29.03.2024

Новости

29.03.2024 Вестник №3

29.03.2024 Шелехов. Программа обучения

29.03.2024 Иркутский район. Прием предложений

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

«Наблюдательная» практика


 Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» подготовила доклад, посвященный институту общественного наблюдения в зарубежных странах. Авторы документа выделили четыре группы государств с той или иной степенью применения института общественного наблюдения.

Отсутствие нормы

Самую большую группу стран составляют государства, избирательное законодательство и электоральная практика которых не предусматривают институт общественного наблюдения. Так, законодательство Франции не содержит четких положений о международных и национальных наблюдателях. При этом каждый кандидат может назначить члена участковой комиссии, а также своих представителей для наблюдения за ходом голосования на одном или нескольких участках.

В Италии законодательством не предусмотрен институт общественного наблюдения как при проведении парламентских и местных выборов, так и референдумов. В Германии в законодательстве нет четких положений о национальном и международном наблюдении за выборами. Федеральный закон Германии о выборах содержит следующую формулировку: «Выборы проводятся открыто. Правление избирательного участка может удалить из помещения для голосования лиц, нарушающих порядок и спокойствие».

Никаких других регламентирующих указаний для наблюдателей избирательное законодательство Германии не дает, равно как не содержит и самого упоминания о возможности присутствия на избирательных участках наблюдателей. Немецкий эксперт Хельмут Веллер утверждает, что в Германии любой желающий может находиться на избирательном участке при голосовании и подсчете голосов.

При этом он не должен мешать процессу голосования, не может вести агитацию и предлагать свою помощь сотрудникам избирательного участка. Специального разрешения для наблюдения за выборами в Германии не требуется. Однако, как признался Веллер, немногие пользуются этим правом: «На самом деле, наблюдать за выборами у нас просто очень скучно».

Главное – не мешать

Такая же ситуация в Дании и Швеции. Здесь институт наблюдения законодательно не предусмотрен, поскольку право реализовать наблюдение за выборными процедурами есть у любого гражданина. Так, сайт шведского государственного ведомства «Шведский институт» содержит следующую информацию о возможности наблюдения на выборах: «Если вы сомневаетесь в том, что выборы проходят честно, приходите на любой участок для голосования и наблюдайте за тем, как всё проходит. Наблюдателем может стать и подданный Швеции, и гражданин другой страны. Единственное правило, которое при этом нужно соблюдать, – не мешать процессу выборов, то есть не загораживать урны от голосующих, не отвлекать их расспросами, не создавать давку».

На первый взгляд, подобная практика максимально демократична, однако при анализе можно выявить ее слабые стороны. Во-первых, есть высокая вероятность того, что на избирательный участок в момент подсчета голосов придет значительное количество избирателей. Это с высокой долей вероятности затруднит прозрачность и открытость процедуры и усложнит работу членов избирательной комиссии. Во-вторых, возникают сомнения, касающиеся уровня правовой грамотности избирателей. Надлежащим ли образом они знакомы с нормами законодательства и нюансами избирательных процедур?

В странах Центральной и Восточной Европы, Чехии и Польше институт общественных наблюдателей также законодательно не закреплен. Не предусмотрено общественное наблюдение в таких странах Азии, как Оман, Катар, Сирия, ОАЭ. В некоторых государствах правом назначения наблюдателей обладают только непосредственные участники выборов: политические партии, коалиции, кандидаты и их уполномоченные представители (Австрия, Венгрия, Греция, Израиль, Ирак, Исландия, Испания, Канада, Кипр, Польша, Португалия, Турция).

Допускать нельзя запретить

В отдельных странах при отсутствии института общественного наблюдения в масштабах всей страны тем не менее сложилась устойчивая практика участия общественных наблюдателей в выборах на отдельных территориях. Как правило, речь идет о федеративных государствах децентрализованного типа с высоким уровнем самостоятельности субъектов федерации. К таким государствам относятся, прежде всего, США и Швейцария.

Относительно США необходимо отметить, что на федеральном уровне институт наблюдателей на выборах не регулируется законодательно, это компетенция легислатур штатов. Допускать или не допускать наблюдателя на участок, решают сотрудники избирательных комиссий. Наблюдение за выборами в США в основном осуществляется представителями от кандидатов и политических партий.

С точки зрения соблюдения прав меньшинств в проблемных регионах к этой деятельности подключаются местные неправительственные организации (НПО), которые входят в коалицию «Защита выборов» (Election Protection Coalition). Она была создана в 2002 году беспартийной коалицией правозащитников. Как полагают авторы доклада, главный плюс данной организации – независимость от политических партий, что позволяет ее волонтерам быть более объективными при освещении избирательных процедур.

Официальный сайт данной коалиции дает возможность узнать необходимую информацию для избирателя о сроках проведения выборов, о возможности и сроках регистрации избирателем, а также о том, как стать волонтером Election Protection. В ряде штатов США в правовом поле существует такой документ, как руководство для наблюдателей, основанное на избирательном законодательстве соответствующего штата.

Статус активистов американских неправительственных организаций на избирательных участках остается неопределенным. По законодательству ряда штатов местным правозащитникам разрешается присутствовать при голосовании и подсчете голосов.

Во многих штатах закон вообще обходит вопрос национальных наблюдателей, а регулирование наблюдения, как и в случае с иностранцами, оставлено на усмотрение сотрудников избирательных комиссий. Правом удалить наблюдателя с избирательного участка законодательство большинства штатов наделяет должностных лиц комиссий.

В отдельных случаях

В ряде стран общественное наблюдение используется только на определенном уровне выборов. Так, в Бахрейне оно применяется при выборах национального парламента, в Саудовской Аравии – в ходе муниципальных кампаний. В отдельных случаях институт общественного наблюдения применяется в качестве исключительной меры при организации электоральных процедур, имеющих особое значение.

Так, британское избирательное законодательство не содержит норм, регламентирующих вопросы аккредитации или назначения наблюдателей. Присутствие их на участках для голосования не разрешено. В число лиц, которые имеют такое право, британским законодательством включаются лишь избиратели, кандидаты в депутаты парламента и их доверенные лица, должностные лица, обеспечивающие избирательный процесс, сотрудники правоохранительных органов, отвечающие за порядок на участке, а также лица, сопровождающие избирателей-инвалидов. Даже представителям британских СМИ разрешается находиться на участках только в качестве избирателей.

Однако при организации референдума о независимости Шотландии в 2014 году в стране был введен институт общественного наблюдения. Избирательная комиссия Великобритании приняла руководство для наблюдателей, в которое в качестве отдельного компонента был включен краткий свод правил поведения для общественных наблюдателей.

Национальными наблюдателями могут быть граждане Великобритании, достигшие возраста 16 лет, подавшие соответствующее заявление об аккредитации в избирательную комиссию Великобритании. Национальными наблюдателями могут выступать как физические лица, так и общественные организации, которые после соответствующей аккредитации также вправе назначать своих представителей в качестве национальных наблюдателей.

Постоянный механизм

Наконец, есть группа стран, имеющих устойчивую практику применения института общественного наблюдения на всех уровнях выборов, в том числе на национальном. В некоторых из этих стран право наблюдения за выборами дано только представителям общественных организаций, но не непосредственным участникам выборов (Азербайджан, Монголия, Хорватия).

В ряде государств используется смешанная модель. Назначить наблюдателей могут не только политические партии, коалиции, кандидаты, общественные организации, но и избирательные органы, СМИ и даже избиратели в порядке самовыдвижения (Босния и Герцеговина, Дания, Латвия, Швеция, Афганистан).

В некоторых государствах наблюдение могут осуществлять избиратели (Северная Македония, Норвегия, Иран). В частности, в Норвегии право назначения наблюдателей предоставлено избирателям, однако на практике они редко проявляют интерес к реализации данного права.

В Словакии законодательство о выборах предусматривает предельно широкую субъектную возможность осуществления общественного наблюдения за выборами. При этом общественное наблюдение вправе вести любое лицо, которое изъявило такое желание.

Вместе с тем законодательство не закрепляет достаточно полно и подробно права и обязанности общественных наблюдателей, а также порядок их аккредитации. В Румынии допускается назначение наблюдателей как непосредственными участниками выборов, так и избирательными органами, СМИ, а также избирателями в порядке самовыдвижения.

Интересный опыт организации участия в выборах общественных наблюдателей есть в Армении. Для аккредитации общественной организации в качестве коллективного общественного наблюдателя она должна принять свой кодекс поведения общественных наблюдателей, а также провести для них обучающий тренинг.

Полный текст доклада читайте на сайте nom24.ru

Фото с сайта newokruga.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости