Новости 22.04.2024 Финалисты клуба 19.04.2024 Семинар с партиями 19.04.2024 Переформирование двух комиссий 19.04.2024 Кандидаты в «молодежку» 18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы 18.04.2024 День молодого избирателя 18.04.2024 Послание губернатора 17.04.2024 Мои медиавыборы 17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание 17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам |
Конституционное будущее В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялся Всероссийский форум «Реализация новелл Конституции России: вызовы и образ будущего», посвященный конституционной реформе 2020 года и модернизации законодательства. Участие в мероприятии приняли секретарь ЦИК России Майя Гришина и член Центризбиркома Борис Эбзеев. Особенности преобразования Ректор университета Виктор Блажеев, выступая с приветственным словом, рассказал о деятельности рабочей группы по внесению изменений в основной закон страны. Он обратил внимание на то, что в России наступает важный момент в реализации новых конституционных положений. – Мы наблюдаем за тем, как к рассмотрению предлагаются целые пакеты поправок в законодательные акты. Сообществу юристов важно обсудить эти поправки и дать предложения относительно дальнейшего развития нашего законодательства, – отметил Блажеев. Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева в своем выступлении подробно рассказала о конституционной реформе 2020 года. Говоря об особенностях произошедших преобразований, она заявила, что прерывания или нарушения конституционной стабильности не было. При этом актуализировано регулирование политических, социальных и экономических процессов согласно их позитивной динамике. – Отдельного внимания заслуживает тот факт, что изменения, внесенные в главный закон страны, усилили социальную функцию государства и подчеркнули его социальные ценности, – заявила эксперт. Реализация конституционных новелл, по мнению Талии Хабриевой, помимо всего прочего, потребует разработки около 100 новых федеральных законов и не менее 650 изменений в действующие нормативно-правовые акты регионального уровня. Для этого, в свою очередь, необходима отдельная координация со стороны законодателей и юридической науки. Ценный опыт Член ЦИК России Борис Эбзеев отметил, что с внесением изменений в основной закон предмет конституционного права существенно расширился. В него вошли территориальные вопросы, темы, связанные с основами внешней политики, а также главные направления деятельности правительства РФ. Секретарь ЦИК России Майя Гришина на пленарной дискуссии выступила с докладом «Процедуры общероссийского голосования в системе легитимации изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации». Она отметила, что практика проведения общероссийского голосования и единого дня голосования в условиях пандемии, когда требовалось обеспечить безопасность граждан и доверие к выборам, – это ценный национальный опыт, тема, которая будет интересна научному сообществу. – Дискуссия очень важна, потому что осмысление появившихся в этом году институтов, серьезных изменений в области избирательного права позволяет найти место общероссийского голосования в системе, – отметила секретарь ЦИК. Она также рассказала о законодательных основах проведения общероссийского голосования, общественном наблюдении, различных формах голосования, впервые примененных на практике, в том числе о дистанционном электронном голосовании. – В целом общероссийское голосование – это не только исторический момент. Сложившаяся избирательная структура явно требовала коррекции для того, чтобы обеспечить большую доступность реализации избирательных прав граждан. Поэтому многие новации с определенными корректировками применялись и в единый день голосования. Они будут изучены, проанализированы. Мы надеемся, что в дальнейшем научное сообщество сформулирует предложения о перспективах развития этих практик, – добавила Майя Гришина. 10 глав Председатель Конституционного клуба, президент Фонда конституционных реформ Олег Румянцев остановился на основных новеллах, связанных с изменением главного закона. – Второй блок поправок, затрагивающий поддержку институтов гражданского общества, постановку задач перед социальным государством, разумный, – подчеркнул докладчик. Также эксперт предложил свой проект новой Конституции России. По его мнению, необходимо добавить свыше 10 новых глав: правовая система, разделение властей, гарантии прав и свобод граждан, труд, собственность, предпринимательство, основы социальной, экономической, демографической, культурной политики, а также проведение референдумов. При этом новые главы не должны быть большими, нужно четко регламентировать указанные сферы общественной жизни. Президент Ассоциации юристов Комитас Генциум Франция – Россия Карин Беше-Головко затронула вопрос верховенства Конституции над международными актами. Спикер обратила внимание слушателей на то, что Россия участвует в международных объединениях в том случае, если это не противоречит Конституции. Международные договоры, участницей которых является Россия, после ратификации имплементируются в национальное законодательство. Эксперты также обсудили необходимость укрепления государственного суверенитета, совершенствования юридической техники Конституции, социально-психологические аспекты реализации поправок. В поле зрения В рамках дискуссии «Права человека сквозь призму конституционных поправок» заведующая кафедрой международного и европейского права юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Евгения Герасимова остановилась на аспектах защиты прав и свобод человека и гражданина в конституционном процессе в контексте новелл Конституции. По ее мнению, интересным для правового анализа является то, что нормативные акты регионов могут быть предметом проверки Конституционного Суда РФ. – Более того, одним из проблемных моментов видится отсутствие упоминания в новеллах норм, связанных с конституционным правосудием субъектов, – подчеркнула Герасимова. Также в поле зрения экспертов оказались вопросы, связанные с проблемами защиты конституционных прав человека в условиях динамичного изменения гарантирующих факторов, регулированием пределов глобализации во внутригосударственном и международном праве в интересах защиты основных прав и свобод. Кроме того, в центре внимания были темы, связанные с правозащитным сообществом, развитием института омбудсмена в России, правом на жилище для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также перспективами модернизации аграрного законодательства. Дефект нормы Судья Конституционного Суда Сергей Князев в своем выступлении в рамках дискуссии «Новации конституционного разделения властей. Местное самоуправление в конституционном измерении» обратил внимание слушателей на то, что возможность для граждан обращаться в Конституционный Суд в случае «дефекта нормы» – серьезный шаг. Он поможет сфокусироваться на проблемах, носящих правовой характер, и не вмешиваться в дела, решения по которым могут вынести другие суды. Отдельное внимание судья уделил различиям требований обращения в Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд России. – Разные требования обращения в суды встречаются не только в случае с Россией. Если вы обратите внимание, несколько иные требования обращений в европейские конституционные суды, и это нормально. В Конституционный Суд следует обращаться в том случае, если имеет место «дефект нормы», – подчеркнул Сергей Князев. Заместитель декана юридического факультета Университета Клермон-Ферран (Франция) Мари-Элизабет Бодуа выступила с докладом «Конституционная реформа – 2020 в России и зарубежный опыт». Рассказав об истории пересмотра конституции Франции, эксперт отдельно остановилась на вопросе недоверия широкой общественности к референдумам. – Во Франции референдум проводится очень редко, и используется он в качестве укрепления президентского института. Более того, во Франции крайне настороженно относятся к референдумам из-за того, что они могут стать инструментом манипуляций общественным мнением и обществом в целом, как это было с Жаком Шираком и Шарлем де Голлем, – резюмировала Мари-Элизабет Бодуа. Также на форуме обсуждались вопросы участия органов конституционной юстиции в законотворческом процессе, статус главы государства в свете конституционной реформы, аспекты цифрового местного самоуправления, эволюции муниципальных институтов. По материалам ЦИК РФ, МГЮА Фото с сайта cikrf.ru |