с признания, что наша замечательная дочка стала тем, кем мы хотели с мужем. У нас она одна, так вот в жизни получилось, поэтому нам было важно, чтобы ее будущее было защищено и гарантировано. Она у нас майор полиции, уже заработала пенсию. Мы знаем, что в любой ситуации государство ей гарантирует определенное обеспечение. А внуки – это уже нерациональное, это безусловная любовь и обожание. Тут мы просто мечтаем, чтобы Таюша и Савелий выросли хорошими людьми.

– Роль друзей в вашей жизни?

Наряду с семьей, друзья – это самые важные и дорогие люди для меня. Мы вместе более тридцати лет, радуемся успехам друг друга и помогаем, если вдруг случается беда. Причем просить о помощи не нужно, друзья всегда сами чувствуют, когда требуется подставить плечо.

– Людмила Александровна, вас назначили председателем Иркутской районной ТИК. Волнуетесь?

– Честно? Очень переживаю. Я хочу поблагодарить за оказанное доверие членов облизбиркома, руководство комиссии. Огромное спасибо Светлане Александровне Лютой, я многому у нее научилась и в части организации работы, и в вопросах взаимодействия с людьми. В качестве председателя Иркутской районной ТИК постараюсь сохранить и приумножить то хорошее, что было наработано ранее. Я сторонник преемственности, а не революционных изменений.

Беседовала Алена Сабирова

 

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости