17.05.2024

Новости

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

13.05.2024 Учет эфирного времени

Политические кланы по-македонски


В декабре 2016 года в Македонии прошли парламентские выборы. В составе миссии наблюдателей от организации «Европейская платформа» за ходом голосования следил политолог Алексей Петров. О причинах высокой явки на македонских выборах, успехах оппозиции и технологии по скупке голосов эксперт рассказал нашему изданию.

– Алексей, рассматривать выборы в отрыве от внутриполитической и экономической ситуации – дело малоперспективное. Расскажите вкратце, в чем особенности этой европейской страны.

– Македония – страна интересная. За последние 10 лет там состоялись пятые по счету парламентские выборы, причем в четвертый раз они проходят досрочно. В 2006 году парламентское большинство получила партия ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство. – Прим. ред.) и все эти годы остается партией власти. Примечательно, что это политическое движение демонстрирует положительное отношение к России, действует даже безвизовый режим между странами. Но в то же самое время Македония – одно из немногих государств в Европе, с которым у нас нет прямого авиасообщения, нет рейса Москва – Скопье. Добираются россияне в Македонию кто как может: через Кельн, Белград, Стамбул.

– Как бы вы оценили обстановку в стране накануне выборов?

– Пожалуй, как очень динамичную. Я напомню нашим читателям, что решение о проведении досрочных парламентских выборов в Македонии было принято еще весной, затем дату голосования несколько раз переносили. В день выборов, 11 декабря, я видел вблизи нескольких избирательных участков бронетранспортеры. Появление военной техники на улицах сложно объяснить, возникло, правда, подозрение, что правящая партия не была уверена в своем успехе или же опасалась провокаций со стороны оппозиционной социал-демократической партии.

– В чем состояла специфика этих парламентских выборов?

– Парламент состоит из 120 депутатов, Македония разделена на шесть избирательных округов, таким образом, в каждом округе определяют судьбу 20 мандатов. Соответственно и количество мест, полученных каждой партией, разнится в зависимости от округа. Многое зависит от этнического состава округа. Есть исключительно албанские территории, там, естественно, поддерживают албанские партии (на этих выборах их было две). Третий и четвертый округа – сельские, там традиционно побеждает действующая власть.

Я наблюдал за голосованием во втором округе в городе Шутке (пригород Скопье), там доминирует цыганское население. Было очень любопытно, когда на участок приходили голосовать одновременно по 30–40 мужиков. Им главный (рома. – Прим. ред.) сказал, что надо проголосовать, и они шли. Такая клановая система в действии.

Общая обстановка в Шутке тоже специфическая. К примеру, мы вышли из машины вблизи избирательного участка, стали фотографировать, и тут же к нам подошел человек и грозно посоветовал этого не делать, иначе у нас будут проблемы. Нас сразу предупреждали, что народ живет в городке непростой, могут и портмоне, и другие ценности у иностранного наблюдателя стащить.

– Велика ли была конкуренция на выборах в парламент Македонии?

– Участвовали шесть партий и пять избирательных блоков. Время голосования в Македонии с 7 утра до 7 вечера. Избирательные участки располагаются в зданиях госучреждений, школ. В одной школе в Скопье мы насчитали 10 избирательных участков. При этом количество избирателей, прикрепленных к каждому участку, варьируется от 500 до 600, хотя по закону может быть и 2 000. Списки избирателей составляются по алфавиту, а не по месту жительства. Так, на одном участке могут голосовать исключительно люди по фамилии Стояновски (одна из самых распространенных фамилий в стране)… То есть имеется привязка избирательного участка к округу, территории, и одновременно существует разделение по алфавиту. Я видел, как избирателей отправляли с участка, когда они приходили «не на свою букву».

Списки избирателей утверждаются центральной комиссией за 72 часа до дня голосования (трое суток). Никаких дополнительных списков в день голосования не составляют. Если человек не обнаружил себя в списке избирателей, то это его проблемы. Были случаи, когда избиратель проходил все процедуры в день голосования, а на последнем этапе обнаруживалось, что его нет в списке избирателей.

– Какие это процедуры?

– Человек приходит на избирательный участок, и его руки проверяют под ультрафиолетовым светом, нет ли отметки специальной краской, что он уже голосовал. Потом гражданин предъявляет свою ID-карту или загранпаспорт (по нему тоже можно проголосовать). Затем этого человека ищут в списке избирателей, причем в списке содержатся не только фамилия, но и фото, на один лист помещается где-то восемь фотографий. Мне такая система очень понравилась. После чего выдается бюллетень и ставится отметка спецкраской на руке, что человек голосовал. Далее избиратель подходит к картонной кабинке, весьма неустойчивой, ставит отметку в бюллетене и опускает его в урну.

Кстати, на избирательном участке фотографировать нельзя. Да что там на участке, нас чуть ли не с охраной призывали к ответу, когда мы с коллегами захотели сфотографировать что-то в местном археологическом музее. Может быть, конечно, в витринах были какие-то неподлинные экспонаты, и музейщики опасаются огласки, что они не настоящие финикийские деньги выдают за раритеты… Не знаю, мы не поняли, почему так проблемно что-либо фотографировать в Македонии.

Да, у них нельзя приходить на участок с оружием. Везде висят запрещающие плакаты.

– Забавно, то есть в других местах ходи себе с пистолетом, а на выборы – это излишне?

– Точно. Там на информационных плакатах указаны в числе запретных три вещи: нельзя приходить с оружием, нельзя фотографировать, нельзя пользоваться мобильным телефоном.

– Если говорить об организации голосования, есть сходство с российской системой?

– Закон о выборах в Македонии рамочный, многое в нем не учтено и не прописано. Процедура открытия избирательного участка похожа на нашу. Тоже за час до начала времени голосования приходят члены комиссии, опечатывают урны. Но там комиссия делится пополам: одна часть работает с шести утра до часу дня, вторая – с часу и до подведения итогов. Во вторую смену обязательно включают председателя. Наверное, такое разделение связано с требованиями профсоюзов. При этом за деньги работает только председатель, остальные члены избиркомов трудятся на общественных началах.

Ящики для голосования напоминают небольшие пластиковые корзины для белья. На многих участках к обеду они были уже полные и второй ящик привозили специально, то есть запасного ящика на каждом участке просто нет. Страна компактная, и там реально довезти требуемое количество ящиков, мы в России с нашими просторами такую роскошь позволить себе не можем.

– Как обеспечиваются избирательные права граждан, которые не могут по уважительным причинам проголосовать в день выборов у себя на участке?

– По сути никак. Никаких открепительных удостоверений не предусмотрено, досрочно (за день до основного дня голосования) голосуют военные и лица, содержащиеся в следственных изоляторах. Выездное голосование «на дому» тоже не предусмотрено.

– Инвалиды едут на колясках на участок?

– Там инвалидам вообще сложно проголосовать, особенно когда участок расположен на втором или третьем этаже. Доступная среда в принципе отсутствует. Мы это даже отметили в нашем отчете о выборах, что нужно учесть потребности граждан с ограниченными физическими возможностями.

– Как выглядит избирательный бюллетень в Македонии?

– Он больше напоминает цветную книжку. Все эмблемы партий отпечатаны в полноцвете. В правом верхнем углу каждого бюллетеня ставится маленькая красная печать. Никаких других степеней защиты в виде микрошрифта или подписей членов комиссий я там не видел.

– Каким образом осуществляется подведение итогов выборов?

– В 19 часов после закрытия участка приступают к подсчету голосов. В законе четко процедура и очередность действий не прописаны. Всё делается членами комиссии сразу. Но каждый бюллетень демонстрируется всем наблюдателям. Можно параллельно с комиссией вести подсчет. Это очень хорошо с точки зрения публичности.

В Македонии нет такой четкой информационной системы, как у нас ГАС «Выборы», и затруднительно узнать, какие результаты голосования на каждом конкретном участке. Это нужно заходить на сайты муниципалитетов. Данные о голосовании каждая участковая комиссия передает по интернету и отвозит в головную комиссию свои протоколы. Кстати, сами итоговые протоколы представляют собой один длинный лист с множеством граф, который заполняется вручную, под этот лист подложены по семь-восемь копирок, то есть так изготавливаются копии протокола. Седьмая или восьмая копии протоколов практически нечитаемы. Никаких печатей на них не ставят.

– Есть какая-то специфика в агитации?

– В Македонии очень много печатных агитматериалов. В городе Шутке, где мы побывали, тамошний цыганский барон шел вторым номером в списке от партии власти. И в Шутке агитматериалы были только от этого кандидата, будто других партий и блоков вообще нет. Кстати, на участках отсутствовали информационные плакаты. Мы спросили, почему так. Нам ответили, что, мол, не доставили эти плакаты. Получается, в Скопье информплакаты  есть, а в Шутке – нет. Причем сын этого барона является главой администрации города. Такая семейственность.

Мы видели агитационные ролики на телевидении и в интернете, много плакатов, баннеров и листовок на улицах. Но особенно потрясли меня разовые пакетики с сахаром в местной кофейне, на пакетиках был призыв приходить на выборы. Такое ненавязчивое информирование избирателей о парламентских выборах. Подобной практики я нигде еще не наблюдал.

Любопытно, что оппозиция победила в столице Македонии Скопье, но проиграла в сельских районах. Я убежден: чем выше информированность избирателей, тем больше голосуют за оппозиционные силы. И результаты выборов: за ВМРО-ДПМНЕ проголосовали 38 % избирателей, за социал-демократов, то есть оппозицию, – 37 %.

– Вы упомянули, что на избирательных участках видели много наблюдателей, причем как местных, так и от международных миссий…

– Да. Было очень большое количество наблюдателей на выборах. Там разрешено наблюдать не только представителям партий, но и общественных организаций, в том числе молодежных. Многочисленной была миссия ОБСЕ, к ее представителям на участках относились особенно уважительно.

– Македония отличается от многих европейских стран высокой явкой на выборы. У вас есть предположение, с чем это связано?

– Мы спрашивали македонских политологов, почему у них люди ходят на выборы. Нам ответили, что македонцы верят, что их голос влияет на исход выборов. Там очень высокая конкуренция между партиями, большое влияние у оппозиции. Отсюда и высокая степень доверия к выборам как к инструменту ротации элит и обновления власти.

– У оппозиции есть реальные ресурсы для изменения политического курса страны?

– Формально там и партия власти, и оппозиционные социал-демократы выступают за вступление в Европейский союз, пока Македония только ассоциированный член. Оппозиция строит свою кампанию на критике власти, на обличении, что та погрязла в коррупции. И для подобных критических высказываний имеется благодатная почва. Все родственники президента занимают какие-то важные государственные посты. При этом существует огромный разрыв в уровне доходов элиты и рядовых граждан. Условно говоря, у цыганского барона дворец, как на Рублевке, а у обычных жителей – жуткие халупы.

– Если говорить об итогах наблюдения, какие нарушения вы зафиксировали в ходе голосования?

– Мы стали свидетелями скупки голосов. В Шутке около нескольких участков мы видели, как выставляли небольшой пластиковый столик с картинкой политической партии, у столика стоял крепкий, здоровый мужик. Когда мы подходили, столик и человек сразу исчезали… Как нам стало известно, цена голоса (македонский динар – это рубль и четыре копейки) варьировалась от 150 до 1 000 динаров. Оппозиционеры (социал-демократы), которые с нами встречались, указывали, что партия власти активно скупала голоса.

– Учитывая, что оппозиция шла с партией власти «ноздря в ноздрю», то, наверное, они тоже использовали этот механизм по скупке голосов…

– Я не исключаю этого. Кстати, в этом цыганском городе, где мы присутствовали при подсчете голосов, при полном отсутствии агитматериалов оппозиции, все же социал-демократы набрали порядка 20%.

– Такая борьба за мандат развернулась… Это связано с какими-то экономическими бонусами, которые несет депутатство в Македонии?

– В бедной стране близость к власти дает не только политические, но прежде всего экономические дивиденды. Если в странах со стабильной экономикой (Германия, Франция) быть депутатом – скорее миссия, то в странах с рыхлой экономикой – это возможность войти в элиту и обеспечить себе безбедное существование.

Беседовала Алёна Сабирова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости