19.04.2024

Новости

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

16.04.2024 Общероссийская тренировка

Светлана Лютая: «В работе самое важное – доверие!»


Человека, влюбленного в свое дело, всегда видно. Он с оптимизмом берется за работу, находит позитивные моменты даже в сложное время, сплачивает вокруг себя людей и создает атмосферу комфорта, счастья и душевного тепла. Он всегда найдет минутку, чтобы поддержать добрым словом того, кто в этом нуждается. Порадуется за успехи коллег, как радуются за самых близких и родных. Именно с такой стороны мы все знаем Светлану Александровну Лютую, начальника отдела организации избирательного процесса и обучения организаторов выборов иркутского облизбиркома. С ней мы побеседовали о роли обстоятельств, которые приводят людей в ряды организаторов выборов, об ответственности и доверии, традициях и новациях, рабочих буднях и отдыхе.

Роль обстоятельств

– Светлана Александровна, скажите, как так вышло, что 17 лет назад вы попрощались с педагогикой и перешли на работу в избирательную систему?

– Всё очень прозаично. В силу сложившейся жизненной ситуации пришлось уйти из любимой профессии. Мне необходимо было заботиться о своих детях, зарабатывать деньги. Я вынуждена была оставить преподавание и пойти работать в частную фирму. Причем отважилась уволиться из школы, когда сдала первую сессию на юрфаке. Мне стало очевидно, что я смогу реализоваться в новой области, и тогда сделала решительный шаг, изменивший мою жизнь. Фирма, в которую я устроилась, не могла себе позволить большой штат специалистов, поэтому я занималась и кадрами, и юридическим сопровождением, можно сказать, получала бесценный опыт в самых разных сферах. Отработав некоторое время, я получила предложение попробовать свои силы в качестве ведущего специалиста в Избирательной комиссии Иркутской области. Пришла на собеседование к Виктору Васильевичу Игнатенко. Мы поговорили, и он сказал: «Я готов вас взять». Я ответила: «Готова выйти на работу». Это был февраль 2003 года. Госэкзамены на юрфаке я сдавала, уже работая в избиркоме, как раз шла кампания по выборам депутатов Госдумы четвертого созыва.

Сейчас, когда я сижу в комиссии по приему в кадровый резерв избиркома, то часто слышу от соискателей, что они участвуют в конкурсе, поскольку хотят что-то поменять в своей жизни. Честно скажу, мне не хотелось оставлять педагогическую стезю, но иногда мы вынуждены подчиняться обстоятельствам.

– Давайте вернемся еще чуть-чуть назад. Ваш приход на должность ведущего специалиста аппарата облизбиркома – это же было не первое соприкосновение с избирательной системой…

– Да, в качестве организатора выборов я поработала еще в 2000 году, когда проходила президентская кампания. В нашей школе формировали участковую комиссию (УИК), тогда комиссии создавали под конкретные выборы, а не на пять лет, как сейчас. Директор школы вызвал меня и мою коллегу и объявил: «Мне в участковой комиссии нужны математики, чтобы всё посчитать и протокол итоговый сдать с первого раза». Надо значит надо. Провели выборы, всё посчитали. Ночь провели в школе, ждали сообщения, что протокол сдан. Домой вернуться не успели. Потом отвели уроки. И как-то это всё спокойно воспринималось, почти двое суток на ногах…

Но, если уже мы углубились в воспоминания, то самая первая встреча с избирательной системой у меня случилась в конце 1970-х годов в Усть-Илимске. Я и мои друзья стояли в почетном карауле около ящика для голосования. Мы были пионерами и салютовали каждому проголосовавшему.

Работа «на земле»

– Давайте от прошлого перейдем к настоящему, что сейчас самое сложное в вашей работе?

– Пожалуй, очень частое изменение избирательного законодательства. Вообще, движение вперед это хорошо, изменения в большинстве своем приводят к лучшему. Когда всё остается по-прежнему, то привыкаешь, это приводит к косности. Однако, мое глубокое убеждение, что изменения должны быть продуманными и проводить их надо в системе, комплексно. Когда вносятся корректировки в закон о выборах, то я всегда думаю о людях, которые работают «на земле», о членах участковых комиссий. У нас в Иркутской области их порядка 15 тысяч человек. Каждый из них имеет какую-то свою постоянную работу, но в определенный период он выполняет важную государственную задачу – занимается проведением выборов. И мне, как руководителю отдела организации избирательного процесса и обучения организаторов выборов, важно так сформулировать и объяснить все новации, чтобы это было понятно человеку без юридического образования, простому члену участковой комиссии.

Постоянные новшества, усложнения не всегда идут на пользу избирательному процессу. Я всегда волнуюсь, что люди могут чего-то не понять и в итоге напутать, сделать не так, как требует законодательство. Вот сейчас еще одна задача, которую мы стараемся решить: как провести обучение в условиях пандемии. Понятно, что тут должны быть дистанционные формы, но не везде есть интернет с хорошей скоростью, не во всех территориях имеются помещения, чтобы люди могли разместиться с соблюдением дистанции… Ну и можете считать меня консервативным человеком, но я убеждена: наши люди вебинарам предпочитают очные встречи, живое общение, обмен опытом. Может быть, из-за реалий и требований безопасности такие формы обучения надолго, и к ним все привыкнут. Однако, мне кажется, это противоречит нашему менталитету. Ничто не заменит живого человеческого общения.

– Как вы реагируете, когда слышите о том, что организаторы выборов нарушили закон?

– Первая реакция – недоумение. Зная, какое жесткое наказание предусмотрено за подобные правонарушения, мне кажется, ни один здравомыслящий человек не может сознательно пойти на нарушение. И получается, либо эти члены комиссий были не в курсе жесткости и неотвратимости наказания, либо их бес попутал, и они решили, что смогут избежать кары. В обоих случаях я начинаю задумываться: может быть, недостаточно качественно была донесена информация об уголовной ответственности членов участковых комиссий за нарушение избирательного законодательства. И тем сильнее мне хочется людей предостеречь от подобных шагов, из-за которых вся жизнь и репутация могут быть перечеркнуты.

– За что вы любите свою работу?

– За возможность постоянно учиться и совершенствоваться. За невероятный круг общения с людьми из самых разных сфер. Я из тех, кто живет работой, знаю, что нельзя всё близко к сердцу принимать, так гореть и переживать, но ничего с этим поделать не могу. Мне повезло: на работе я окружена единомышленниками и в отделе, и в комиссии. Мы все коллеги, мы все стремимся работать с максимальной отдачей, несмотря ни на что!

Вчера и сегодня

– Если анализировать законодательные и технологические новации в избирательной сфере, что бы вы отнесли к прорывным вещам?

– Знаете, всё так быстро изменяется. То, что считалось прорывом вчера, сегодня уже воспринимается как норма. Смотрите сами: комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) воспринимали как новинку, избиратели их побаивались, теперь на участках, где стоят КОИБ, ни у кого не возникает сомнений в результатах голосования. Эти машины – хорошее подспорье членам УИК, поскольку упрощают работу по подведению итогов голосования на участке. Все технологические штуки привлекают в ряды организаторов выборов молодежь, многим нравится работать операторами КОИБ. То же можно сказать о технологии изготовления итогового протокола с QR-кодом. Если старшее поколение членов УИК более сложно воспринимает подобные новшества, то молодежь с легкостью их внедряет и использует. Важный шаг в части удобства голосования – «Мобильный избиратель», когда можно подать заявление через портал «Госуслуги» и проголосовать на удобном участке. В этом году впервые жителям нашей области дается возможность проголосовать на цифровых участках. Новинок очень много. И нам, организаторам выборов, надо успевать всё быстро и понятно разъяснить избирателям. Вот в этом ключе, мне кажется, нам должны более активно содействовать школы и вузы, там должны быть занятия по правовой грамотности, где разъяснялись бы все выборные новации.

– Как вы полагаете, может быть, для борьбы с абсентеизмом стоило бы штрафовать за неучастие в выборах?

– За рубежом есть такой опыт, когда выписывается штраф, если гражданин, не имея уважительной причины, проигнорировал выборы. Мне кажется, в России это не сработало бы. У нас люди, которые ответственно относятся к своим гражданским правам, ходят на выборы. А те, кому безразлично, для них и штраф не будет существенным аргументом для участия в голосовании.

Уточнить, добавить?

– Какие изменения в избирательное законодательство вы бы внесли?

– Мне кажется, требуется скорректировать подход к вопросу выделения помещений для голосования. По закону помещения предоставляют органы местного самоуправления, а все предписания о приведении этих помещений в соответствие с различными требованиями (от пожарных до антитеррористических) выдаются председателям комиссий, у которых даже ресурсов для реализации таких полномочий особо нет. Надо более четко прописать зону ответственности муниципалитетов. Еще один аспект, связанный с помещением для голосования: у нас жесткие нормативы по численности избирателей на участке, а в муниципалитетах нередки ситуации, что подходящих помещений для участковых комиссий просто нет. Вот и выходит, что всего, к примеру, в муниципалитете четыре тысячи избирателей и нужно формировать два участка, а помещение нормальное есть только одно, в клубе, и там один участок красивый, уютный, удобный, в том числе для инвалидов, а другой расположен в маленьком здании, в котором с трудом ютятся члены комиссии, а избиратели проходят бочком…

Другая проблема, требующая внимания законодателя, – отношение работодателей к членам комиссий с правом решающего голоса. Нередки случаи, когда человек уходит дежурить в участковую комиссию на несколько часов, а ему на основной работе этот день полностью засчитывают как нерабочий и не оплачивают. Это касается членов УИК и ТИК, работодатели не считают, что организация выборов – это важное государственное дело. И человек, поставленный в жесткие рамки, принимает решение, что ему важнее основная работа, и слагает полномочия члена комиссии. К слову, много подобных проблем мы ожидаем в связи с введением трехдневного голосования.

Все подобные вещи должны решаться комплексно, законодатель, внедряя голосование в течение нескольких дней, должен был продумать, какие последствия это повлечет, учитывая, что много помещений для голосования находится в школах, что члены участковых комиссий должны будут по двенадцать-шестнадцать часов работать не один день, а три, что для этого должны быть предусмотрены финансовые ресурсы, нужно разработать соответствующее технологическое оборудование (мобильные кабины для голосования, более крепкие ящики для голосования) и т.п.

Безусловно, трехдневное голосование удобно избирателю, можно проголосовать в любой из выбранных дней, а для избирательной системы это дополнительная нагрузка. Мы с ней, конечно, справимся, но усилий потребуется приложить очень много.

– Если пофантазировать, как будут организованы выборы в будущем?

Всё будет проходить дистанционно. Уверена, есть умы в России, способные разработать надежную программу, с помощью которой можно будет голосовать из любой точки планеты. Наверное, для желающих оставят возможность проголосовать традиционно с помощью бумажного бюллетеня, но это будет в виде исключения.

– Тогда избиркомы будут не нужны!

– Конечно. И сами собой снимутся проблемы с помещениями для голосования и между работодателями и членами УИК! (Улыбается.)

Принципы жизни

– Светлана Александровна, вы строгий руководитель?

– Нет. Я считаю, во взаимоотношениях, в том числе между начальником и подчиненными, самое важное – это доверие.

– А если человек вас подвел, обманул, даете второй шанс?

– Тут действует следующий принцип: доверяй, но проверяй.

– У нашей избирательной системы женское лицо. Что нужно сделать для привлечения в ряды организаторов выборов мужчин?

– Поменьше бюрократии! Мужчины не любят возиться с бумажками, им интереснее решать стратегические задачи. А в участковой комиссии требуется скрупулезность, педантичность, тщательность и внимательность – все эти черты присущи именно женщинам. Хотя без мужского плеча, без хорошей поддержки на избирательном участке никак. К примеру, утратившего адекватность избирателя быстрее и эффективнее успокоит мужчина.

– То, что у организаторов выборов не бывает отпусков, а порой и выходных дней летом, – это уже привычно. Но все-таки как вы объясняете своим родным, что вот сегодня суббота, а вы должны быть на работе?

– Моя семья – это мой настоящий крепкий тыл. Дети, муж, мой папа, который много лет сам был крупным руководителем, – все понимают важность моей работы. Пока только внуки недоумевают, почему я им уделяю не так много времени, как им хотелось бы. И если вернуться к вопросу, что я бы изменила в избирательном законодательстве, то это перенесла бы единый день голосования на март. Это самое удачное время и с точки зрения организации избирательного процесса, и в части явки избирателей. И уверена: меня поддерживают в этом плане многие коллеги в избирательной системе.

– Как вы восстанавливаете силы после такой напряженной работы? Какой отдых предпочитаете?

– Моей главной энергетической батарейкой являются мои близкие. Время, проведенное с семьей, – самое приятное и ценное. Мне нравится читать, выезжать с мужем на природу. Еще одна вещь, без которой я уже не могу представить свою жизнь, это занятия физкультурой. Я хожу на пилатес, там у нас собирается группа людей разных возрастов, интересов и профессий, мы занимаемся либо рано утром, либо вечером после работы. Это настоящая отдушина для меня, позволяющая расслабиться и отпустить какие-то проблемные ситуации.

– Кто для вас является авторитетом?

– Самые важные для меня люди – это мои родители. Сейчас со мной рядом только папа… Именно благодаря поддержке родителей я оставила педагогику и пошла осваивать совсем новую сферу. В работе я очень ценю профессионалов, но таких, кто сохранил в себе человечность, душевную чуткость. Мне повезло в избиркоме работать именно с такими людьми: с Виктором Васильевичем Игнатенко, Людмилой Ивановной Шавенковой, Галиной Михайловной Козловской. Если сейчас взять всех моих коллег независимо от возраста, то каждому я признательна за его жизненный и профессиональный опыт, желание делиться и помогать.

– Какие аргументы вы находите для близких и друзей, которые заявляют, что не пойдут на выборы?

– Я им, во-первых, заявляю, что тем самым они демонстрируют неуважение к моему труду, потому что я вкладываю силы и душу в то, чтобы всё прошло четко и по закону. Во-вторых, говорю, что, игнорируя выборы, они тем самым снимают с себя ответственность за жизнь в городе, области, стране. Но потом не стоит сетовать на плохую власть. Это известное выражение приписывают Уинстону Черчиллю: «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Очень честное высказывание. Если ты хочешь изменений к лучшему, возьми на себя ответственность, сходи и проголосуй.

– В этом году избирательная система Иркутской области отмечает 25-летие. Что хотите пожелать коллегам?

– В этот юбилейный год и во все последующие, прежде всего, желаю здоровья и семейного благополучия. Если эти две вещи есть, то будет и профессиональный рост, и карьерный успех, и любые выборы проведем на самом достойном уровне!

Ани Думикян, Алена Сабирова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости